Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 1/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Издательский дом "БиНО" поздравляет вас с наступающим Новым годом!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Отчетность: подводим итоги и определяем результаты деятельности учреждения за 2006 год

Методсовет ИД "БиНО"

Содержание

Суть прошедшего этапа реформ

Показатели результативности и эффективности работы бюджетных учреждений

Бюджетная отчетность как инструмент контроля за использованием бюджетных средств

Состав бюджетной отчетности за 2006 год

Завершился 2006 год. Вместе с ним закончился и тот этап реформирования бюджетной сферы, который был изложен в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (далее – Постановление № 249).

Реформирование бюджетной сферы – это весьма многогранный процесс, который затрагивает многие стороны деятельности бюджетных учреждений. Так, за последние годы произошло много изменений в бюджетной классификации и процедурах бюджетного процесса, в порядке учета и реализации бюджетных обязательств, стали применяться более современные методы управления бюджетными средствами.

В рамках одной статьи трудно проанализировать все произошедшие перемены. Поэтому в данной статье мы постараемся подвести некоторые итоги завершившегося этапа реформ, которые коснулись планирования и формирования отчетности бюджетного учреждения.

Суть прошедшего этапа реформ

Напомним, что Правительство России Постановлением № 249 одобрило Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах и утвердило план мероприятий по ее реализации на этот период.

Это постановление дало старт многим преобразованиям в бюджетной сфере. Суть реформы заключалась в смещении акцентов бюджетного процесса – в переходе от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" к "управлению результатами".

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Основным итогом этапа реформы в 2004–2006 гг. должно было стать включение в бюджетный процесс еще одной составляющей, а именно процедуры оценки результативности бюджетных расходов. Таким образом, должен был произойти поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Показатели результативности и эффективности работы бюджетных учреждений

В качестве одной из главных задач реформы бюджетной сферы было продекларировано создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Поэтому в рамках утвержденной Концепции предполагалась разработка показателей результативности и эффективности деятельности учреждений бюджетной сферы.

Результативность – это количественный показатель, отражающий результаты деятельности учреждения за определенный период. Главные распорядители бюджетных средств и их получатели должны разработать показатели результативности самостоятельно. Отметим, что некоторые количественные показатели содержатся в статистической отчетности учреждения. Кроме того, определенные данные отражаются во внутриведомственных отчетах, которые составляются либо отдельно, либо в дополнение к основным показателям бюджетной отчетности. Показатели результативности на следующем этапе реформ должны лечь в основу распределения бюджетных ресурсов.

Обратите внимание на то, что в соответствии со статьей 176 БК РФ еще на этапе составления проекта бюджета каждому главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств и бюджетному учреждению должны быть установлены задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Эти задания должны учитывать цели деятельности конкретного учреждения.

Таким образом, показатели результативности должны формироваться именно на стадии составления проекта бюджета.

Эффективность означает, прежде всего, финансовую эффективность, то есть качественную оценку производственной деятельности, выражаемую как соотношение между результатом хозяйственной деятельности и использованными ресурсами (временны’ми, материальными и т.п.).

На данном этапе реформирования бюджетной сферы показатели эффективности использования бюджетных средств весьма важны для государства. С их помощью можно, например, решить, что выгоднее государству: содержать государственный вуз, чтобы получать высококлассных специалистов, или заключить договор на подготовку таких специалистов с коммерческим вузом.

Напомним, что принцип финансовой эффективности и экономии бюджетных средств зафиксирован в статье 34 БК РФ. А в проекте изменений в БК РФ он назван "принципом результативности и эффективности".

Согласно этому принципу бюджетополучатели в процессе исполнения бюджетов должны стремиться достичь заданного результата с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В ходе реформ формирование процедуры оценки результативности и эффективности бюджетных расходов пошло по двум направлениям: первое – совершенствование среднесрочного финансового планирования, второе – разработка механизмов внутреннего и внешнего контроля за результатами использования бюджетных средств.

Заметим, что понятия результативности и эффективности деятельности нельзя в полной мере приложить ко всей бюджетной сфере. Так, в силу специфики функций, возложенных государством на учреждения и организации, подведомственные Минобороны России, МВД России и другим силовым ведомствам, их деятельность должна оцениваться иначе. Однако с точки зрения результативности вполне можно оценивать деятельность образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, научно-исследовательских институтов и подобных учреждений, а также отдельные аспекты работы учреждений и организаций силовых ведомств.

Поэтому далее мы будем говорить об оценке результативности и эффективности 1 бюджетных учреждений, деятельность которых должна быть конкурентоспособной по отношению к деятельности коммерческих организаций аналогичного профиля (в области образования, здравоохранения, науки и др.).

Бюджетная отчетность как инструмент контроля за использованием бюджетных средств

Бюджетная отчетность, как и любая другая бухгалтерская отчетность, должна предоставлять всем заинтересованным пользователям полную и достоверную информацию о предполагаемом и фактическом состоянии дел в бюджетном учреждении. При этом внутренним и внешним пользователям бюджетной отчетности весьма важно знать о социально значимых результатах деятельности государственного сектора, а также о том, эффективны ли расходы, связанные с достижением этих результатов.

Вся обобщенная информация о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, а также об операциях с активами и обязательствами приводится в бюджетной отчетности. Единый порядок ее составления и представления установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н (далее – Инструкция № 5н).

Бюджетная отчетность должна также давать информацию, которая позволяла бы контролировать законность проводимых хозяйственных операций и их целесообразность, а также следить за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами и т.п. Вся эта информация необходима в первую очередь руководителю для принятия своевременных и обоснованных управленческих решений. Поэтому далее показатели, которые формируются в бюджетной отчетности, мы будем рассматривать с точки зрения получения управленческой информации.

Состав бюджетной отчетности за 2006 год

Так о чем же нам может рассказать бюджетная отчетность учреждения? Какую информацию о результатах деятельности и эффективности расходования бюджетных средств мы можем из нее почерпнуть?

Напомним, что бюджетная отчетность по своему составу разделяется на месячную, квартальную и годовую.

В состав бюджетной отчетности получателей бюджетных средств входят следующие формы:

– баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

– отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

– отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

– пояснительная записка (ф. 0503160);

– справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129);

– справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126);

– справка по внутренним расчетам (ф. 0503125).

Последние три формы, а также отчет об исполнении бюджета представляются в составе месячной отчетности, а в составе квартальной и годовой отчетности сдаются все формы. В структуру форм были внесены некоторые изменения письмом Минфина России от 11 октября 2006 г. № 02-14-10/2728.

Отметим, что формы месячной отчетности, на наш взгляд, не несут никакой аналитической информации, необходимой руководителю для принятия решений по управлению результатами деятельности учреждения.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2007 читайте также:

Состав бюджетной отчетности за 2006 год

Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130)

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127)

Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125)

Пояснительная записка (ф. 0503160)

Бюджетная отчетность требует доработки
О сроках представления отчетности и эффективности управления результатом
Отчетность как инструмент планирования

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2007

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО"
Отчетность: подводим итоги и определяем результаты деятельности учреждения за 2006 год

Суть прошедшего этапа реформ

Показатели результативности и эффективности работы бюджетных учреждений

Бюджетная отчетность как инструмент контроля за использованием бюджетных средств

Состав бюджетной отчетности за 2006 год

Бюджетная отчетность требует доработки

О сроках представления отчетности и эффективности управления результатом

Отчетность как инструмент планирования

Методология бюджетного учета
И.В. Алексеева. Особенности отражения в бюджетном учете расчетов с поставщиками и подрядчиками

Юридические основы возникновения обязательств гражданско-правового характера

Отражение в учете расчетов по оплате труда

Расчеты по платежам в бюджеты

Прочие расчеты с кредиторами

Тема номера: налогообложение
С.В. Разгулин. Налоговые проверки: изменения с 2007 года

Представление налоговых деклараций и расчетов

Камеральные налоговые проверки

Выездные проверки

Привлечение к ответственности

Вступление в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки

Привлечение к ответственности за правонарушение, выявленное не в ходе налоговой проверки

Обжалование

Дополнительная проверка

Специальные правила

М.Л. Пашков. Целевое финансирование и налог на прибыль

Что такое целевое финансирование

Средства от вневедомственной охраны

Доходы, не являющиеся целевым финансированием

Назначение целевого финансирования

Гранты от иностранных лиц

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Бухгалтерский учет

Взыскание средств по исполнительным документам

Государственный заказ

Здравоохранение

Использование бюджетных средств

Командировки

Компенсации

Лицензирование

Налогообложение

Нормативы

Образование

Ответственность

Отчетность

Система бюджетных учреждений

Служебное время

Социальная поддержка

Увольнение

Финансирование

Юридическая помощь

Разное

10 лет вместе!
Итоги юбилейного года
Справочная информация
Материалы, опубликованные в БиНО: Бюджетные учреждения в 2006 году

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 4 224 руб., а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 12 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное