Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 7/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 7/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Содержание журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 7/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Плата за загрязнение окружающей среды в 2006 году

С.В. Балдина, генеральный директор Центра финансовых экспертиз

М.С. Мухин, начальник управления ФСКН России

Содержание

Плохая новость: введена ответственность за нарушение сроков внесения платы

Хорошая новость: сроки внесения платы отменены

Еще о сроках уплаты

 

С тех пор как налоговые органы ослабили интерес к плате за загрязнение окружающей природной среды (плате за негативное воздействие на окружающую среду), а администрированием данного платежа стали заниматься природоохранные органы, уровень напряженности в "фискально-природоохранной" сфере заметно снизился. Возложение на природоохранные органы несвойственных им функций в сочетании с ограниченными материально-трудовыми ресурсами не позволяет им привлекать к уплате фискального сбора абсолютно всех субъектов хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство, тем не менее, не исключает для хозяйствующих субъектов возможность встречи с представителями природоохранных органов. А события, произошедшие в конце минувшего года, заставляют вновь обратиться к забытой, казалось бы, теме. Результат анализа этих событий напоминает известную анекдотическую формулу о плохой и хорошей новости. Следуя этой формуле, представим произошедшее в "классической" последовательности: сначала о плохом, затем о хорошем.

Плохая новость: введена ответственность за нарушение сроков внесения платы

Времена, когда контролирующие органы пытались воздействовать на природопользователей, нарушающих сроки внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, при помощи инструментов налогового администрирования, остались в прошлом. Сегодня почти любой налогоплательщик знает, что указанный платеж не входит в систему налогов и сборов, в связи с чем взимание за просрочку его внесения (неуплату, неполную уплату) пеней и штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, неправомерно. Природоохранное же законодательство до недавнего времени не предусматривало каких-либо мер ответственности за нарушение сроков внесения платы за загрязнение окружающей природной среды.

На этом фоне внесение соответствующих поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях выглядело вполне оправданным, поскольку государство, безусловно, должно располагать мерами воздействия на субъектов публичного обязательства. Однако меры, узаконенные новой статьей 8.41 "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую природную среду" КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. № 183-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 8 января 2006 г. (далее - Закон № 183-ФЗ), приводят в недоумение.

Штрафы, установленные новой статьей 8.41 КоАП РФ, составляют от 30 до 60 МРОТ (от 3 000 до 6 000 руб.) для должностных лиц и от 500 до 1 000 МРОТ (от 50 000 до 100 000 руб.) для юридических лиц. Как видим, штрафы за минимальную по времени задержку платежа и его долговременную неуплату почти не различаются. Разумеется, можно апеллировать к дифференцированным размерам штрафов, однако несомненно, что в каждом конкретном случае их размер будет определяться субъективно. И совершенно очевидно, что штраф в размере 50 000-100 000 руб. за однодневную просрочку платежа, исчисляемого несколькими десятками или сотнями рублей, выглядит чрезмерным.

Полагаем, что депутаты Московской городской думы (именно ею был внесен проект указанного федерального закона), а также комитеты Государственной думы, давшие положительное заключение по законопроекту, руководствовались самыми благими намерениями. Как следует из заключения Комитета Государственной думы по природным ресурсам и природопользованию от 3 марта 2005 г.: "Законопроектом предлагается установить достаточно широкие пределы размеров административных штрафов для юридических лиц, которые должны производиться с учетом объема производства, ведущегося с нарушением экологических требований, и не преследовать цели разорения предприятия".

Однако законодателями не были учтены все последствия, с которыми придется столкнуться природопользователям на практике. Можно с известной долей уверенности говорить о том, что при отсутствии в статье прямого указания на то, что размер ответственности зависит от "объема производства, ведущегося с нарушением экологических требований", административные штрафы будут "производиться" без оглядки на данное обстоятельство. И еще не стоит забывать, что природоохранные органы упорно пытаются навязать плату, в том числе и тем, у кого почти нет производственной деятельности или все производство состоит в оказании услуг.

Хорошая новость: сроки внесения платы отменены

При обсуждении возможного нарушения "установленных сроков" всегда встает вопрос о том, кто, когда и на каком основании эти сроки установил. Отправная точка для решения данного вопроса - норма пункта 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее - Постановление № 632, Порядок, установленный Постановлением № 632).

В соответствии с этой нормой плата перечисляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Минприроды России.

Однако с момента принятия Постановления № 632 и до настоящего времени территориальные природоохранные органы не занимались установлением сроков внесения платы за загрязнение окружающей природной среды. Причиной, видимо, стало то обстоятельство, что в 1993 г. силами трех федеральных органов исполнительной власти (письмо Минприроды России, Минфина России и Госналогслужбы России от 3 марта 1993 г. № 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10) был утвержден Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (далее - Порядок).

Помимо сроков перечисления платы Порядком были установлены:

- обязанность природопользователей вносить наряду с фактическими плановые платежи;

- сроки внесения плановых платежей;

- обязанность природопользователей представлять в налоговые органы расчеты платы;

- обязанность природопользователей согласовывать расчеты с территориальными природоохранными органами;

- форма и сроки представления расчетов платы налоговым органам.

На протяжении без малого 13 лет указанный Порядок был, пожалуй, главным по степени информативности нормативным правовым актом, на основании которого исчислялась и вносилась в бюджет плата за загрязнение окружающей природной среды.

Однако совместным приказом Минфина России и Минприроды России от 22 ноября 2005 г. № 313, 143н ранее действовавший Порядок фактически ликвидирован. Любопытно, что отмена Порядка, состоявшаяся в ноябре 2005 г., мотивирована принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Совместный приказ Минфина России и Минприроды России от 22 ноября 2005 г. № 313, 143н опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" (от 12 декабря 2005 г. № 50) и в "Российской газете" (от 22 декабря 2005 г. № 288). Соответственно, с 23 декабря 2005 г. и до момента вступления в силу нового нормативного правового акта, устанавливающего сроки внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, обязанность по уплате данного фискального сбора не может считаться установленной. В связи с этим введенная в КоАП РФ с 8 января 2006 г. статья 8.41 "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую природную среду" применению в отсутствие установленных сроков не подлежит.

Кроме того, с 23 декабря 2005 г. у природопользователей отсутствует обязанность составлять и представлять кому-либо расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды, а также согласовывать их (формы расчетов в нормативной правовой базе отсутствуют).

Еще о сроках уплаты

Неверно, однако, было бы полагать, что период отсутствия сроков внесения платы за загрязнение окружающей природной среды будет длиться долго. По-видимому, этот пробел будет восполнен уже в ближайшее время. Свидетельством тому является приказ Ростехнадзора от 27 января 2006 г. № 49 "Об установлении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду". В соответствии с пунктом 1 данного приказа территориальным органам предложено установить и довести до сведения природопользователей следующие рекомендованные сроки внесения платы:

- по итогам IV квартала 2005 г. - 30 января 2006 г.;

- по итогам I квартала 2006 г. - 20 апреля 2006 г.;

- по итогам II квартала 2006 г. - 20 июля 2006 г.;

- по итогам III квартала 2006 г. - 20 октября 2006 г.;

- по итогам IV квартала 2006 г. - 20 января 2007 г.

Формулировка, использованная Ростехнадзором в приказе от 27 января 2006 г. № 49, выглядит странной: федеральный орган исполнительной власти приказывает (!) установить рекомендуемые (?) им сроки уплаты. Обратите внимание: этот приказ Ростехнадзора сам по себе не устанавливает сроков внесения платы; сроки, указанные в нем, носят рекомендательный характер. В силу пункта 9 Порядка, установленного Постановлением № 632, определение сроков, как отмечено выше, относится к компетенции территориальных природоохранных органов. Последние, логично предположить, не замедлят отреагировать на указание вышестоящего ведомства.

Вместе с тем очевидно, что сроки внесения платы за загрязнение окружающей природной среды по итогам IV квартала 2005 г. в принципе не могли быть установлены территориальными природоохранными органами и официально доведены до сведения природопользователей в рекомендованном Ростехнадзором виде. Трехдневный срок, прошедший после подписания приказа Ростехнадзора от 27 января 2006 г. № 49 до наступления предложенной даты внесения платежа за IV квартал 2005 г. (включающий в себя, к тому же, два выходных дня), был явно недостаточен для принятия, официального опубликования и вступления в силу соответствующего нормативного акта.

В полной версии статьи в журнале"БиНО: Силовые ведомства" № 7/2006 читайте также:

Кто устанавливает сроки внесения платы за загрязнение окружающей среды
Кто обязан вносить плату за загрязнение окружающей среды?
Все равны перед законом
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при использовании автотранспорта

Содержание журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 7/2006

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО"
Что нужно знать бюджетным учреждениям при закупке товаров, работ и услуг (размещении заказов)

Нормативно-правовая основа

На какие сделки распространяется действие закона о госзакупках

Комиссия по размещению заказов

Способы размещения заказов

Сроки, отведенные на размещение заказа и выполнение контракта

Закупки и исполнение сметы

Ответственность за нарушение законодательства по размещению заказов    

Тема номера: исполнительные документы
Е.А. Малинина. Новый порядок взыскания средств по денежным обязательствам бюджетополучателей

Причины изменения правил взыскания средств

Изменения в законодательстве Российской Федерации

Судебные акты

Исполнение судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений

Вопросы, на которые закон не дает ответа

Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию

Учет и хранение документов по исполнению судебных актов

Резюме

Налоговые и другие обязательные платежи
Н.Г. Федорчук. Налог на прибыль с точки зрения Высшего арбитражного суда РФ

Доходы от платных услуг и сдачи имущества в аренду целевыми средствами не являются

Экономическая выгода при безвозмездном пользовании имуществом - внереализационный доход

Дивиденды, выплаченные государственным органам, в налоговую базу не включаются

Учет предоплаты в налоговой базе зависит от метода определения доходов и расходов

Налогоплательщик вправе вернуть излишне уплаченные авансовые платежи

Взыскать авансовые платежи можно наравне с налогом

Возврат переплаты налога или авансового платежа зависит от срока окончания камеральной проверки

С налогового агента штраф по статье 119 НК РФ не берется

С.В. Балдина, М.С. Мухин. Плата за загрязнение окружающей среды в 2006 году

Плохая новость: введена ответственность за нарушение сроков внесения платы

Хорошая новость: сроки внесения платы отменены

Еще о сроках уплаты

Кто устанавливает сроки внесения платы за загрязнение окружающей среды

Кто обязан вносить плату за загрязнение окружающей среды?

Все равны перед законом

Плата за негативное воздействие на окружающую среду при использовании автотранспорта

Заключение

Практикум бухгалтера
С.Н.Кормилицына. Возмещение расходов по уплате государственной пошлины военнослужащим-призывникам

Общие правила уплаты и возврата государственной пошлины

Возмещение военнослужащим расходов по уплате государственной пошлины

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Денежное довольствие, оплата труда

Жилищное обеспечение

Контракт о прохождении службы

Пенсионное обеспечение

Социальная поддержка

Увольнение со службы

Юридическая помощь военнослужащим

10 лет вместе!
Кроссворд "Знаток БиНО и ИПС"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное