Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН - в помощь бухгалтеру и юристу


МКПЦН - в помощь бухгалтеру и юристу

N 276 от 2011-01-14

 

Аудиторская компания МКПЦН основана в 1992 году. В настоящий момент МКПЦН — это динамично развивающаяся компания, ориентированная на предоставление широкого спектра аудиторских и консалтинговых услуг. Филиал МКПЦН в Санкт-Петербурге оказывает все виды услуг организациям, расположенным в Северо-Западном федеральном округе. МКПЦН является полноправным членом международной аудиторско-консалтинговой сети Nexia International.

Главный принцип в работе компании - содействие в развитии бизнеса клиента посредством предоставления многопрофильных аудиторско-консалтинговых услуг в соответствии с высокими стандартами качества.

 

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ

 

Бесплатные семинары

Специальное предложение МКПЦН   Аутсорсинг

Публикации на сайте МКПЦН: 

  • РИА Новости, «Работники заплатят за рост страховых взносов», 29.12.2010
  • «Практическое налоговое планирование», №10, "Величина резерва на выплату премий не ограничена Налоговым кодексом"

 

СЕМИНАРЫ
 

БЕСПЛАТНЫЙ СЕМИНАР

Специально для страховых организаций! Бесплатный семинар: «Типичные нарушения бухгалтерского учета и налогообложения. Подготовка консолидированной финансовой отчетности»

Приглашаем Вас 24 января 2011 года принять участие в бесплатном семинаре, организованном компанией МКПЦН специально для страховых компаний. Тема - «Типичные нарушения бухгалтерского учета и налогообложения страховых организаций. Подготовка консолидированной финансовой отчетности».

Семинар ориентирован на финансовых директоров, специалистов по налогообложению, главных бухгалтеров, генеральных директоров, юристов страховых компаний.

Программа семинара:

1. «Типичные нарушения бухгалтерского учета и налогообложения страховых организаций»:

  • ценные бумаги;
  • страховые резервы;
  • комиссионное и брокерское вознаграждение;
  • перестрахование.

Лектор - Мария Младинская – руководитель направления «Страхование» аудиторской компании МКПЦН.

2. «Порядок составления консолидированной финансовой отчетности»:

  • Консолидированная, сводная и комбинированная отчетность – понятия и соотношение.
  • Закон № 208-ФЗ от 27.06.2010 г. «О консолидированной отчетности» – вступление в силу, сфера действия, комментарий.
  • Международный стандарт финансовой отчетности IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» – основные понятия и принципы.
  • Правила составления консолидированной отчетности (МСФО).
  • Практические примеры составления консолидированной отчетности.

Лектор – Юлия Ильина – ведущий аудитор направления «Международный аудит» аудиторской компании МКПЦН.

Семинар пройдет 24 января 2011 года с 11-00 до 14-30 в центральном офисе аудиторской компании МКПЦН по адресу: г. Москва, Кривоколенный переулок, д. 3, стр. 1.

Предварительная регистрация для участия в семинаре обязательна. Подать заявку на участие можно, позвонив по телефону (495) 621-74-67

; 621-10-15, контактное лицо: Герасимова Надежда.

***

БЕСПЛАТНЫЙ СЕМИНАР

Бесплатный семинар на тему «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок»

Приглашаем Вас 24 января 2011 года принять участие в бесплатном семинаре, организованном компанией МКПЦН специально для страховых компаний. Тема - «Типичные нарушения бухгалтерского учета и налогообложения страховых организаций. Подготовка консолидированной финансовой отчетности».

Приглашаем 16 февраля 2011 года принять участие в бесплатном семинаре на тему «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок», подготовленном аудиторской компанией МКПЦН.

Семинар ориентирован как на бухгалтеров профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и на бухгалтеров компаний, совершающих сделки с финансовыми вложениями.

Аудиторами компании МКПЦН, а также юристами, имеющими опыт оказания консультационных услуг профессиональным участникам рынка ценных бумаг, будут рассмотрены вопросы:

  • Особенности правового регулирования внебиржевых срочных сделок;
  • Порядок формирования налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • Практические аспекты оформления документов для целей налогового учета по операциям хеджирования.

Программа семинара:

13.45-14.00 Регистрация участников  
14.00-14.05 Приветственное слово директора департамента аудита аудиторской компании МКПЦН Салмина Е.А. - директор департамента аудита компании МКПЦН
14.05-16.00 Правовая природа срочных сделок (существенные условия, предмет, объект, субъекты, права и обязанности, порядок заключения и т.п.).
Виды сделок.
Анализ судебной практики (в том числе изменения в практике разрешения споров, связанные с изменениями в законодательстве)
Иванова Е.В.- кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права государственного университета ВШЭ, консультант ММВБ
16.00-16.15 Кофе-брейк  
16.15-16.45 Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок Баринова В.В. - главный консультант департамента абонентского обслуживания аудиторской компании МКПЦН
16.45-17.15 Практические рекомендации по оформлению документов для целей налогового учета по операциям хеджирования Корягина Е.П. - заместитель директора департамента аудита, руководитель направления «Аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов» аудиторской компании МКПЦН
17.15-17.30 Ответы на вопросы  

 

Семинар пройдет 16 февраля 2011 года с 14.00 до 17.30 в центральном офисе аудиторской компании МКПЦН по адресу: г. Москва, Кривоколенный переулок, д. 3, стр. 1.

Предварительная регистрация для участия в семинаре обязательна. Подать заявку на участие можно, позвонив по телефону (495) 621-74-67; 621-10-15, контактное лицо: Герасимова Надежда.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МКПЦН

Аутсорсинг

Можно утверждать, что аутсорсинг стал одним из главных способов экономии для российских компаний в последние годы, так как позволяет повысить эффективность бизнеса в целом благодаря высвобождению организационных, финансовых и человеческих ресурсов. При выборе между содержанием специализированных подразделений в структуре компании или заключением договора на аутсорсинг есть несколько очевидных «ЗА» в пользу последнего:
  • В штате компании, специализирующейся на аутсорсинге, есть возможность привлечь самых разных специалистов к решению специфических вопросов клиента.
  • Финансовая ответственность за возможные ошибки аутсорсера всегда предусмотрена в договоре.
  • При аутсорсинге возникает экономия средств на суммах начисления на фонд оплаты труда.

Аудиторская компания МКПЦН оказывает услуги аутсорсинга по следующим направлениям:

  • бухгалтерские услуги;
  • расчет заработной платы;
  • ведение кадрового учета;
  • юридические услуги;
  • обслуживание представительств иностранных компаний в РФ.

Данные услуги могут быть оказаны как в комплексе, так и отдельно. Лицом, ответственным за ведение переговоров, является руководитель Департамента абонентского обслуживания Татьяна Анатольевна Винокурова, тел. (495) 621-10-15.

 


ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ МКПЦН

 

РИА Новости, 29.12.2010

Работники заплатят за рост страховых взносов

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

В 2010 году единый социальный налог – ЕСН – был заменен страховыми взносами. Регрессивная шкала налога (при которой действовал принцип: чем выше зарплата, тем ниже налог) отменена. Сейчас работодатели отчисляют за каждого работника 26% от фонда оплаты труда до тех пор, пока заработок работника не достигнет 415 тысяч рублей с начала года. После этого размер взноса составляет 0%. С 1 января 2011 года отчисления в фонды – Пенсионный, медицинского и социального страхования – увеличатся до 34%. Платить взносы придется до тех пор, пока зарплата нарастающим итогом не достигнет 463 тысяч рублей.

Переход на уплату страховых взносов подразумевает, что каждый работающий будет страховать себя от потери дохода при наступлении старости, болезни или инвалидности, перечисляя деньги в фонды. Точнее, делать это будет бухгалтерия предприятия за каждого своего сотрудника.

Столь значительное увеличение "зарплатных" отчислений ("цена" вопроса – более 0,8 трлн рублей) призвано уменьшить дефицит средств в Пенсионном фонде и профинансировать реформу медицинского страхования. Оспаривать такие глобальные цели довольно сложно, потому что и выплаты пенсионерам нужно повышать, и финансирование медицины действительно необходимо увеличивать.

Правда, высока вероятность того, что благие намерения правительства создадут множество новых проблем, а также возвратят уже подзабытые старые. Причем увеличение фискальной нагрузки, скорее всего, отразится и на предпринимателях, и на рядовых гражданах.

Возрождение зарплатных схем

Бизнес, не исключено, вернется к практике выплаты зарплат "в конвертах" (по данным Росстата, доля таких выплат сейчас составляет всего 12%). "О выходе зарплат из "тени" предстоит забыть", – прогнозирует Эдуард Савуляк, директор московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U.K. При этом количество схем оптимизации вырастет, считает он.

"Первое место по-прежнему будет удерживать самая "тупая" схема – банальная выплата зарплаты "в конверте", – полагает эксперт. Эта практика может подхлестнуть рост ставки при обналичивании денег, увеличит рентабельность и криминальную составляющую такого бизнеса.

Минимизировать зарплатные платежи всеми возможными способами будут даже те компании, налоговая нагрузка на которые растет постепенно. К примеру, малый бизнес.

Для него реформа станет не менее существенным бременем. Сейчас организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, платят страховые взносы в размере 14% от фонда оплаты труда. Правительство приняло решение об увеличении отчислений пока до 26%, но и такой рост для небольших фирм крайне существенен, считает главный консультант аудиторской компании МКПЦН Елена Козлова. Ведь в небольших компаниях затраты на зарплаты занимают, как правило, значительную долю в структуре расходов.

Удар по ВВП

Увеличение размера взносов во внебюджетные фонды плачевно скажется на макроэкономических показателях, в частности, на росте ВВП. Сейчас Минэкономразвития прогнозирует его рост в 2011 году на 4,2%. "Зарплата – самое "святое", что есть у каждого из сотрудников предприятия. Поэтому сокращать ее, тем более при растущей инфляции, мало кто решиться", – рассуждает Эдуард Савуляк. Значит, работодатели будут банально проедать оборотные средства и в очередной раз откладывать модернизацию и обновление основных фондов.

Права работников под угрозой

Впрочем, глобальные последствия, вроде торможение роста ВВП, рядовым работникам малоинтересны. Но и работники почувствуют результаты реформы на своем кошельке. Увеличение "серых" зарплат сократит отчисления в фонды, то есть уменьшит накопления на будущую пенсию. И, например, такого работника можно будет уволить, выплатив лишь "белую" часть зарплаты.

Предприниматели не скрывают, что, экономя средства, могут "порезать" дополнительные выплаты и соцпакеты сотрудникам. Еще один способ минимизации расходов на персонале: прием на работу не по Трудовому кодексу (ТК), а по гражданско-правовым договорам. В этом случае работодатель не перечисляет за работника взносы в Пенсионный фонд, фонд социального и медицинского страхования. Сотрудник, работающий по такому договору, не может претендовать на оплачиваемые больничный и отпуск или же, например, на отчисления на накопительную часть пенсии. В случае увольнения – расторжения договора – человек не может претендовать на полагающиеся по Трудовому кодексу компенсации.

Фонды, не получающие отчислений за таких работников, уже сейчас "теряют" их из виду. По словам сенатора от Краснодарского края Александра Починка, за последний год количество граждан в системе соцстрахования сократилось на 5 млн человек. Часть этих исчезнувших из учетной системы людей как раз либо переведены на договорную систему, либо уже получают зарплату "в серую". Видимо, так работодатели заранее готовятся к реформе соцстрахования.

Мигранты получат преимущество

Возможно, что увеличение фискальной нагрузки на бизнес не обойдется без новой волны сокращений. "Причем, многие работодатели, могут "распробовать" прелесть работы с нелегалами – им можно платить гораздо меньше и "в черную", плюс – выгнать в любой момент", – говорит Савуляк.

К тому же за иностранных работников не нужно платить страховые взносы. Иностранцы вполне могут буквально "монополизировать" рынок работы низкой квалификации, а "более разборчивое" местное население будет сидеть без работы, опасается Савуляк.

Ловушка для работодателя

Законодатели уже принимают превентивные меры и закрывает лазейки для работодателей, которые намерены за счет работников минимизировать расходы.

В ноябре "Единая Россия" внесла в Госдуму законопроект, запрещающий предпринимателям нанимать персонал по договорам гражданско-правового характера.
Документ позволит признавать наличие трудовых отношений между сторонами, даже если работник не оформлен по ТК. Причем признать бизнесмена работодателем со всеми вытекающими обязательствами можно даже не через суд, а по решению Трудовой инспекции. Штрафы для хитрых бизнесменов будут достигать 100 тысяч рублей.

 

***

«Практическое налоговое планирование», №10.

Величина резерва на выплату премий не ограничена Налоговым кодексом

Андрей Камалетдинов, руководитель отдела экспертизы налоговых обязательств аудиторской компании МКПЦН,

Евгений Тимин, налоговый консультант, эксперт «ПНП»

Резервы дают возможность учесть расходы до момента их совершения и тем самым отложить уплату налога на прибыль. Но чаще всего порядок их формирования, закрепленный в НК РФ, сильно ограничивает возможности налогового планирования. Большинство резервов формируется исходя из показателей, варьировать которые либо невозможно, либо очень рискованно. Исключением является лишь резерв на выплату вознаграждений по итогам года. Его размер можно обосновать, опираясь лишь на плановые показатели по выплате премии. А реальность этих планов значения уже не имеет.

Каким документом подтвердить размер резерва на выплату премий

Согласно пункту 6 статьи 324.1 НК РФ, резерв на выплату премий по итогам года создается в том же порядке, что и резерв на оплату отпусков. Для его формирования необходимо закрепить в учетной политике следующие показатели:
– предполагаемый размер вознаграждений по итогам года, исходя из критериев системы премирования в компании, с учетом страховых взносов;
– предполагаемый размер расходов на оплату труда персонала с учетом страховых взносов, приходящихся на эти выплаты;
– процент ежемесячных отчислений в резерв, который определяется как отношение первого показателя ко второму, умноженное на 100.

Таким образом, чтобы максимально уменьшить налог на прибыль в текущем периоде, во внутреннем документе прописывается щедрая система премирования по итогам года. Каким документом это можно сделать? Наиболее безопасный путь – трудовой или коллективный договор. Премии, прописанные в этих документах, прямо поименованы в составе налоговых расходов по оплате труда (ст. 255 НК РФ). Вознаграждения, которые выплачиваются на основании иных локальных документов, чиновники часто отказываются признавать в расходах (письма Минфина России от 05.02.08 № 03-03-06/1/81, от 19.03.07 № 03-03-06/1/158). Но здесь есть риск, что формальные обещания, выданные ради завышения суммы резерва, придется исполнять. Ведь работники знакомятся с любыми изменениями в трудовом и коллективном договорах. Неисполнение некоторых обязательств может послужить предметом трудового спора. Этих неудобств можно избежать, если систему премирования закрепить в иных окальных документах, на которые ссыаются трудовой и коллективный договоры. Например, отдельное положение о премировании, приказ или распоряжение руководителя.

Предположим, фонд оплаты труда на 2011 год запланирован компанией в сумме 18 млн рублей, страховые взносы с него составят 6,12 млн руб. (18 млн руб. _ 34%). Обычно по итогам года работникам выплачивается 13-я зарплата, то есть порядка 1,5 млн руб. (18 млн руб. /12 мес.) плюс страховые взносы – 0,51 млн рублей. Если не создавать резерв, то компания только в начале следующего года сможет учесть сумму премий в расходах. Вряд ли она успеет это сделать декабрем, так как отчетность в ФСС за год сдается не позднее 15 января следующего года. При резерве в сумме 2,01 млн рублей ежеквартальные отчисления на него будут равны 8,33 процента от расходов на оплату труда отчетного периода ((1,5 млн руб. + 0,51 млн руб.) : (18 млн руб. + 6,12 млн руб.) _ 100), или 0,5 млн руб. ((18 млн руб. + 6,12 млн руб.) : 12 мес. Х 3 мес. Х 8,33%).
Но если компания запланирует вознаграждение в сумме 4,5 млн рублей плюс взносы – 1,53 млн рублей, то экономию можно увеличить. Каждый квартал компания сможет признавать в расходах дополнительно 25 процентов от текущего ФОТ ((4,5 млн руб. + 1,53 млн руб.) : (18 млн руб. + 6,12 млн руб.) _ 100). Это составит 1,5 млн руб. ((18 млн руб. + 6,12 млн руб.) : 12 мес. Х 3 мес. Х 25%).

Кроме того, порядок формирования резерва на выплату вознаграждений по итогам года не предусматривает, чтобы в расчет принимались лишь те премии, которые в итоге будут учтены в налоговых расходах. Важны лишь планы организации по выплате премий, учитываемых при налогообложении прибыли. Фактически же вознаграждения по итогам года могут быть выплачены из чистой прибыли, а резерв останется неизрасходованным.

Суд признал разовые отчисления в резерв правомерными

Пункт 1 статьи 324.1 НК РФ предписывает делать отчисления в резерв ежемесячно. Такой равномерный порядок предназначен для сглаживания учета затрат. Но на практике был случай, когда суд признал разовое списание расходов на резерв не противоречащим установленному порядку.

Так, Арбитражный суд Московской области пришел к выводу, что сам по себе неравномерный учет расходов не может являться нарушением (решение от 07.02.07 № А41-К2-24775/06). Согласно пункту 1 статьи 285 НК РФ, налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. По итогам года определяется и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Следовательно, невключение каких-либо затрат в число расходов по итогам отчетных периодов не может являться основанием для доначислений, если налогоплательщик учел эти суммы в декларации за налоговый период. К сожалению, такой вывод является единичным случаем и пользоваться им более чем опасно. Кроме того, за занижение авансовых платежей по итогам отчетных периодов предусмотрены пени (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.07 № 47, письма Минфина России от 20.04.07 № 03-02-07/2-74, УФНС России по г. Москве от 02.06.08 № 20-12/052827). Это может сделать неравномерное начисление резерва неэффективным.
Но, по нашему мнению, компания может обосновать несколько иной порядок распределения отчислений в резерв внутри года. Ведь прописанный в статье 324.1 НК РФ алгоритм предназначен для резерва отпускных. Эти сумм выплачиваются согласно трудовому законодательству и зависят только от уровня зарплаты. Вознаграждение по итогам года имеет другую суть. Каков итог деятельности, такова и премия. Поэтому, если в организации планируется неравномерное получение дохода, то в соответствии с этой динамикой и логично распределять отчисления в резерв. Это достигается, например, поправочными коэффициентами. К сожалению, неравномерный порядок признания отчислений в резерв однозначно будет предметом судебного спора. Чтобы подстраховаться, организация может сначала проверить эту методику на малых суммах, а после победы в арбитраже пользоваться этим способом в полном объеме. Но не исключено, что проще и безопаснее для компании будет завысить сумму резервирования и не связываться с такими тонкостями.

Когда неиспользованный остаток резерва можно не включать в доходы

Налоговый кодекс противоречив и в во просе о том, что делать с недоиспользованной суммой резерва на конец года. На практике остаток может быть очень значительным. Ведь в отличие от отпусков, которые предоставляются в течение года, премии по итогам года выплачиваются обычно уже после его завершения. Поэтому резерв часто остается неиспользованным в году его формирования. Противоречие заключается в следующем. Пункт 3 статьи 324.1 НК РФ говорит, что излишек, выявленный в результате инвентаризации в конце года, нужно учесть в доходах. А пункт 5 той же ста-тьи заявляет о том, что учитывать излишек в доходах надо, только если на следующий год формирование этого резерва не предусмотрено. При этом существует норма о том, что формируемый резерв должен быть уточнен, исходя «из количества дней неиспользованного отпуска» (п. 4 ст. 324.1 НК РФ). Если резерва не хватает, то допризнать расходы. Если он избыточен, то разницу признать в доходах. Поскольку это прямая норма для резерва отпускных, то возникает вопрос, может ли она быть использована для резерва премий. На наш взгляд, может. Для этого нужно привести в соответствие сумму невыплаченных вознаграждений, согласно внутренней системе премирования, и остаток резерва. Они могут отличатся в силу того, что процент отчислений в резерв фиксируется в начале года и не меняется. Поскольку в целях налогового планирования компании выгоден максимальный размер резерва, то вероятнее всего ситуация, когда резерв будет избыточен. В этом случае уплаты налога в конце года можно избежать, если изменить расчет премий, планируемых к выплате, доказав, что резерв по-прежнему нужен в уже сформированном объеме.
В целом можно предположить три варианта возможных действий, как уточнять резерв и что делать с неиспользованной суммой. Первый – невыплаченные вознаграждения, например, 2010 года включаются в расчет резерва на 2011 год, а неиспользованный остаток резерва учитывается в доходах. Он самый невыгодный. Компании придется заплатить налог на прибыль в повышенном размере на конец года. Второй вариант – скорректированный при инвентаризации остаток резерва 2010 года прибавляется к плановому показателю 2011 года. В итоге образуется единый резерв. Если по итогам инвентаризации резерва 2010 года выявляется его нехватка или избыток, то эти суммы при- знаются расходом или доходом декабря. Третий вариант – формируется новый резерв на 2011 год и по-прежнему остается в использовании остаток резерва за 2010 год. Если последний не соответствует отложенным премиям за этот период, то корректировка производится в декабре 2010 года. Оба резерва учитываются на разных субсчетах.

Предположим, невыплаченные вознаграждения за 2010 год составляют 700 тыс. рублей, остаток резерва – 900 тыс. рублей. Плановый размер резерва по премиям именно за 2011 год равен 1 млн рублей. По первому варианту действий компания в конце 2010 года включает в доход 900 тыс. рублей (налог на прибыль – 180 тыс. рублей), а новый резерв формирует в сумме 1,7 млн рублей. Второй вариант предполагает сначала корректировку прежнего резерва. Поскольку он больше отложенных премий, то разница включается в доход компании. Налог на прибыль составит 40 тыс. руб. ((0,9 млн руб. – 0,7 млн руб.) _ 20%). Далее уже единый резерв начинает ежемесячно увеличиваться на новые отчисления, пока не достигнет 1,7 млн рублей. Третий вариант – происходит корректировка резерва 2010 года с уплатой налога в той же сумме, что и в предыдущем варианте – 40 тыс. рублей. Но в следующем году одновременно используется два резерва – за 2010 год в сумме 700 тыс. рублей и за 2011 год в сумме 1 млн рублей.

Официальная позиция состоит в том, что остаток резерва можно не включать в доходы и перенести на следующий налоговый период, если это предусмотрено учетной политикой (письма Минфина России от 20.03.09 № 03-03-06/4/19, от 07.06.06 № 03-03-04/1/500). Но поскольку порядок корректировки резерва на остаток прошлогоднего не определен, компания может сделать это самостоятельно (письмо Минфина России от 20.03.09 № 03-03-06/4/19). Однако на практике налоговики могут заявить, что неиспользованный резерв в любом случае нужно включать в доход в конце года. Например, такая ситуация рассматривалась в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.04.07 № А78-4901/06-С2-28/232-04АП-221/07- Ф02-2259/07. Суд встал на сторону налогоплательщика, однако суды первой и апелляционной инстанций идею налоговиков поддержали. В постановлении от 17.01.07 № Ф04-8690/2006(29737-А70-37) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассматривал ситуацию, когда компания признавала в расходах вознаграждение по итогам прошлого года. Нюанс был в том, что в прошедшем году резерв компания не создавала, а в текущем решила воспользоваться этой возможностью. Налоговики заявили, что неправомерно включать в расходы этого периода премии за прошлый год при наличии текущего резерва на выплату вознаграждения по итогам года. И суд с ними согласился. Как ни парадоксально, но и в случае, если остаток резерва будет учтен в доходах, налоговики могут предъявить претензии. Так, в деле, рассмотренном в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.04 № А56-40968/03, проверяющие заявили, что премию по итогам прошлого года нельзя учесть в текущем периоде. Мол, в прошлом году под этот расход уже был сформирован резерв. При этом факт включения в состав доходов остатка ранее созданного резерва не был принят во внимание. Но в итоге суд встал на сторону компании.

Недостаток резерва можно учесть в расходах любого налогового периода

На практике ситуация может быть и более сложной. Допустим, компания закрепила в учетной политике третий вариант учета неизрасходованного остатка резерва: параллельное использование остатка прошлого года и нового резерва текущего периода. Однако сумма перенесенного резерва не покрыла фактического размера начисленных в следующем году выплат. В каком периоде учесть отрицательную разницу в расходах? Контролирующие органы полагают, что ее нужно включить в расходы на 31 декабря года, в котором резерв был сформирован (письма Минфина России от 07.06.06 № 03-03-04/1/500, от 02.02.06 № 03-05-02-04/8). То есть в предыдущем налоговом периоде. Но начиная с 2010 года при выявлении искажений, повлекших излишнюю уплату налога, базу можно корректировать и в периоде выявления таких искажений (п. 1 ст. 54 НК РФ). Потому уже по итогам 2010 года общество сможет выбирать, учесть ему расходы уже в текущем налоговом периоде или подать уточненную декларацию.

Недостаток резерва можно учесть в расходах любого налогового периода

Особенности создания резерва и переноса остатка делают проблематичным его использование без закрепления такой возможности в учетной политике. Ведь эта обязанность прямо предусмотрена пунктом 1 статьи 324.1 НК РФ. Так, в деле, рассмотренном Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа (постановление от 11.07.06 № Ф08-2766/2006-1324А) компания делала отчисления в резерв, не предусмотренный ее учетной политикой. Суд не смог подтвердить правомерность таких действий, отправив дело на новое рассмотрение. А в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.09.09 № Ф03-3691/2009 компания, накопившая резерв, напротив, доказывала, что, так как она в принципе не формировала учетную политику, то включать остаток неиспользованного резерва в доходы неправомерно. Однако налоговики сослались на то, что сформированный резерв по своему назначению не использовался. При таких обстоятельствах суд поддержал налоговиков. В споре, который рассматривал Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, компания закрепила факт создания резерва в учетной политике, но специальный расчет ежемесячных отчислений не составляла. Суд пришел к выводу, что это равнозначно невыполнению условий формирования резерва. Однако в результате позволил налоговикам доначислить налоги лишь с недоиспользованного остатка резерва, отказав в возможности переноса этих остатков на следующий налоговый период (постановление от 31.03.09 № А43-21239/2008- 32-380).

Читайте также другие статьи на сайте www.mkpcn.ru

На сегодняшний день у нашей рассылки 9962 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки


В избранное