Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N6/2014


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2014

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2014;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Вопрос-ответ на тему "Закон № 44-ФЗ"

Отвечает Ермилова Н.Г., специалист-эксперт, консультант по закупкам

Вопрос. В процессе следствия и суда бывает необходимо привлечь переводчика, в том числе и с языков народов, проживающих на территории РФ. Оплату таких услуг производят по смете, из бюджетных средств. Возможно ли выбрать переводчика по нормам Закона № 44-ФЗ, учитывая, что привлечение таких специалистов регулирует Уголовно-процессуальный кодекс?

Ответ. Закон о контрактной системе делает исключение, касающееся судопроизводства. Нормы федеральной контрактной системы не применяют (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ) к процедуре назначения адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Закон № 44-ФЗ (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее – Закон № 44-ФЗ) не содержит аналогичного положения относительно выбора переводчика, эксперта или специалиста.

Вместе с тем можно воспользоваться согласованной позицией органов исполнительной власти (совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 5 марта 2014 г. № 4332-ЕЕ/Д28и, № АЦ/7864), согласно которой к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства, положения Закона № 44-ФЗ не применяют. Данный вывод основан на том, на Порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон № 44-ФЗ для целей регулирования правоотношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками. Учитывая, что указанные лица осуществляют работы (услуги) в целях охраны прав и свобод обвиняемого (подозреваемого), их нельзя квалифицировать как работы (услуги) в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. С указанным письмом можно ознакомиться на официальных сайтах ФАС России и Минэкономразвития России.

Обратите внимание, что единственное требование (п. 1 ст. 59 УПК РФ) к переводчику – это свободное владение языком, необходимое для перевода. Предъявление следствием дополнительных, не предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ требований, будет означать ограничение переводческой деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 15 гл. 3 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"). На практике перевод с языков народов РФ производят носители языка и не требуется наличия документов, подтверждающих владение языком.

Вопрос. Насколько буквально нужно исполнять приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"? Может ли заказчик быть наказан контрольными органами за отступление от данных рекомендаций?

Ответ. Нет, не может.

Начальную максимальную цену контракта или цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (ст. 22 Закона № 44-ФЗ), определяют и обосновывают с использованием пяти методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Считают приоритетным при закупках товаров, работ, услуг у единственного поставщика;

2) нормативный;

3) тарифный. Его применяют только по тем закупкам, где установлено государственное регулирование цен или они установлены муниципальными правовыми актами;

4) проектно-сметный. Применяют при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства по утвержденным сметным нормам и при проведении работ по реставрации объектов культурного наследия по утвержденным государственным реставрационным нормам;

5) затратный. Его применяют, когда невозможно применить ни один из иных методов или в сочетании с этими методами.

Если заказчик обоснует невозможность применения названных методов, то разрешено одновременно применять несколько методов или разработать свой способ расчета НМЦ.

Методические рекомендации по определению начальной максимальной цены контракта разрабатывает (ч.ч. 20 и 20.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) Минэкономразвития России, который утвердил такие рекомендации (приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567). Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ может дополнить данные методические рекомендации своими, в том числе рекомендациями по обоснованию и применению иных методов определения цен при заключении контрактов для обеспечения нужд субъекта РФ.

Положения разработанных Минэкономразвития России методических рекомендаций безусловно полезны заказчикам, но их обязательное исполнение действующим законодательством не предусмотрено. Об этом неоднократно заявляли на открытых семинарах и в интервью представители Минэкономразвития России (Чемерисов М.В., директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России) и ФАС России (Демидова Т.П., начальник Управления контроля размещения государственного заказа). В частности, антимонопольным органом было озвучено следующее: "Форма "методические рекомендации" исключает нормативный характер данного акта. Он носит рекомендательный, методический характер. Поэтому контролирующие органы при проверке правильности обоснования начальной (максимальной) цены контракта не обязаны руководствоваться требованиями приказа".

Вопрос. Может ли сотрудник контрактной службы, зачастую больше всех владеющий предметом закупки, быть членом комиссии по осуществлению закупок? Или это запрещено?

Ответ. Это не запрещено.

При создании контрактной службы многие учреждения как запрет восприняли право (но не обязанность!) установить, что работники контрактной службы не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок (п. 8 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631). Такого ограничения ни федеральное законодательство о контрактной системе, ни принятые во исполнение закона нормативные правовые акты органов исполнительной власти не содержат.

Если учреждение самостоятельно не установит в своем Положении о контрактной службе такой запрет, то члены комиссии одновременно могут быть работниками контрактной службы. Напомним, что свое Положение о контрактной службе учреждение может уточнить и утвердить поправки приказом руководителя.

Вопрос. Во взаимоотношениях поставщика и заказчика иногда возникают разногласия по сроку возврата денежных средств, внесенных в обеспечение заявки, поданной на конкурс. Как избежать ошибок?

Ответ. "Штатный" случай возврата денежного обеспечения заявки участникам закупки – это возврат обеспечения после подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или протокола подведения итогов электронного аукциона. То есть когда определен победитель. Возврат денег производят всем "проигравшим" в конкурсе. Также прекращают блокирование средств участников электронного аукциона. Победителю закупки денежные средства возвращают после подписания контракта.

Возврат обеспечения заявки производят участнику закупки и при наступлении следующих случаев:

 закупочная процедура отменена;

 участник закупки отозвал заявку до окончания срока подачи заявок, установленного в извещении;

 заявка на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) получена после окончания срока подачи заявок;

 заявка по результатам рассмотрения отклонена;

 комиссией до заключения контракта с победителем обнаружено и оформлено соответствующим протоколом несоответствие лица требованиям к участникам закупки или им представлена недостоверная информация в подтверждение этих требований (ч. ч. 9 и 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Срок возврата денежных средств отсчитывают с даты наступления одного из указанных выше случаев. При этом при проведении (ч. 6 ст  44 Закона № 44-ФЗ):

 конкурса и закрытого аукциона – денежные средства возвращают на счет участника закупки в течение не более чем пяти рабочих дней;

 электронного аукциона – в течение не более чем одного рабочего дня прекращают блокирование денежных средств.

Участник закупки вправе требовать уплаты пени за просрочку возврата денежных средств в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России.

Учреждению-заказчику стоит неукоснительно соблюдать эти сроки, поскольку предусмотрено (ст. 7.31.1 КоАП РФ), что при превышении срока возврата:

– до трех рабочих дней применяют штраф 5 000 руб. к виновным должностным лицам и 30 000 руб. – к юридическому лицу;

– более трех рабочих дней – штраф уже составляет 15 000 руб. к должностному лицу и 90 000 руб. – к юридическому лицу, допустившему просрочку.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций, учреждению стоит издать внутренний распорядительный документ, регламентирующий порядок возврата денежных средств. В нем должно быть прописано взаимодействие контрактной службы (контрактного управляющего), комиссии и бухгалтерской службы. Бухгалтер должен быть в курсе закупки не только на этапе заключения контракта, но и в случаях, когда возврат производят в индивидуальном порядке (отзыв заявки, возврат в случае подачи заявки с опозданием и др.).


Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2014

Публичные обязательства
Работа над ошибками
Учет расходов на отопительное оборудование
Вопрос-ответ: Федеральный закон № 44-ФЗ
Обзор документов
Кроссворд от БиНО

Обновления на сайте bino.ru

Покупайте поштучно издания и статьи!

Теперь на нашем сайте можно приобрести поштучно электронные издания в разделе "Издания 2013" и отдельные статьи в разделе "Статьи 2013".

Оплачивайте онлайн!

Вы можете оплачивать подписку онлайн (картой, электронными деньгами) и получать моментальный доступ.

Подписка

Продолжается подписка на II полугодие 2014 год через почтовые отделения, Издательский дом и в альтернативных агентствах подписки: http://bino.ru/Podpiska.

Рады вам предложить более гибкие варианты подписки на печатные издания! Теперь вы можете оформить подписку в издательстве не только на год, но и на полугодие, с приложением или без приложения.

Напоминаем, что в 2014 году журнал "БиНО: Некоммерческие организации" будет выходить только в электронном виде.

Познакомьтесь с журналами БиНО

Теперь перед покупкой подписки на электронную версию журналов БиНО вы можете ознакомиться с составом рассмотренных тем и их содержанием. Для этого в разделе "О журналах" http://bino.ru/Info_o_Jornal в зоне "Темы номеров" ознакомьтесь со списком тем и содержанием любой интересующей вас темы, кликнув на ее название.

Для руководителя

На сайте открыт раздел руководителя, в котором представлена первая тема "Покупка дорогостоящего оборудования". Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/razdel_rukovoditelya. Приглашаем всех руководителей посмотреть тему и написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Жизнь со вкусом

В рубрике "Жизнь со вкусом" вы узнаете о проверенных рецептах наполнения жизни вкусом; об улучшении мироощущения через радость открытия нового, через упрощение сложных задач, через ежедневное наслаждение процессом и результатом: http://bino.ru/life_with_taste

Электронные журналы

Для подписчиков электронных версий изданий доступен журнал "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2014, "БиНО: Казенные учреждения" № 1/2014, "БиНО: Автономные учреждения" № 1/2014 и "БиНО: Некоммерческие организации" № 1/2014: http://bino.ru/Elektronniy_Journal.

На сайте bino.ru в разделах электронных версий журналов представлена удобная навигация по годам.

Бесплатный образец электронного журнала с темой номера "Создание web-сайта организации" http://bino.ru/Sample_journal_bino.

Архив статей БиНО

В архиве статей представлены около 100 материалов, опубликованных в наших журналах в 2008–2011 гг.: http://bino.ru/Arhiv_statey. Статьи находятся в открытом доступе!

Размышления у картины

Кубарев В.Г. У старого колодца: http://bino.ru/kubarev_u_starogo_kolodtsa.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное