Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН - в помощь бухгалтеру и юристу


МКПЦН - в помощь бухгалтеру и юристу

N 243 от 2010-02-05

 

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ

 

 

 

 

Предложения МКПЦН

Разработка индивидуальной учетной политики на 2010 год для целей бухгалтерского учета и исчисления налогов

Новости законодательства

Встречаем новый Федеральный закон о торговой деятельности

Вопрос-ответ

Наша организация при увольнении работника по соглашению сторон выплачивает ему  выходное пособие, которое определяется индивидуально для каждого сотрудника. Возможность выплаты такого пособия и его размер определены в дополнительном соглашении к трудовому договору с работником.  Можем ли мы учитывать такое пособие при исчислении налога на прибыль?

Последние публикации на сайте

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ  МКПЦН

 

Разработка учетной политики

В настоящий момент законодательство ориентировано на определение принципов и общего подхода к порядку построения бухгалтерского и налогового учета и не в состоянии учесть специфику деятельности каждой конкретной организации. При этом ряд нормативных актов прямо позволяет предприятиям самостоятельно регламентировать те или иные учетные вопросы. Основным документом, отражающим выбранные организацией конкретные способы ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика.

Аудиторская компания МКПЦН предлагает свою помощь в разработке индивидуальной учетной политики на 2010 год для целей бухгалтерского учета и исчисления налогов.

Ответственным со стороны МКПЦН за проведение переговоров по вышеуказанным услуг является
руководитель консультационного отдела Афонина Татьяна Юрьевна (621-10-15, 628-55-60).

Зачем нужна учетная политика?

Наличие учетной политики, являясь важным условием полноценной и четкой работы бухгалтерской службы, в ряде случаев способствует снижению трудозатрат на отражение хозяйственных операций в учете. Кроме того, благодаря отражению в учетной политике некоторых аспектов бухгалтерского или налогового учета, организации могут избежать спорных ситуаций с контролирующими органами.

Так, например:

  • согласно ПБУ 15/2008 расходы в виде процентов по займам и кредитам признаются прочими расходами, но за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива - объекта имущества, подготовка которого к использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. Установление в учетной политике определенного временного интервала и уровня существенности расходов позволит организации часть приобретаемых (сооружаемых, изготавливаемых) активов не относить к инвестиционным и признавать проценты по займам и кредитам, используемым на их приобретение (сооружение, изготовление) имущества, в составе прочих расходов. Кроме того, это позволяет организации сблизить бухгалтерский учет с налоговым (поскольку в целях исчисления налога на прибыль проценты по займам и кредитам признаются внереализационным расходом), а значит, сократить трудозатраты на ведение учета,
  • ПБУ 14/2007 не содержит порядка отражения и признания расхода, связанного с приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в случае, если срок их полезного использования, устанавливаемый организацией, не превышает 12 месяцев. Поэтому организация в случае приобретения таких прав должна самостоятельно установить, например, способ их признания.

Правила формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентированы Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации ПБУ 1/2008", утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008г. № 106н. В то же время, при выборе способа отражения в бухгалтерском учете конкретной хозяйственной операции организация должна руководствоваться и специальными положениями по бухгалтерскому учету, например:

  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008) для отражения доходов и расходов организаций, выступающих подрядчиками в некоторых договорах строительного подряда,
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) для отражения расходов, связанных с обязательствами по полученным займам и кредитам,
  • Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) для отражения корректировки стоимости актива или обязательства, обусловленной появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

В 2010 году в вопросах налогообложения произошли изменения, которые необходимо учесть в учетной политике для целей исчисления налогов, например:

  • в связи с тем, что переуступка прав требования, вытекающих из договора займа или кредита, освобождается от налогообложения НДС, следует отразить порядок ведения раздельного учета входного НДС по указанным операциям,
  • так как организациям предоставлено право применять повышающий коэффициент при амортизации некоторых основных средств, надо определить размер этого коэффициента.

Ряд внесенных изменений, позволяющих сблизить налоговый учет с бухгалтерским, также необходимо проработать, если ранее в учетной политике приводился текст норм законодательства, изменившихся с 2010г., например, это касается:

  • стоимости МПЗ, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разработке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств;
  • доходов (расходов) в виде курсовой разницы от переоценки валютных ценностей и требований (обязательств) в иностранной валюте.

Одной из основных составляющих налоговой учетной политики является определение порядка признания доходов и расходов. Ведь именно от него зависит величина налогового обязательства за отчетный или налоговый период. Этот элемент содержит в себе не только определение метода признания доходов (расходов) организации, но и способ распределения расходов, учет прямых и косвенных расходов.

По-прежнему в налоговой учетной политике:

  • если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, можно минимизировать трудозатраты на уплату налога на прибыль;
  • можно выбрать наиболее приемлемый метод начисления амортизации;
  • организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) в случае определения доходов и расходов по методу начисления.

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Встречаем новый Федеральный закон о торговой деятельности

 

1 февраля 2010 г. вступил в действие Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 г.  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон).

Закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением хозяйствующими субъектами торговой деятельности на территории РФ, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в процессе торговой деятельности.

Из всех законов, принятых в 2009 году, данный закон вызвал самое большое число споров.  Например, часть экономистов считает, что закон о торговле по сути ограничивает свободу договора, ставя продавцам, оптовикам и производителям определенные условия. Торговые сети также выступают против положений этого закона, полагая, что он будет мешать дальнейшему формированию сектора, развивавшегося достаточно высокими темпами в последние несколько лет.

Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что Закон главным образом регулирует отношения, связанные с поставками продовольственных товаров, под которыми понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки. В частности, Закон требует, чтобы ранее заключенные договоры поставки таких товаров были приведены в соответствие с ним в течение 180 дней, т.е. до 30 июля 2010 года (ст.22 Закона). Отдельные положения Закона распространяются также на отношения по поставке непродовольственных товаров.

При этом положения указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

1) внешнеторговой деятельности;

2) торговли на товарных биржах;

3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов (п.4 ст.1 Закона).

Закон дает формулировки таким понятиям, как торговая деятельность, оптовая торговля и розничная торговля, торговый объект, стационарный торговый объект, нестационарный торговый объект, площадь торгового объекта, торговая сеть (ст.2 Закона).

 

Среди концептуальных моментов Закона можно выделить следующие.

1. Закон конкретизирует некоторые полномочия органов власти по регулированию  торговой деятельности.

Так, Закон с одной стороны сохранил право властей вводить предельный уровень цен на социально значимые товары. Так, согласно Закону, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 % и более, Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории региона на срок не более чем 90 календарных дней (п.5 ст.8 Закона). С другой стороны, данная норма ограничивает возможности государственного контроля бизнеса.

Правительством РФ будет утвержден перечень продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены (п.6 ст.8 Закона). Речь идет о перечне как минимум из полутора десятков продуктов питания повседневного массового спроса - недорогих сортов хлеба, молока, мясных изделий и т.п. В первую очередь это продукты с ограниченным сроком реализации и чаще всего местного, регионального производства.

 

2. Документ накладывает на торговые, в первую очередь розничные, компании ряд обязанностей и ограничений.

Статья 9 Закона устанавливает, что при заключении договора поставки продовольственных товаров разрешается единственное вознаграждение покупателю от поставщика - за количество приобретенного товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров, включается в цену договора, но не учитывается при определении цены продовольственных товаров. По отдельным социально значимым видам таких товаров его выплата запрещена. Иные вознаграждения, в том числе за исполнение условий либо изменение договора, не допускаются.

Абсолютным нововведением является установление Законом сроков оплаты за поставленный товар в зависимости от его срока годности. Так, товар со сроком годности до 10 дней должен быть оплачен поставщику не позднее чем через 10 дней со дня приемки, со сроком годности от 10 до 30 дней - не позднее 30 дней, продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция оплачиваются не позднее 45 дней (п.7 ст.9 Закона).

Еще одним ограничением, закрепленным в Законе, является недопущение установления в договоре поставки продовольственных товаров запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования (п.10.ст.9 Закона).

Среди новых обязанностей, введенных Законом, необходимо отметить обязанность торговых гигантов - хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, - делать общедоступными (через интернет-сайт или по запросу потенциальных поставщиков) условия отбора поставщиков (п.1 ст.9 Закона). Такая же обязанность возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют поставки продовольственных товаров. Они обязаны обеспечивать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров (п.2 ст.9 Закона).

Законом установлен ряд антимонопольных мер, направленных на прекращение недобросовестной практики в сфере торговли продовольственными товарами (ст.13 Закона).

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, а также нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Запрещено также навязывать контрагенту условия договоров поставки продовольственных товаров. В частности, не допускается устанавливать запрет на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также требовать предоставления хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность. В п.1 ст.13 Закона перечислены и иные положения, которые запрещено навязывать контрагентам по договорам поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Особого внимания требует установленный Законом запрет на осуществление оптовой торговли с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Не допускается включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (п.12 ст.9 Закона).

Важным нововведением является норма, ограничивающая приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае, если доля торговой сети в объеме реализации продовольствия составляет свыше 25 процентов в границах субъекта Федерации, городского округа или муниципального района (п.1 ст.14 Закона). Установлением данной нормы обеспечивается реализация такой цели Закона, как обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности. В отношении торговых сетей, доминирующих на региональном рынке, эта норма вступила в силу с 01.02.2010 г., а в отношении сетей, чья доля на рынках городских округов и муниципальных районов превышает четверть, - с 1 июля текущего года.

 

К несомненным плюсам для хозяйствующих субъектов торговой деятельности Закона относятся:

1) систематизация и расширение запретов органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления регулировать торговую деятельность путем введения незаконных предписаний, требований, ограничений, запрещений (ст.15 Закона);

2) регламентирование условий участия некоммерческих объединений хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю, и объединений хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в формировании и реализации государственной политики в области торговли;

3) установление для Министерства промышленности и торговли Российской Федерации обязанности создать систему государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности создается (ст.20 Закона), а для органов государственной власти субъектов РФ – формирование торговых реестров, которые должны включать в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров, а также о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта РФ

Юридический отдел аудиторской компании МКПЦН

 

ВОПРОС-ОТВЕТ

 

 Наша организация при увольнении работника по соглашению сторон выплачивает ему  выходное пособие, которое определяется индивидуально для каждого сотрудника. Возможность выплаты такого пособия и его размер определены в дополнительном соглашении к трудовому договору с работником.  Можем ли мы учитывать такое пособие при исчислении налога на прибыль?

 

Трудовым законодательством не предусмотрена обязанность работодателя производить какие-либо дополнительные выплаты работникам, увольняющимся по соглашению сторон (п.1 ст.77 ТК РФ).

В то же время ст.178 ТК РФ установлено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. Из данной нормы следует, что возможность выплаты рассматриваемых сумм должна быть предусмотрена трудовым или коллективным договором.

Если на момент заключения трудового договора такая возможность в нем не предусмотрена, необходимые условия оформляются дополнением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора (ст.57 ТК РФ).

В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда для целей налогообложения прибыли организации включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами или коллективными договорами.

В настоящее время вопрос о включении предусмотренного в трудовом или коллективном договоре выходного пособия в расходы при определении налогооблагаемой базы по прибыли является спорным.

Ранее контролирующие органы придерживались мнения, что такая выплата не является расходом, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, как несоответствующий ст.255 НК РФ (например, письма Минфина РФ от 21.02.2007 г. № 03-03-06/2/38, УФНС России по г. Москве от 14.05.2005 г. № 21-11/34150). Позже финансовое ведомство изменило свою позицию на противоположную, позволяя учитывать рассматриваемые расходы при исчислении налога на прибыль (например, письма Минфина РФ от 08.07.2009 г. № 03-03-06/1/449, от 30.04.2009 г. № 03-03-06/1/289, письма УФНС России по г. Москве от 27.04.2009 г. № 16-15/041186, от 24.03.2009 г. № 16-12/026609@).п.ример, письмо Минфина РФ от ались мнения, что такая выплата не является расхдом, уменьшающим налогооблагаемую прибыль   

В одном из последних писем ФНС РФ (от 21.10.2009 г. № 3-2-06/115) снова возвращается к позиции, отрицающей возможность признания такого расхода для целей исчисления налога на прибыль, поскольку он не отвечает критериям, установленным в преамбуле ст.255 НК РФ для расходов на оплату труда. По мнению ФНС РФ данные выплаты на основании п.29 ст.270 НК РФ рассматриваются как выплаты в пользу работника и не учитываются для целей налогообложения.

Считаем необходимым отметить, что согласно п.29 ст.270 НК РФ не учитываются в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

На наш взгляд, относить рассматриваемые выплаты к названным в п.29 ст.270 НК РФ некорректно, поскольку выплаты работнику при увольнении, по нашему мнению, не являются расходом, аналогичным названным в данном пункте.

 По нашему мнению, при условии, что рассматриваемое выходное пособие предусмотрено трудовым (или коллективным) договором, оно может быть учтено при исчислении налога на прибыль на основании п.25 ст.255 НК РФ.

Однако, учитывая что у контролирующих органов отсутствует единый подход к данному вопросу, не исключаем, что при включении таких затрат при исчислении налога на прибыль возможно возникновение спорных ситуаций с налоговыми органами.

Отвечали эксперты консультационного отдела компании МКПЦН

 

 

ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ МКПЦН

 

  •   «Финанс.», 29.01.2010, «Межгород пасует Интернету»
    Лидирующий магистральный оператор «Ростелеком» получает доход от низкорентабельных услуг междугородной и международной телефонии, а его конкурент «Синтерра» прекрасно зарабатывает на передаче данных. Комментарий Алексея Черненко, заместителя директора департамента аудита аудиторской компании МКПЦН  

  • «Время новостей», 2.02.2010, «Не «ужас, ужас»
    «Росстат» продолжает подводить статистические итоги ушедшего года. Эксперты выделяют главное достижение властей: кризис в 2009 году не так сильно ударил по населению, как это могло бы быть. Комментарий Елены Южаковой, заместителя генерального директора аудиторской компании МКПЦН  

 

Ведущая рассылки Емельянова Ольга  

 

На сегодняшний день у нашей рассылки 10071 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки


В избранное