Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН - в помощь бухгалтеру и юристу


МКПЦН - в помощь бухгалтеру и юристу

N 245 от 2010-02-26

 

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ

 

 

Семинары

  • Приглашаем аудиторов и бухгалтеров на курсы повышения квалификации. Стоимость обучения в марте – 5000 рублей.

  • 16 марта 2010 года - бесплатный семинар в Санкт-Петербурге на тему "Изменения налогового законодательства, вступившие в силу в 2010 году"

Предложения МКПЦН

Разработка индивидуальной учетной политики на 2010 год для целей бухгалтерского учета и исчисления налогов

Вопрос-ответ

  • В настоящее время лицензирование строительной деятельности отменено. Однако, в бухгалтерском и налоговом учете нашей организации учитываются затраты на приобретенную ранее лицензию, которые до настоящего времени не списаны на расходы в полном объеме. Возможно ли оставшуюся неучтенную часть затрат по лицензии отнести на расходы для целей налогообложения единовременно?

  • Наша организация закупает товар на условиях перехода права собственности на товар на складе поставщика.  Своих транспортных средств наша организация не имеет. Доставка товаров осуществляется специализированной транспортной организацией. Необходимо ли нашей организации иметь ТТН?

Последние публикации на сайте

 

СЕМИНАРЫ

 

Приглашаем аудиторов и бухгалтеров на курсы повышения квалификации

Учебный центр МОАП объявляет набор на курсы повышения квалификации аудиторов и бухгалтеров – членов Некоммерческого партнерства «Аудиторская палата России» и профессиональных бухгалтеров – членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России на тему: "Новое в правоведении, бухгалтерском учете, налогообложении, финансах предприятий и аудите" (40 часов)

Стоимость обучения в марте – 5000 рублей.

Обучение на курсах вечернее с 17.00 до 20.00.

По окончании курсов выдается СЕРТИФИКАТ.

Место проведения: г. Москва, Кривоколенный пер., д. 3 стр. 1 (станция метро «Лубянка»)

Телефоны для справок и регистрации:

628-01-79, 628-94-75, 628-91-51

е-mail: ipb@gomkpcn.ru , seminar@gomkpcn.ru

Подробная информация на сайте: moap.ru

***

16 марта 2010 года в Санкт-петербурге пройдет бесплатный семинар на тему "Изменения налогового законодательства, вступившие в силу в 2010 году"

Филиал аудиторской компании МКПЦН в Санкт-Петербурге приглашает Вас принять участие в семинаре на тему "Изменения налогового законодательства, вступившие в силу в 2010 году". Семинар состоится 16 марта 2010 года в Санкт-Петербурге. Слушатели обеспечиваются раздаточным материалом. По окончании семинара все участники могут принять участие в "круглом столе" по актуальным вопросам.

Участие в семинаре бесплатное.

Программа семинара

10.00 - 12.00 Изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, Налогу на имущество организаций, акцизам, транспортному налогу. Изменения в часть первую Налогового кодекса РФ.
12.00 - 12.30 Порядок заполнения декларации по НДС по форме, утверждённой Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 №104н и представляемой начиная с отчётности за 4 квартал 2009г.
12.30 -14.00 Замена ЕСН страховыми взносами (закон № 212-ФЗ от 24.07.2009): актуальные вопросы.
14.00-15.00 Ответы на вопросы, консультации аудиторов

Выступающие специалисты: Г.Г. Шалдина и Е.А. Козлова, ведущие консультанты аудиторской компании МКПЦН

Консультирующие специалисты: И.А. Никитина, О.Т. Якушев, ведущие аудиторы аудиторской компании МКПЦН

Регистрация в семинаре обязательна. Зарегистрироваться можно по телефону (812) 407-80-47 или по электронной почте spb@mkpcn.ru.

О месте проведения семинара будет сообщено после регистрации.

Аудиторская компания МКПЦН входит в число лидеров аудиторско-консалтингового рынка и оказывает аудиторские услуги (по РСБУ и МСФО), а также ряд сопутствующих услуг: юридический, налоговый, бухгалтерский, управленческий консалтинг, оценка и переоценка, образовательные услуги.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ  МКПЦН

 

Разработка учетной политики

В настоящий момент законодательство ориентировано на определение принципов и общего подхода к порядку построения бухгалтерского и налогового учета и не в состоянии учесть специфику деятельности каждой конкретной организации. При этом ряд нормативных актов прямо позволяет предприятиям самостоятельно регламентировать те или иные учетные вопросы. Основным документом, отражающим выбранные организацией конкретные способы ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика.

Аудиторская компания МКПЦН предлагает свою помощь в разработке индивидуальной учетной политики на 2010 год для целей бухгалтерского учета и исчисления налогов.

Ответственным со стороны МКПЦН за проведение переговоров по вышеуказанным услуг является
руководитель консультационного отдела Афонина Татьяна Юрьевна (621-10-15, 628-55-60).

Зачем нужна учетная политика?

Наличие учетной политики, являясь важным условием полноценной и четкой работы бухгалтерской службы, в ряде случаев способствует снижению трудозатрат на отражение хозяйственных операций в учете. Кроме того, благодаря отражению в учетной политике некоторых аспектов бухгалтерского или налогового учета, организации могут избежать спорных ситуаций с контролирующими органами.

Так, например:

  • согласно ПБУ 15/2008 расходы в виде процентов по займам и кредитам признаются прочими расходами, но за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива - объекта имущества, подготовка которого к использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. Установление в учетной политике определенного временного интервала и уровня существенности расходов позволит организации часть приобретаемых (сооружаемых, изготавливаемых) активов не относить к инвестиционным и признавать проценты по займам и кредитам, используемым на их приобретение (сооружение, изготовление) имущества, в составе прочих расходов. Кроме того, это позволяет организации сблизить бухгалтерский учет с налоговым (поскольку в целях исчисления налога на прибыль проценты по займам и кредитам признаются внереализационным расходом), а значит, сократить трудозатраты на ведение учета,
  • ПБУ 14/2007 не содержит порядка отражения и признания расхода, связанного с приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в случае, если срок их полезного использования, устанавливаемый организацией, не превышает 12 месяцев. Поэтому организация в случае приобретения таких прав должна самостоятельно установить, например, способ их признания.

Правила формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентированы Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации ПБУ 1/2008", утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008г. № 106н. В то же время, при выборе способа отражения в бухгалтерском учете конкретной хозяйственной операции организация должна руководствоваться и специальными положениями по бухгалтерскому учету, например:

  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008) для отражения доходов и расходов организаций, выступающих подрядчиками в некоторых договорах строительного подряда,
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) для отражения расходов, связанных с обязательствами по полученным займам и кредитам,
  • Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) для отражения корректировки стоимости актива или обязательства, обусловленной появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

В 2010 году в вопросах налогообложения произошли изменения, которые необходимо учесть в учетной политике для целей исчисления налогов, например:

  • в связи с тем, что переуступка прав требования, вытекающих из договора займа или кредита, освобождается от налогообложения НДС, следует отразить порядок ведения раздельного учета входного НДС по указанным операциям,
  • так как организациям предоставлено право применять повышающий коэффициент при амортизации некоторых основных средств, надо определить размер этого коэффициента.

Ряд внесенных изменений, позволяющих сблизить налоговый учет с бухгалтерским, также необходимо проработать, если ранее в учетной политике приводился текст норм законодательства, изменившихся с 2010г., например, это касается:

  • стоимости МПЗ, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разработке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств;
  • доходов (расходов) в виде курсовой разницы от переоценки валютных ценностей и требований (обязательств) в иностранной валюте.

Одной из основных составляющих налоговой учетной политики является определение порядка признания доходов и расходов. Ведь именно от него зависит величина налогового обязательства за отчетный или налоговый период. Этот элемент содержит в себе не только определение метода признания доходов (расходов) организации, но и способ распределения расходов, учет прямых и косвенных расходов.

По-прежнему в налоговой учетной политике:

  • если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, можно минимизировать трудозатраты на уплату налога на прибыль;
  • можно выбрать наиболее приемлемый метод начисления амортизации;
  • организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) в случае определения доходов и расходов по методу начисления.

 

ВОПРОС-ОТВЕТ

 

 

В настоящее время лицензирование строительной деятельности отменено. Однако, в бухгалтерском и налоговом учете нашей организации учитываются затраты на приобретенную ранее лицензию, которые до настоящего времени не списаны на расходы в полном объеме. Возможно ли оставшуюся неучтенную часть затрат по лицензии отнести на расходы для целей налогообложения единовременно?

Как следует из вопроса, в момент получения лицензии организация в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ признавала расходы на нее равномерно с учетом срока ее действия.

В силу закона с 2010 года лицензирование строительных работ отменено, и данные работы могут выполняться только на основании допуска, выданного саморегулируемой организацией (п. 4 ст. 48, п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», п. 6.1 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Таким образом, с отменой лицензирования фактически срок действия лицензии изменился в сторону уменьшения. Учитывая, что данная лицензия использовалась для получения дохода от осуществления профессиональной деятельности, считаем возможным учесть остаточную стоимость лицензии в уменьшение налогооблагаемой прибыли единовременно, как экономически обоснованные расходы по пп. 1 п. 1 ст. 264 и п. 2 ст. 8 НК РФ.  Аналогичная точка зрения изложена в Письме Минфина РФ от 31.05.07 г. № 03-03-06/1/353.

 

***

 

Наша организация закупает товар на условиях перехода права собственности на товар на складе поставщика.  Своих транспортных средств наша организация не имеет. Доставка товаров осуществляется специализированной транспортной организацией. Необходимо ли нашей организации иметь ТТН?

 

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг). При этом вычетам подлежат суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Счет-фактура должен быть составлен с соблюдением требований к оформлению, изложенных в п. 5, 6 ст. 169 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании п. 1 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» утверждена товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т). Данная форма предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух обязательных разделов:

- товарного, который регламентирует взаимоотношения между грузоотправителями и грузополучателями и служит основанием для списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ) у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;

- транспортного, который определяет взаимоотношения между заказчиком автотранспорта и организацией - перевозчиком груза, а также служит для учета транспортных услуг и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-перевозчиками за оказанные им услуги по доставке груза.

Таким образом, из формы ТТН следует, что она должна составляться, когда присутствуют владелец автотранспорта (перевозчик) и заказчик автотранспорта (грузоотправитель или грузополучатель).

Следовательно, если расходы на доставку товара силами сторонней организации несет покупатель, то для подтверждения данных расходов налоговые органы в ходе проведения проверки могут требовать оформленную ТТН по таким поставкам. Данная позиция высказана в Письмах Минфина РФ от 03.06.2005 г. № 07-05-06/160, от 26.05.2008 г. № 03-03-06/1/333, Письме УФНС РФ о г. Москве от 18.10.2006 г. № 20-12/92228. Арбитражная практика по данному вопросу противоречива:

- часть арбитражных судов поддерживает позицию официальных органов, указывая, что наличие товарно-транспортной накладной является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов на транспортные услуги (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2007 г. № А26-2845/2005-213, ФАС Поволжского округа от 14.02.2008 г. № А65-9200/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 26.05.2006 г. № А29-8821/2005а, ФАС Центрального округа от 10.10.2006 г. № А62-5749/2004);

- другая часть арбитражных судов поддерживает позицию налогоплательщика и указывает, что отсутствие товарно-транспортных накладных при наличии иных документов не является единственным допустимым доказательством, свидетельствующим о не заключении договора перевозки и несения расходов по его исполнению (см. Постановления ФАС Центрального округа от 13.02.2008 г. № А35-1763/07-С21, ФАС Поволжского округа от 12.02.2008 г. № А12-8947/07-С42 (Определением ВАС РФ от 16.05.2008 г. № 6047/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2007 г. № А05-16664/05-33 и от 21.08.2008 г. № А05-9477/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 14.08.2008 г. № А43-74478/2007-45-179, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 г. № Ф04-3677/2008(6731-А46-26)) (Определением ВАС РФ от 17.10.2008 г. № 13576/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

 Следовательно, в целях снижения риска возникновения претензий со стороны налоговых органов относительно правомерности учета в целях налогообложения затрат на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров, рекомендуем организации в данных ситуациях оформлять товарно-транспортные накладные (форма № 1-Т).

Отвечали эксперты консультационного отдела компании МКПЦН

 

 

ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ МКПЦН

 

Ведущая рассылки Емельянова Ольга  

 

На сегодняшний день у нашей рассылки 10081 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки


В избранное