Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 11/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 11/2006

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 11/2006;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Расчет и налогообложение экологических платежей. Что надо учесть организации

Л.П. Фомичева, аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ

Содержание

Сроки внесения платы

Порядок представления отчетности

Ставки платы и разработка нормативов и лимитов выбросов и отходов

Как известно, организации всех форм собственности обязаны перечислять в бюджет экологические платежи, а именно плату за негативное воздействие на окружающую среду (ранее она называлась платой за загрязнение окружающей природной среды).

Кроме того, нужно представлять отчетность по этой плате в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). И перечислять платежи, и представлять отчетность необходимо в определенные сроки.

Сроки внесения платы, формы и сроки отчетности по ней были установлены в Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденном 3 марта 1993 г. Минприроды России (№ 04-15/61-638), Минфином России (№ 19), ГНС России (№ ВГ-6-02/10).

Однако 22 ноября 2005 г. совместным приказом МПР России и Минфина России № 313, 143н данный Порядок был отменен.

В результате сроки и формы, установленные в этом документе, перестали действовать. Для ликвидации правового пробела Ростехнадзор приказом от 23 мая 2006 г. № 459 утвердил новую форму расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления. Данный документ зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2006 г. (№ 8070).

Расчет заполняют предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, которые осуществляют любую деятельность на территории РФ, связанную со следующими видами вредного воздействия на природу:

– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

– сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

– размещение отходов производства и потребления.

В этой статье мы рассмотрим, как произвести все необходимые для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду вычисления и заполнить расчет. Также коснемся особенностей учета данной платы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Сроки внесения платы

До 2006 г. порядок уплаты был следующим. До 20-го числа последнего месяца отчетного квартала в бюджет вносились авансы по платежам за загрязнение окружающей природной среды. Если плата за фактическое загрязнение превышала перечисленный аванс, то разницу следовало доплатить до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Приказами Ростехнадзора от 27 января 2006 г. № 49 и от 8 июня 2006 г. № 557 были установлены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которым экологические платежи необходимо перечислять не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Подобный порядок внесения платежей установлен и в приказе Ростехнадзора от 23 мая 2006 г. № 459.

Подчеркнем, что приказы № 459 и 557 1 не предусматривают уплату авансовых платежей. Кроме того, в них не предусмотрена процедура обязательного предварительного согласования расчетов платы с территориальными органами Ростехнадзора и иными органами исполнительной власти.

Порядок представления отчетности

Утвержденная форма отчетности отсутствовала с IV квартала 2005 г. по II квартал 2006 г. включительно. В это время природопользователи сомневались, нужно ли перечислять плату и составлять отчетность по ней, и многие этого не делали. Могут ли они быть наказаны за непредставление отчетности в связи с отсутствием утвержденной формы?

Плата за негативное воздействие не является ни налогом, ни сбором. Поэтому статья 119 Налогового кодекса РФ, в которой установлена ответственность за непредставление налоговой декларации, не может быть применена к расчетам по данной плате. Приказ Ростехнадзора является ведомственным правовым актом. Как отметил Конституционный суд РФ в определении от 10 июля 2003 г. № 316-О, пункт 2 статьи 119 НК РФ не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте.

Отметим, что Кодекс РФ об административных правонарушениях (статья 8.41) предусматривает административную ответственность за нарушение сроков уплаты экологических платежей, а не за отсутствие (непредставление) расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Ростехнадзора от 23 мая 2006 г. № 459 утверждена новая форма расчета. Ввиду того, что данный приказ вступил в силу только в августе 2006 г. (данный документ был официально опубликован 31 июля 2006 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 31), первый отчетный период, за который следует представить расчеты по новой форме, утвержденной данным приказом, – это III квартал 2006 г. (срок – до 20 октября 2006 г.), поскольку отчетным периодом признается календарный квартал.

Расчет представляется в территориальный орган Ростехнадзора (управление по технологическому и экологическому надзору) по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия (то есть транспортного средства).

Расчет может представить лично плательщик, его можно также передать через представителя, отправить по почте (с описью вложения) или передать по электронной почте (факсу). Если передвижные средства зарегистрированы в разных субъектах РФ, для каждого субъекта составляется отдельный расчет.

Ставки платы и разработка нормативов и лимитов выбросов и отходов

При расчете экологических платежей необходимо руководствоваться следующими документами, в которых указаны ставки платежей:

– Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, которым утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок № 632);

– Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее – Постановление № 344);

– Постановление Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410, которым внесены изменения в Постановление № 344 и установлена по некоторым позициям новая плата (далее – Постановление № 410).

При расчете суммы платежей необходимо также руководствоваться Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды России 26 января 1993 г.

Обращаем ваше внимание на два разных понятия, которые используются в названных выше постановлениях, – нормативы и лимиты выбросов (отходов). При этом для каждого вида выбросов установлены две ставки платы в рублях: одна, если выбросы находятся в пределах норматива, и вторая (в пять раз больше), если выбросы превышают норматив, но меньше лимита. Кроме того, если выбросы превышают и лимит, сумма платежа увеличивается еще в пять раз (подробнее об этом см. ниже в разделе о заполнении расчета).

Лимиты устанавливаются только в том случае, если невозможно соблюсти нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ. При этом организация должна иметь планы снижения выбросов и сбросов, согласованные с органами Ростехнадзора.

Выбросы веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются только на основании разрешений, которые выдают органы Ростехнадзора.

Заметим, что для размещения отходов производства и потребления предусмотрен только лимит – норматива нет. А для платы за передвижные источники загрязнений, то есть автомобили, принят совсем другой порядок: плата рассчитывается от количества использованного топлива. Тем не менее для использования автомобилей также необходимо получить разрешение на выбросы.

Если у природопользователя отсутствует оформленное в установленном порядке разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ считается сверхлимитной и соответственно считается плата.

Проекты нормативов и лимитов должны разрабатывать сами организации, которые загрязняют окружающую среду. Порядок разработки и утверждения нормативов приведен в Постановлении Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545. Он общий для всех видов негативного воздействия. Кроме того, для каждого вида воздействия на окружающую среду разработан свой порядок. В частности, для лимитов на размещение отходов соответствующие методические указания утверждены приказом МПР России от 11 марта 2002 г. № 115. Для выбросов в атмосферный воздух порядок разработки нормативов указан в приказах Госкомэкологии России от 14 апреля 1997 г. № 158, от 12 ноября 1997 г. № 497, от 8 апреля 1998 г. № 199 "Об утверждении методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" и от 30 апреля 1999 г. № 216 "Об утверждении Методики расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при производстве металлопокрытий гальваническим способом (по величинам удельных показателей)".

Что касается нормативов выбросов для передвижных источников загрязнения, то они должны устанавливаться государственными стандартами РФ, а при их отсутствии и вплоть до их принятия – Ростехнадзором (Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него").

Заметим также, что Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 (далее – Постановление № 609) утвержден специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".

На основе проектов Ростехнадзор устанавливает для организаций нормативы и лимиты, в пределах которых выбросы считаются допустимыми. Если организация не составила проект, то все выбросы или отходы считаются сверхлимитными и должны оплачиваться в повышенном размере.

Производственные предприятия разрабатывают проекты, как правило, силами своих специализированных лабораторий. Но и все остальные организации, даже если у них нет в штате экологической службы или специалиста-эколога, в состоянии своими силами разработать и согласовать проект нормативов и рассчитать размер платы.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 11/2006 читайте также:

Выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ
Заполнение расчета платы

Что входит в расчет

Заполнение разделов 1, 3 и 4

Заполнение раздела 2

Заполнение расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет

Особенности включения платы в расходы при налогообложении

Анонс содержания журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 11/2006

Отражение в бухгалтерском учете учреждения как администратора бюджетных средств операций по исполнению бюджета
Плата за негативное воздействие на окружающую среду с точки зрения органов государственной власти
Расчет и налогообложение экологических платежей. Что надо учесть организации
Войсковые части и экология: разработка нормативов и внесение платы за загрязнение природы
Вопросы-ответы по НДФЛ
Действия руководителя при смене главбуха
Новое в законодательстве
"Экологический кроссворд"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное