Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 12/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 12/2006

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 12/2006;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Итоги работы Методического совета ИД "БиНО" за 2006 год

Методсовет ИД "БиНО"

Завершается 2006 год. И если в 2004–2005 гг. основная тяжесть реформы бюджетной сферы, проводимой в нашей стране, легла на плечи бухгалтеров, то в 2006 г. включиться в реформу были вынуждены и другие службы и специалисты бюджетных учреждений, в первую очередь их руководители.

Как известно, 1 января 2006 г. был введен в действие Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ). В связи с этим понадобилось по-другому организовывать материально-техническое снабжение учреждений, работу с контрагентами по оказанию услуг, выполнению работ. К этой работе подключились и специалисты отделов снабжения, юристы, руководители структурных подразделений.

Произошедшие в течение года изменения в законодательстве заставили иначе посмотреть на функции и задачи плановых, экономических служб. Теперь учреждениям приходится задумываться о будущем, прогнозировать свою деятельность на два-три года вперед и отучаться жить одним днем.

Новый, 2007 год многие бюджетники ожидают затаив дыхание, поскольку в предстоящем году будет продолжена структурная перестройка бюджетной сферы, будет уточняться статус учреждений, продолжится процесс реорганизации. Кроме того, законодатели готовят законопроекты, в случае принятия которых часть учреждений получит иную организационно-правовую форму.

В уходящем году Методический совет ИД "БиНО" вместе с вами, уважаемые читатели, пытался найти ответы на многие непростые вопросы, встающие сегодня перед руководителями и бухгалтерами бюджетных учреждений.

В течение года на адрес Методсовета приходили письма и сообщения по электронной почте. К сожалению, мы не всегда имеем возможность дать оперативный и исчерпывающий ответ на многие вопросы. Ведь порой изменения, которые вносятся в законодательные и нормативные документы, разъяснения органов исполнительной и судебной власти ставят в тупик и нас. Поэтому требуется время, чтобы улеглись эмоции, появился определенный опыт. Кроме того, для формирования четкой позиции необходимо выслушать мнения многих специалистов.

Мы благодарим всех читателей, откликнувшихся на наш призыв присылать свои вопросы, высказывать мнения. Всем вам большое спасибо!

И в этом номере мы ответим на наиболее интересные вопросы, поступившие в адрес Методического совета ИД "БиНО".

Размещение заказов

Вопрос 3 (О.Н. Панченко, главный бухгалтер Асановского аграрно-технического техникума, Удмуртская Республика).

Наше учреждение выписывает и читает ваш журнал "от корки до корки" много лет. Хочется сказать огромное спасибо за ту информацию, советы и подсказки, которые вы публикуете на страницах журнала.

Ваш журнал – один из немногих (если не единственный) дающих информацию именно для бюджетных учреждений, которые в непростом лабиринте законов чаще всего оказываются в наиболее сложных ситуациях по сравнению с негосударственными коммерческими структурами.

К помощи вашего журнала мы неоднократно прибегали, разрешая свои конфликты с налоговой службой. Так, публикации в журнале по вопросам уплаты НДС бюджетными учреждениями в 2001 г. помогли нам доказать свою правоту в арбитражном суде и выиграть дело. Спасибо вам!

Сегодня бюджетные учреждения поставлены в наиболее жесткие рамки существования не только в части использования бюджетных средств, но и в части предпринимательской деятельности, при помощи которой мы пытаемся решить те проблемы, которые государство не желает брать на себя.

В связи с выходом Закона № 94-ФЗ эти проблемы отнюдь не уменьшились. Поэтому мы и решили обратиться к вам с вопросом, надеясь на помощь.

Дело в том, что наше учреждение, являясь образовательным, в то же время еще и крупнейший в своем районе производитель сельхозпродукции. На балансе учреждения имеется большое подсобное хозяйство с земельными площадями 1 541 га, животноводческим комплексом, коммунальной службой и прочими хозяйственными структурами. Наше учреждение является отдельным поселением, полностью обеспечивающим жизнедеятельность населения.

Финансирование из федерального бюджета осуществляется на основе бюджетной сметы только на образовательные цели, то есть на выплату заработной платы педагогам и стипендий студентам, на оплату коммунальных услуг, на содержание, ремонт и приобретение основных средств для обеспечения образовательного процесса.

Вся остальная деятельность (производство сельхозпродукции, ее первичная переработка, производство и реализация коммунальных услуг населению) осуществляется за счет внебюджетных источников. Разумеется, закупки товаров, работ, услуг производятся на суммы, превышающие минимум, установленный Законом № 94-ФЗ.

Однако в этом законе сказано, что он применяется в случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В связи с этим возникает вопрос: должна ли предпринимательская деятельность нашего учреждения трактоваться как государственный заказ и должны ли закупки товаров для обеспечения этой деятельности оформляться через систему проведения конкурсов или запросов котировки цен?

Основная часть наших закупок приходится на приобретение ГСМ, семян, удобрений, электроэнергии, медикаментов, запчастей к тракторам и комбайнам и так далее, для проведения полевых работ, производства молока и мяса.

Нашу продукцию мы продаем не государственным структурам, а любым коммерческим организациям, желающим ее приобрести. Например, молоко реализуем ОАО "Можгасыр", мясо – близлежащим мясокомбинатам, зерно – сельскохозяйственным организациям на семена (или размалываем его на собственной мельнице для производства хлеба в своей же пекарне). То есть государственного заказа на нашу продукцию (помимо подготовки специалистов для АПК) мы не имеем.

Ответ.

До недавнего времени статус бюджетного учреждения в экономике страны был весьма размытым. Бюджетные учреждения получали от государства финансирование, но при этом могли активно заниматься предпринимательской деятельностью, а также получать финансовые средства от бюджетов других уровней. Множество источников финансирования, разнородность деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями, создавали массу проблем и противоречий.

Правда, заняться предпринимательской деятельностью многие бюджетные учреждения заставило само государство в 90-е гг., когда финансирование было крайне неритмичным, а учреждения были поставлены перед необходимостью выживать в условиях рынка.

Одна из целей проводимой в настоящее время реформы бюджетной сферы – четкое определение статуса бюджетного учреждения, которое должно решать только те задачи, которые ему поставило государство, и заниматься только определенными видами деятельности. Заметим, что такова и мировая практика – во всех странах предпринимательская деятельность государственных учреждений строго ограничена.

Деятельность вашего сельскохозяйственного техникума, который является не только государственным учреждением, занимающимся подготовкой специалистов, но и сельскохозяйственным производителем, никак не вписывается в жесткие рамки закона. Поэтому вы и сталкиваетесь со множеством проблем, разрешить которые до издания соответствующих законов будет крайне трудно.

Возможно, одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации станет принятие Федерального закона "Об автономных организациях". Поэтому, на наш взгляд, вам нужно внимательно следить за судьбой этого законопроекта 2.

Чтобы понять, относится ли деятельность учреждения (бюджетная или внебюджетная) к мероприятиям по выполнению государственного заказа, нужно выяснить ряд организационных моментов.

По нашему мнению, прежде всего необходимо установить, уполномочено ли ваше учреждение главным распорядителем бюджетных средств осуществлять функции государственного заказчика.

Напомним, что если бюджетное учреждение не уполномочено выполнять функции государственного заказчика, то оно не имеет права размещать заказы в рамках Закона № 94-ФЗ (пункт 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ).

Кроме того, как вы справедливо заметили, Закон № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

При этом под государственными нуждами понимается следующее (статья 3 Закона № 94-ФЗ):

– потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ (в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ) (далее также – федеральные нужды);

– потребности субъектов РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ (в том числе для реализации региональных целевых программ) (далее также – нужды субъектов РФ).

Основные цели закупок для государственных нужд (для учреждений федерального значения) приведены в пункте 2 статьи 1 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ (далее – Закон № 60-ФЗ). Это:

– создание и поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации;

– поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

– обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

– реализация федеральных целевых программ;

– обеспечение иных федеральных государственных нужд.

Если ваше учреждение не наделено полномочиями государственного заказчика и вы ведете хозяйственную деятельность согласно утвержденной смете доходов и расходов, то действие Закона № 94-ФЗ на ваше учреждение не распространяется.

Во всяком случае, государственные заказы должны размещаться за счет бюджетных средств. Об этом говорится в пункте 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ. Кроме того, это вытекает из пункта 2 статьи 3 Закона № 60-ФЗ, где говорится, что "государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом".

Однако обращаем ваше внимание на следующее. В процессе осуществления предпринимательской деятельности бюджетные учреждения получают прибыль и уплачивают налоги и сборы. В соответствии со статьей 42 БК РФ доходы после уплаты налогов и сборов должны полностью отражаться в смете доходов и расходов бюджетного учреждения как доходы от использования имущества, бюджета. Кроме того, согласно статье 41 БК РФ такой вИД доходов относится к неналоговым доходам бюджетов.

Согласно письму Минфина России от 21 февраля 2006 г. №02-13-10/339 доходы, полученные учреждениями от предпринимательской деятельности и с которых уплачены налоги и сборы, относятся к внебюджетным источникам финансирования. При этом любой внебюджетный источник может быть направлен на финансирование заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, порядок которых регулируется Законом № 94-ФЗ.

Состав внебюджетных источников финансирования должен формироваться в соответствии с законодательными актами РФ, регулирующими деятельность получателей средств федерального бюджета. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 25 апреля 2006 г. № Д-07-782.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

– под действие Закона № 94-ФЗ подпадают не все доходы бюджетного учреждения, получаемые им в результате предпринимательской деятельности, а лишь прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и сборов;

– состав неналоговых доходов соответствующего бюджета устанавливается законодательством, а порядок их использования (в том числе и на выполнение государственных заказов) определяет главный распорядитель бюджетных средств.

Поэтому предпринимательская деятельность вашего техникума не подпадает под действие Закона № 94-ФЗ в том случае, если:

– ваше учреждение не наделено функциями государственного заказчика;

– главный распорядитель решил, что ваши доходы от предпринимательской деятельности после уплаты налогов и сборов не подлежат направлению на финансирование заказов для государственных нужд.

Заметим, однако, что если сумма договора на поставку товаров, работ и услуг составляет более 200 000 руб., то вам в любом случае нужно соблюдать все требования законодательства о размещении заказов. Об этом говорится в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22 июня 2006 г. № 24. При этом не имеет значения, за счет каких средств будет производиться оплата этого договора.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 12/2006 читайте также:

Санкционирование
Приемы управленческого анализа

Анонс содержания журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 12/2006

Итоги работы методического совета ИД БиНО за 2006 год
Особенности учета финансовых активов в соответствии с Инструкцией № 25н
Государственная служба Российской Федерации
Государственная гражданская служба
Проверки в воинских частях
Новое в законодательстве
2007 год в лучах светил и удачи

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное