Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности № 44 (248) от 25.05.2010 г.


 

Консалтинговая группа "Ардашев и партнеры"

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности 


taxcoach Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности


Уважаемые руководители и собственники бизнеса!
Бухгалтеры, юристы, финансисты!

Что Вы знаете о 17 июня?

Это  Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, День авиации в Армении, Праздник Гион в Японии, День детей в Индонезии.

Не сразу вспомнили?

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности и Консалтинговая группа «Ардашев и партнеры» предлагают сделать 17 июня 2010 г. действительно запоминающимся – Днем Вашей налоговой безопасности.

Именно 17 июня 2010 г. в г. Екатеринбурге состоится XVI Уральский профессиональный налоговый форум «Архитектура налоговой безопасности – 2010», который даст Вам возможность на практическом опыте ведущих экспертов дополнить Ваши знания в сфере налогового планирования и налоговой оптимизации – и все это – в необычном формате!

Подробнее…


Хранитель, арендодатель, логист?

(об особенностях использования собственных складских площадей)

В практике работы холдингов, особенно занимающихся оптово-розничной торговлей, очень часто возникают ситуации, требующие оптимизации работы склада и издержек компаний, пользующихся складскими услугами.

При этом собственникам, как правило, приходится решать комплекс вопросов, касающихся организации складской деятельности:

- может ли компания-собственник склада вести операционную деятельность?

- какую юридическую конструкцию выбрать для оформления отношений по организации хранения товара, комплектования заказов и их отгрузки?

- насколько допустимы отклонения цены «складского» договора от рыночной цены (в большую или меньшую сторону)?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо оценить достоинства и недостатки всех существующих вариантов организации подобного рода взаимоотношений, а также спрогнозировать возможные риски, в том числе налоговые. Иными словами, необходимо позаботиться об обеспечении достаточного уровня безопасности владения активами.

Собственник или арендатор?

Пожалуй, самым распространенным способом владения активами является обособление наиболее значимого имущества в компанию, выполняющую функцию хранителя активов, и не вступающую во взаимоотношения ни с кем иным, как с юридическими лицами, входящими в группу компаний. При этом минимизируются риски захвата активов рейдерами, поскольку «хранитель активов» не имеет дебиторской задолженности, помимо текущих эксплуатационных расходов.

Как правило, такая компания не ведет операционной деятельности, а только сдает принадлежащие ей складские помещения в аренду. Непосредственным же оказанием услуг по хранению товара и логистическому сопровождению занимается отдельное юридическое лицо.

Существуют и единичные случаи владения имуществом через институт доверительного управления, применение которого чаще всего является оправданным, если собственником склада выступает физическое лицо. Но и доверительный управляющий, как правило, только сдает имущество в аренду, выступая, по сути, дополнительным (и, в итоге, бесполезным) промежуточным звеном между собственником и арендодателем.

Не умаляя достоинств института аренды, авторы, тем не менее, должны констатировать, что он не способен в полной мере обеспечить коммерческие интересы собственников бизнеса в длительной перспективе.

В частности, как быть в ситуации, когда склад приобретен в кредит, а арендные платежи не покрывают затрат на осуществление выплат по договору с банком? И каким образом удовлетворить потребность в покупке дополнительных площадей, если средств, аккумулируемых в компании-«хранителе активов», явно недостаточно для столь серьезной инвестиции? А если число компаний, которым требуется склад, больше одной (разделение оптового и розничного направлений, региональная специализация компаний и т.п.)?

Вопросов становится все больше...

Выбираем договор хранения. Что может быть проще?

Действительно, хороший вариант. Компания, владеющая складом, заключает договор хранения с торговой компанией и осуществляет прием товара на хранение и его возврат с хранения, в том числе посредством отгрузки товара в адрес конечных покупателей.

Проблемы появляются тогда, когда число клиентов компании-хранителя превысит 1 (что чаще всего и бывает на практике), причем товарный ассортимент будет полностью или частично пересекаться.

Пример: в группу компаний входят, в числе прочего, компания-оптовый продавец товаров хозяйственного назначения и компания-розничный продавец, приобретающая товар для последующей реализации у оптового продавца. При этом розничные продажи осуществляются, в том числе, и посредством передачи товара со склада конечному потребителю.

В этом случае, как правило, договор хранения заключается как с оптовой, так и с розничной компанией. Такая организация взаимоотношений возможна, однако нецелесообразна по целому ряду причин.

Прежде всего, речь идет о значительных трудностях обособления в рамках одного склада товара, принадлежащего разным собственникам: хранителю необходимо организовать раздельный складской учет, нанести ярлыки, идентифицирующие собственника, не допускать смешивания товаров оптового продавца с товарами розничного продавца. В противном случае ИФНС, проведя проверку, может признать разделение оптового и розничного направлений деятельности фиктивным и направленным на получение необоснованной налоговой выгоды, ведь розничный продавец, как правило, применяет специальные режимы налогообложения.

Кроме того, нельзя забывать и о чисто коммерческой составляющей: создание товарного запаса для розничного продавца может негативно отразиться на деятельности компании-оптовика, которая будет лишена возможности удовлетворить запросы сторонних оптовых покупателей в силу отсутствия необходимого количества того или иного товара, тогда как в это же время розничный продавец будет располагать таким товаром, хранящимся тут же, на складе.

При таких обстоятельствах авторам представляется, что подходящим вариантом будет заключение договора хранения только с компанией-оптовиком; компания-розничный продавец будет получать товар в собственность в момент непосредственной отгрузки. Более того, если на склад обратится розничный покупатель, в момент передачи ему товара будет происходить одновременный переход права собственности от оптового продавца к розничному и от розничного продавца к потребителю.

Казалось бы, описанная модель взаимоотношений проста и логична. Она тем более привлекательна, что позволяет возложить функцию хранения на непосредственного собственника (или доверительного управляющего), поскольку у него не будет возникать задолженность перед третьими лицами.

Однако остаются открытыми вопросы источников для внесения платежей по кредитным договорам (если склад приобретен в кредит, а прибыли от оказания услуг хранения явно недостаточно), а также аккумулирования средств для дальнейшего инвестирования в приобретение основных средств.

«Поиграем» с ценой?

Авторы понимают, насколько велико бывает искушение собственников бизнеса установить мизерную или, напротив, значительную по величине арендную плату либо стоимость услуг хранения.

Спешим предостеречь наших читателей от подобных шагов и ни в коем случае не забывать о ст.40 НК РФ, предоставляющей налоговым органам контролировать уровень рыночных цен по сделкам, заключаемым между взаимозависимыми лицами.

Правило «цена договора должна соответствовать рыночной» - одно из золотых правил системы налоговой безопасности.

Вместе с тем, существует инструмент, позволяющий одним выстрелом убить всех зайцев, причем с минимальным риском, - это комплексный договор на оказание услуг склада, заключаемый между компанией-оптовым продавцом и собственником (доверительным управляющим) склада.

Общеизвестно, что российское гражданское законодательство позволяет заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Главное — чтобы договоры, не предусмотренные ГК РФ, ему не противоречили.

Комплексность договора на оказание услуг склада проявляется в том, что он будет содержать в себе элементы различных договорных конструкций, в зависимости от потребностей оптового продавца: это и положения, касающиеся организации и порядка хранения товара, и нормы, регулирующие логистическую составляющую взаимоотношений сторон: комплектование заявок, распределение грузов по автомобилям, погрузо-разгрузочные работы как по прибытии товара на склад, так и при его передаче покупателям (компании-перевозчику), составление маршрутов следования для оптимизации процесса доставки. Кроме того, на владельца склада как на исполнителя по договору оказания услуг склада, могут быть возложены обязанности по организации складского учета и учета движения товара, в том числе средствами автоматизации деятельности, и иные «нестандартные» обязанности.

Чем более подробным и детализированным будет договор оказания услуг склада, тем больше оснований для установления необходимой собственникам, исходя из конкретной ситуации (неоднократно упоминавшиеся кредитные платежи и др. факторы ценообразования), цены договора.

При этом определенная сторонами стоимость будет отвечать концепции «деловой цели», а также будет неуязвима с позиции критериев, перечисленных в ст.40 НК РФ, поскольку налоговый орган не сможет проверить соответствие/несоответствие примененной цены уровню рыночных цен в силу отсутствия сопоставимых данных.

Бесспорно, что рассмотренная в настоящей статье ситуация является лишь одним из частных случаев многообразия хозяйственной деятельности и не претендует на универсальность применения. Вместе с тем, общая концепция и направленность на достижение максимальной безопасности владения активами, включая снижение налоговых рисков, позволяет авторам успешно применять договор на оказание услуг склада в качестве одного из инструментов структурирования бизнеса.

Обсудить материал с автором…

Коллектив
Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH


В избранное