Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Деньги

  Все выпуски  

СОКРАТИ свои налоги !!! выпуск 4 - миф№2


ВЫПУСК №4_____СОКРАТИ СВОИ НАЛОГИ___23 февраля 2006 г.

 

Нет ничего плохого в том, чтобы организовать свои дела так, чтобы платить как можно меньше налогов. Все так делают, и богатые и бедные, и они правы. Никто не обязан платить больше, чем того требует закон; налоги это принудительная дань, а не добровольный вклад!
Судья США Хэнд

 

 

Доброго времени суток, дорогие Друзья!!!

Поздравляю Вас с Днем защитника Отечества!

 

Предлагаю Вашему вниманию продолжение статьи Юрия Кузнецова «Что мы не знаем о налогах».

 

«Что мы не знаем о налогах».

Налогообложение в нашей стране, как это ни странно, является новым феноменом. То, что существовало в советское время под именем «налоги», на деле, как правило, таковыми не являлось, а дореволюционный и раннесоветский опыт был крепко позабыт. Естественно, при создании налоговой системы современной России главным источником сведений об этом институте оказались развитые страны Запада. Но если в область собственно налоговых институтов непосредственное заимствование было затруднено ≈ практика всегда уникальна, ≈ то в сфере теоретического и идеологического осмысления налоговых проблем происходила практически буквальная рецепция теорий, идей и понятий. А поскольку на Западе на протяжении всего XX века параллельно с ростом социализма усиливалась и мифологизация экономико-теоретических представлений, мы вместе с реформой получили под видом экономической науки весь букет социалистических мифов, которые смогли произвести к тому времени искренние адепты и наемные идеологи социального милитаристского государства. В этой статье мы кратко рассмотрим некоторые из этих представлений, предлагая тем самым читателю посмотреть по-новому на некоторые привычные штампы и задуматься над расхожими представлениями.

Миф второй. О налогах и экономическом росте

И тут мы встречаемся еще с одним мифом, а именно речь пойдет о неоднозначной связи налогообложения и экономического роста. Расхожая экономическая теория утверждает, что между этими двумя вещами нет закономерной связи. Более того, некоторые экономисты утверждают, что на самом деле чем выше налоги, тем богаче страна. Разве это не подтверждается историческим опытом? В Европе XIX века уровень налогообложения был ниже, чем сейчас, но страны этого региона были беднее; более того, во многих отсталых обществах уровень налогообложения ниже, чем в той же Европе. Для объяснения этого феномена начинают придумывать разного рода аргументы вроде того, что чем больше налогов, тем больше производится «общественных благ» (дорог, инфраструктуры, услуг образования и т. д.), которые, в свою очередь, способствуют экономическому росту.

Все эти рассуждения являются типичным примером путаницы между корреляцией и причинно-следственной связью. Из того, что некоторые события или явления имеют место одновременно, никоим образом не следует, что между ними есть причинная связь, тем более действующая в одном определенном направлении. Например, и большие налоги, и высокие показатели потребления могут быть следствием третьего фактора ≈ высокого уровня производительности в обществе, который обеспечивает одновременно и богатых производителей, и дополнительные возможности для налогообложения. Более того, можно утверждать, что в развитых странах уровень жизни высок, а темпы роста значительны не благодаря, а вопреки налогообложению.

Одним словом, «история ничему не учит» в том смысле, что исторические факты не существуют сами по себе, и лишь процедуры интерпретации придают им смысл. А для экономических фактов такой «процедурой интерпретации» является экономическая теория, истинная или ложная. Поэтому, чтобы разобраться в данной проблеме, необходимо провести теоретический анализ влияния налогов на экономический рост.

На самом деле, любые принудительно взимаемые платежи тормозят экономический рост, т. е. замедляют процесс накопления богатства членами общества. Действительно, что такое «налог»? Это принудительный платеж, осуществляемый человеком или группой людей под влиянием тех или иных обстоятельств. В современных налоговых системах к таковым относятся, как правило, различные производственные операции или акты обмена (сделки). При этом некоторое множество потенциально возможных операций, выгодных участникам в случае отсутствия налогов, становится невыгодным. Таким образом, некоторые взаимовыгодные действия участников экономики, направленные на обоюдное повышение их благосостояния, никогда не будут совершены (пресекаются налоговой системой).

При налогообложении государство изымает у граждан часть их имущества, вследствие чего они уже не могут потратить эти ресурсы на производство или потребление. Экономисты обычно утверждают, что это не страшно, поскольку государство потратит эти ресурсы на общегосударственные и иные благие цели, так что в итоге общественное богатство не уменьшается. Однако при таком рассуждении и грабеж не уменьшает общественного богатства. Ведь и вор не сожжет украденные деньги, а потратит их на какие-то блага и услуги.

В реальности, любые добровольные сделки увеличивают общественное благосостояние, а любые недобровольные (включая грабеж, воровство, мошенничество и налоги) его уменьшают.

Тезис о тормозящем влиянии принудительных налогов и сборов на экономический рост можно проиллюстрировать примером таможенных пошлин на какой-нибудь товар, являющихся разновидностью налогов. Возьмем, к примеру, импортные тарифы на сталь. Понятно, что их введение в краткосрочном плане выгодно американским производителям стали. Однако этот товар является сырьем для многих других производителей и отраслей. Следовательно, они будут поставлены в невыгодное положение, и их товары вздорожают. Более того, в сталелитейной промышленности новые цены позволят сохранить некоторые неэффективные производства, которые в отсутствие пошлин были бы неконкурентоспособны. Эта поддержка будет осуществляться за счет конкурентоспособных производств в отраслях-потребителях. Наконец, общий рост цен на товары конечного потребления приведет к относительному обеднению всех потребителей и, следовательно, к падению спроса на все товары. Экономический рост в США очевидным образом затормозится. Российские производители стали будут вынуждены продавать избыток стали на внутреннем рынке, и цены на сталь упадут. Соответственно, выиграют потребители стали, а это все остальные отрасли российской промышленности. То есть от введения американцами пошлин на сталь Америка пострадает относительно больше, чем Россия.

То же самое можно сказать и про российские пошлины. Так, импортные пошлины на иномарки не только сохраняют неконкурентное производство отечественных автомашин, но и заставляют всех отечественных потребителей автомобилей (в том числе и все остальные группы отечественных товаропроизводителей) платить больше за продукцию худшего качества. Иными словами, импортные пошлины делают все общество в целом более бедным, а некоторые потенциально конкурентные производства ≈ неконкурентоспособными, ведя экономику России к деградации и упадку.

Радикально изменить ситуацию может переход к принципу добровольности уплаты налогов. При этом налогоплательщик (точнее, просто плательщик) мог бы решать, на какие именно цели должны расходоваться уплаченные средства. Только в этом случае общество получило бы максимальный простор для увеличения богатства. Одновременно проявились бы реальные индикаторы того, в каких именно услугах, ныне считающихся прерогативой государства, нуждаются граждане, и в каком количестве.

Вам понравилась эта рассылка или у Вас есть знакомые, которым может быть близка наша тема? Подписывайтесь! Сообщите друзьям и родным.

Все возражения , недовольства , а так же пожелания жду по адресу:

 

mirnyi@front.ru

 

Если Вы не хотите, чтобы письмо попало в рассылку, укажите это явно в письме. Оставляю за собой право публиковать письма без запрета на опубликование.

 

С уважением , Александр.


В избранное