Наверное, нет организации, у которой хотя бы раз не
возникала проблема с документами, которые вовремя не поступили от контрагента.
Наиболее проблемными документами, в первую очередь из-за необходимости
произвести вычет по налогу, можно считать счета-фактуры.
На сайте www.klerk.ru был проведен опрос бухгалтеров,
как они поступают в тех случаях, когда счета-фактуры и первичные документы
приходят позже даты их выписки.
По данным сайта, подавляющее большинство опрошенных
бухгалтеров (около 88 процентов) регистрируют опоздавший счет-фактуру датой
поступления и в периоде поступления заявляют вычет. При этом основная часть
приверженцев данного метода (более 70 процентов всех опрошенных) в периоде
поступления первичных документов отражают и приход товаров (факт выполнения
работ, оказания услуг). А вот 12 процентов опрошенных предпочитают применять
вычет в периоде выписки счета-фактуры, оформляя при этом дополнительные листы
книги покупок. Причем более половины тех, кто поступает таким образом (порядка
7,5 процента всех опрошенных), отражают в бухучете операции по оприходованию
также датой выписки запоздавших первичных документов.
Рассмотрим эти два варианта применения вычетов. Что
лучше и правильней? Попробуем разобраться.