Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 8/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 8/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Содержание журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 8/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ: что мешает ревизорам?

А.А. Приходченко, адъюнкт Военного финансово-экономического университета Минобороны России, подполковник

Содержание

Правовые основы проведения ревизий

Подготовка к ревизии

Кадры финансовой инспекции и оплата их труда

Объем выполняемой работы

 

Сегодня ведомственный контроль за расходованием и использованием выделенных в распоряжение Вооруженных Сил РФ финансовых и материальных ресурсов приобретает особое значение. Дело в том, что раньше финансово-экономическая служба Вооруженных Сил РФ подвергала проверкам и ревизиям сравнительно небольшую долю потребления - только финансовые ресурсы. С 1 января 1999 г. на основании директивы министра обороны РФ от 8 февраля 1998 г. № Д-3 "О реорганизации органов финансового и хозяйственного контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации" в контрольно-ревизионных органах Минобороны России была внедрена новая организационно-штатная структура. Новая структура была призвана усилить контроль над всем объемом материальных средств, поступающих в армию и на флот.

Кроме того, смена общественно-экономической формации в стране выдвинула на первый план стоимостные рычаги управления, что, в свою очередь, привело к переводу экономики Вооруженных Сил РФ на рыночные рельсы.

Правовые основы проведения ревизий

Прежде всего, хочется отметить, что на уровне государства нет законодательного акта, который определял бы, что такое ревизия, каковы ее цели и задачи, как она проводится и как оформляются ее результаты; обязанности и права контролирующих органов и их работников; возможность для проверяемой организации оспорить результаты ревизии.

Проводить проверки помимо финансово-экономической службы Вооруженных Сил РФ имеют право контрольно-ревизионные подразделения федеральных органов исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, контрольные органы власти субъектов РФ и т.д. Все эти органы предъявляют к проверяемым требования, установленные не законом, а ведомственными документами. А они подчас резко отличаются друг от друга и не всегда, мягко говоря, соответствуют другим нормативно-правовым актам. Страдает от этого главным образом проверяемая сторона, права которой заведомо ущемляются.

Контрольно-ревизионные органы Минобороны России при проведении ревизий и проверок руководствуются Положением о финансовом контроле в Министерстве обороны (введено в действие приказом министра обороны СССР от 19 августа 1982 г. № 200; далее - Приказ № 200), а также (с 1 января 1999 г.) разработанной в Минобороны России Временной инструкцией по проведению документальной ревизии финансовой и хозяйственной деятельности воинской части (далее - Временная инструкция).

Однако в этих документах не учтены изменения, произошедшие за последние десятилетия в экономике страны. Так, права и обязанности инспектора-ревизора не соответствуют сложившейся обстановке, а многие положения просто устарели (например, возможность проведения встречной сверки счетов на приобретение товарно-материальных ценностей в торгующих организациях и др.).

Это ставит проверяющих в трудное положение и создает возможности для уклонения от контроля в самых разнообразных формах. Так, инспектор-ревизор должен проверить достоверность оправдательных документов по расходованию денежных и материальных средств, особенно счетов на приобретение товарно-материальных ценностей. Сделать это можно только непосредственно в организациях, оформивших эти документы. Однако далеко не все торгующие организации идут на добровольное сотрудничество с органами финансового контроля Минобороны России. Другие же способы воздействия на современное бизнес-сообщество для получения необходимой информации, ввиду неопределенности статуса ревизора, часто приводят к отрицательному результату.

Напомним, что Положение о контроле за хозяйственной деятельностью в Советской армии и Военно-морском флоте (приказ министра обороны СССР от 5 ноября 1982 г. № 250) сегодня отменено. Поэтому руководящих документов по осуществлению финансового и хозяйственного контроля в окружном и центральном звеньях управления нет. Контрольно-ревизионная работа регламентирована только в войсковом звене. Так, приказом министра обороны РФ от 23 июля 2004 г. № 222 утверждено Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Однако и в этом документе есть недостатки. Так, здесь, в частности, не определена цель контроля над хозяйственной деятельностью (предупреждение незаконного и нецелесообразного осуществления хозяйственных операций, исключение возможности нарушения законности в расходовании материальных и денежных средств). Кроме того, не указана такая форма контроля, как анализ отчетных документов, не определен порядок планирования ревизий (проверок); не уточнены обязанности и права должностных лиц, проводящих ревизии (проверки).

Подготовка к ревизии

Проблемы возникают уже на этапе подготовки к ревизии. Чтобы получить контрольные данные по воинской части, организации или учреждению, которые состоят на финансовом довольствии непосредственно в военном округе (так называемые части окружного подчинения), инспектору-ревизору необходимо посетить 20-25 различных управлений военного округа. Согласимся, что это практически невозможно и значительно удлиняет подготовительный этап.

Кроме того, нередко финансовая инспекция округа или соединения проводит ревизии и проверки воинских частей других видов и родов войск центрального подчинения, которые дислоцируются на территории данного военного округа. Спрашивается, где инспектору-ревизору ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью таких воинских частей и получить на них контрольные данные? Как правило, вышестоящие организации таких структурных подразделений Минобороны России находятся в центральных районах страны, а согласование с ними этих вопросов занимает довольно много времени.

Отсутствие централизованной информационной системы приводит порой к тому, что о новых нормативных документах по вопросам финансово-экономического и материального обеспечения войск инспектор-ревизор узнает непосредственно в воинской части от начальника финансово-экономического органа. Такое положение дел подвергает сомнению эффективность проводимой затем ревизии или проверки данной воинской части.

Кадры финансовой инспекции и оплата их труда

Низка мотивация труда должностных лиц финансовой инспекции Минобороны России. Так, в соединении она состоит из трех человек: начальник инспекции - штатная категория "подполковник", 20-й тарифный разряд; старший инспектор-ревизор - "майор", 17-й тарифный разряд; инспектор-ревизор тыла - "майор", 16-й тарифный разряд.

Однако помощник командира полка по финансово-экономической работе имеет 19-й тарифный разряд и штатную категорию "майор" - то есть практически равное служебное положение со старшим инспектором-ревизором (инспектором-ревизором) финансовой инспекции соединения. Кроме того, по величине оклада по воинской должности начальник финансово-экономической службы полка даже выигрывает.

Значима разница в размере оклада по воинской должности и между начальником финансовой инспекции и начальником финансово-экономического органа в соединении: у них соответственно 20-й и 22-й тарифные разряды. Думается, что здесь необходимо вносить коррективы, так как тарифные разряды этих военнослужащих должны быть как минимум равны.

Не решен вопрос, как обеспечить кадрами финансовую инспекцию соединения в случаях плановой ротации или увольнения в запас. Если на должность начальника финансовой инспекции может быть назначен выпускник Военного финансово-экономического университета Минобороны России, то на должности старшего инспектора-ревизора и инспектора-ревизора, особенно в отдаленных районах, назначать практически некого.

Помощник командира полка по финансово-экономической работе в подавляющем большинстве случаев откажется от такого предложения (понижение тарифного разряда, разъездной характер работы, равная штатная категория при увеличившемся и усложнившемся объеме должностных обязанностей и т.д.). Помощник же командира батальона по финансово-экономической работе не обладает достаточным опытом и навыками контрольно-ревизионной работы. Такие должности (со штатной категорией "старший лейтенант") комплектуются, как правило, молодыми офицерами - выпускниками Ярославского военного финансово-экономического института. Они, не пройдя соответствующие служебные ступени, вряд ли в состоянии качественно провести ревизию финансовой и хозяйственной деятельности воинской части типа "полк".

Учитывая то, что такие случаи далеко не единичны, полагаем, что следует изменить порядок подбора кадров в финансовую инспекцию войскового звена. Например, можно разработать систему выдвижения на вышестоящие должности отличившихся и наиболее достойных работников контрольно-ревизионных органов, а также предоставить им право преимущественного поступления в вузы Минобороны России.

Отметим также такой недостаток в штате финансово-экономических органов. Финансово-экономическая служба войскового звена выполняет в том числе контрольные функции в подчиненных воинских частях, организациях и учреждениях. Однако штатом танкового соединения не предусмотрена должность заместителя начальника финансово-экономического органа. Это приводит к тому, что в отсутствие начальника (болезнь, отпуск, увольнение и другие причины) предварительным контролем и проверками по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности заниматься некому. А это может привести к резкому увеличению нарушений бюджетной, налоговой, платежной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины в этот период.

Объем выполняемой работы

Приходится признать, что финансовая инспекция Минобороны России, например, окружного звена имеет такой объем обязанностей, который не всегда позволяет ей соблюдать такие принципы контроля, как непрерывность и массовость.

Дело в том, что количество лицевых счетов, финансируемых финансово-экономическим управлением (ФЭУ) военного округа, весьма значительно. Кроме того, в полках, бригадах, соединениях и объединениях кроме воинских частей, входящих в их состав, стоит на довольствии множество организаций и подразделений Минобороны России, не имеющих самостоятельного финансового хозяйства, которые также необходимо контролировать.

Однако при имеющейся штатной численности финансовой инспекции военного округа в течение одного календарного года сделать это довольно проблематично. Поэтому нормативный срок проведения ревизий в некоторых воинских частях, организациях и учреждениях превышен.

Напомним, что контрольные органы обязаны не реже одного раза в год проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Это установлено в пункте 4 Указа Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 8/2006 читайте также:

Взаимодействие финансовой инспекции с другими контрольно-ревизионными органами
Качественные проблемы ревизий
Формы отчетности по текущему контролю
Воздействие начальника финансовой инспекции на командиров воинских частей
Материальное поощрение инспекторов
Ревизии военных комиссариатов районов (городов)
Внутрипроверочные комиссии воинской части
Взыскание материального ущерба

Содержание журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 8/2006

Тема номера: изучаем Инструкцию № 25н
И.В. Алексеева. Особенности учета нефинансовых активов в соответствии с Инструкцией № 25н

Состав основных средств, нематериальных и непроизведенных активов

Состав материальных запасов

Вложения в нефинансовые активы

Присвоение инвентарных номеров

Амортизация

Оценка основных средств, нематериальных и непроизведенных активов

Оценка материальных запасов

Регистры аналитического учета

С.В. Балдина. Учет нефинансовых активов: ответы на вопросы

Общие вопросы учета нефинансовых активов

Принятие к учету основных средств

Переоценка основных средств

Амортизация и списание основных средств

Т.Е. Володина. Выбытие основных средств в бюджетных учреждениях

Выдача основных средств в эксплуатацию

Безвозмездная передача основных средств

Документы, необходимые для списания, продажи или изъятия основных средств

Списание основных средств, пришедших в негодность

Продажа и изъятие основных средств

Списание недостач, выявленных при инвентаризации

Практикум бухгалтера
Е.Н. Зоткина. Приобретение, учет и налогообложение путевок для детей

Кому и как оплачивать путевки за счет ФСС РФ

Как получить путевку за счет ФСС РФ

Налогообложение операций с путевками

Бюджетный учет расчетов по путевкам

Что необходимо знать командиру
А.А. Приходченко. Ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ: что мешает ревизорам?

Правовые основы проведения ревизий

Подготовка к ревизии

Кадры финансовой инспекции и оплата их труда

Объем выполняемой работы

Взаимодействие финансовой инспекции с другими контрольно-ревизионными органами

Качественные проблемы ревизий

Формы отчетности по текущему контролю

Воздействие начальника финансовой инспекции на командиров воинских частей

Материальное поощрение инспекторов

Ревизии военных комиссариатов районов (городов)

Внутрипроверочные комиссии воинской части

Взыскание материального ущерба

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бухгалтерский учет, бюджетная классификация

Военные сборы

Денежное довольствие, оплата труда

Образование

Продовольственное и вещевое обеспечение

Социальная поддержка

Увольнение со службы

10 лет вместе!
Кроссворд "Нефинансовые активы"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное