Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности № 93 (297) от 31.05.2011 г.


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Три круга: налоговая, имущественная и управленческая безопасность бизнеса.
Синергетический эффект.

Итак, вы задумались о совершенствовании системы (или как мы ее называем - архитектуры) налоговой безопасности. Сначала определимся с понятиями, ведь вам привычнее слышать о налоговой оптимизации. В чем разница?

Все очень просто. Налоговая безопасность - это налоговая оптимизация с управляемыми рисками. А что значит «управляемыми»? Это еще проще!

Мысленно представьте две группы людей, одна из которых по странному стечению обстоятельств (жизнь - непредсказуемая штука!) убегает, а вторая - ее догоняет. Причем угрожая первым тяжелыми предметами. Спрашивается: кому достанется больше всего? Конечно последним! То же самое и с налоговыми рисками: бежать первым (совсем не рисковать) опасно тем, что рынок вас выдавит, а последним - тем, что система государственного контроля при пособничестве конкурентов вас «подрежет».

Итого: управляемые риски - это когда не первый и не последний.

Основной инструмент налоговой оптимизации, позволяющий получить комфортные налоговые последствия при контролируемом уровне налоговых, имущественных рисков и угроз личной безопасности, является построение группы компаний на основе уникальной комбинации договорных инструментов и налоговых режимов в рамках такой группы компаний. Кроме того, вероятно, нам не избежать и выбора адекватных организационно-правовых форм для каждого субъекта и определения состава их собственников (акционеров, участников), что в конечном счете также влияет и на возможность применения специальных налоговых режимов.

Любые договорные конструкции, в свою очередь, опосредуют основные бизнес-процессы, создающие добавленную стоимость, то есть то, что своим результатом имеет получение прибыли. Свои коррективы вносят отношения с внешней средой (мы обязаны учесть как ее возможности, так и изменчивость и агрессивность), а также сотрудники и клиенты (с их возможностями и  потребностями).

Совершенно очевидно, что бизнес-процессы требуют управления, точнее принятия управленческих решений и последующего контроля. Поскольку это - прерогатива (а также обязанность) топ-менеджмента, постольку процесс этот носит ярко выраженный субъективный характер. Таким образом, нас будет интересовать степень  централизованности / де- централизованности системы управления, как одна из ключевых характеристик для определения степени самостоятельности каждого субъекта в группе компаний.

В этих трех постулатах кроется главный минус традиционного подхода к налоговой оптимизации, когда для внешнего наблюдателя «рисуется» некая схема, а в жизни все происходит иначе. Здесь топ-менеджмент и собственник объективно утрачивают часть контроля ввиду того, что не только официальная отчетность, но и весь первичный документооборот не отражают реальных процессов в бизнесе. Это в свою очередь систему контроля превращает в систему «доверия» менеджменту среднего уровня, а тот все более комфортно чувствует себя в «мутной воде», в которой расцветают такие водоросли как работа на сторону (иногда и на конкурентов), открытие параллельного бизнеса, бесконечные откаты в отношениях с контрагентами.

Но и это еще не все. Не хватает такого компонента как «интерес собственника». В конечном счете он меняет свое время и энергию на нечто, представляющее для него ценность. Это обуславливает связь между фигурой собственника (и его интересами) и теми бизнес-процессами, которые порождают налоговые последствия.

Два финальных компонента: 

  • необходимость обеспечения безопасного и одновременно удобного использования имущества, задействованного в процессе создания добавленной стоимости;
  • а также обеспечение баланса интересов между:

А) Собственником и руководителем бизнеса (управленцем);

Б) Между бизнесом и внешними агрессорами (контролирующие органы, «административный ресурс», захватчики, конкуренты).


Все вышеперечисленное вот так выглядит схематично. Ткните пальчиком в ключевой элемент! Правильно, главное - это бизнес-процессы. Все остальное - следствие. 


Здесь есть смысл напомнить о непременном условии развития любого бизнеса: сбалансированность  между собой трех составляющих...


Стратегия бизнеса (то есть та глобальная цель, ради которой бизнес создан и существует...и это, между прочим, не извлечение прибыли) должна быть согласована с внешней средой (то есть теми возможностями и угрозами, которые она несет с собой). 

И все это подкрепляется структурой бизнеса (состоящей из людей, финансовых ресурсов и информации), адекватной как стратегии, так и внешней среде.

И вот в рамках определения этого баланса, в рамках формирования адекватной структуры бизнеса мы можем подложить те правовые средства, договорные конструкции и инструменты, которые, ко всему прочему, определят также максимально комфортные налоговые последствия, с учетом вопросов, которые касаются непосредственно уже не налогов, а имущественной и управленческой безопасности.


Если за основу взять средний бизнес (это от 100 млн. до 1,5 млрд.р. оборотов в год), то к типичным вопросам управленческой безопасности бизнеса, которые возможно решить при структурировании и построении новой модели бизнеса мы относим:

  1. Желание собственника абстрагироваться от операционной деятельности и выйти на «стратегический уровень»;
  2. Любая степень децентрализации (часто как следствие выхода на «стратегический уровень» и возрастающей потребности в делегировании полномочий с сохранением управляемости бизнеса);
  3. Прозрачность бизнеса (опять же, чем дальше собственник от принятия непосредственных рутинных решений, тем менее прозрачен для него бизнес);
  4. Лаконичность структуры как условие управляемости бизнесом;
  5. Ликвидация номинальности в структуре управленцев (не те номиналы, конечно, кто паспорта теряют... имеется ввиду ликвидация номинальных директоров, которые образуются вследствие непродуманного дробления бизнеса с одновременным желанием скрыть взаимозависимость новых субъектов);
  6. Вход в бизнес новых людей или комфортный выход из него;
  7. Слияние с другими бизнесами и перераспределение долей при изменении состава собственников;
  8. Гарантии наследников.

Говоря об имущественной безопасности бизнеса, необходимо отметить следующие взаимоувязанные с налоговой безопасностью проблемы, с которыми может столкнуться собственник:

  1. Административное давление, сопряженное с попыткой повлиять на отчуждение имущества (известная проблема в России, особенно при смене руководителя субъекта области, края или республики);
  2. Ликвидация угрозы захвата;
  3. Владение и использование имущества накопленного совместно несколькими партнерами;
  4. Преодоление вопросов, связанных с родственными и семейными отношениями (бракоразводный процесс, скажем, и так малоприятное мероприятие, а если еще в этот момент возникнет необходимость в отчуждении доли в бизнесе или бизнес-имущества, которое попало в разряд спорного?);
  5. Обеспечение целостности ключевого имущественного комплекса при агрессивной внешней среде (например возможное давление кредиторов);
  6. Желание привлечь инвестора или стороннее финансирование;
  7. Обеспечение возможности реинвестирования (включая параллельные новые бизнес-проекты).

Кроме того, структура бизнеса должна позволять максимально безопасным образом удовлетворять финансовый интерес собственника (-ов), а также должна учитывать следующие обстоятельства:

  1. Функциональное разделение собственников (из серии кто и за что в бизнесе отвечает);
  2. Совместное принятие решений без ущерба бизнес-процессам (бесконечная «рулежка» несогласных между собой со-собственников может парализовать бизнес);
  3. Совместный контроль за бизнесом и друг другом на паритетных и «джентельменских» началах (и желательно с юридическим закреплением этих «начал»);
  4. Безопасное получение доходов.

Для наглядности приводим и перечень причин для конфликтов, с которыми мы сталкивались чаще всего:

  1. Желание одного из собственников (которые могут быть и близкими родственниками) получить бОльший контроль над бизнесом;
  2. Разногласия по поводу будущего развития компании;
  3. Особенности личных отношений;
  4. Неадекватная угроза кого-либо из партнеров на внешние угрозы.

Надеемся, что теперь для Вас очевидно: увязка всех вышеперечисленных обстоятельств управленческой и имущественной безопасности с инструментами налоговой оптимизации будет иметь своим результатом эффект синергии - лаконичную структуру бизнеса с потенциалом для дальнейшего развития и управляемыми налоговыми рисками. Заманчиво, не правда ли?


Завершая эту тему, еще раз обращаем Ваше внимание.

Построение системы налоговой, имущественной и управленческой безопасности бизнеса можно сравнить с возведением крепости. Конечно, любую крепость можно взять штурмом, но... От этого крепости не стали строить реже. Уместна здесь метафора с тремя одинаковыми авто на неохраняемой ночной парковке. Один автомобиль оборудован электронной «кричалкой» и механической блокировкой КПП, второй - только «кричалкой», а третий - ничем не оборудован. Разумеется, любое противоугонное средство можно нейтрализовать, но, тем не менее, догадаться о том на какое авто  в нашем примере будут покушаться, несложно.

Даже самую продуманную систему налоговой, имущественной и управленческой безопасности можно взломать, наша задача сделать все, чтобы усилия и ресурсы, которые необходимо потратить на «взлом», были неадекватны достигнутой цели.

Обсудить материал с автором...

Коллектив
Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH



Приглашаем руководителей, собственников, финансовых директоров и главных бухгалтеров

23-24 июня 2011 г.

на бизнес-курс

"Защита собственности и увеличение доходности бизнеса с применением иностранных компаний: от замысла к воплощению"

25 июня 2011 г.

Бизнес-консультации по практической реализации возможностей иностранных юрисдикций


Главные особенности и достоинства бизнес-курса:

! Максимальная сфокусированность на первых лиц компании, принимающих управленческие решения

! Впервые программа ориентирована на тех, кто "что-то слышал" о международном налоговом планировании и для тех, кто уже владеет собственными иностранными компаниями

! Впервые программа о применении иностранных компаний дополнена практическим блоком о включении иностранной компании в хозяйственную деятельность российской части бизнеса

! Третий день программы посвящен индивидуальным консультациям для первых лиц компаний

Эти и другие эксклюзивные аспекты программы позволят Вам:

- разобраться в основах и тонкостях практического применения иностранной компании для налоговой оптимизации, защиты активов и урегулирования отношений между собственниками бизнеса

- оценить эффективность их использования в Вашем бизнесе

- принять решение о необходимости применения иностранной компании

В программе:

23 июня 2011 г.:

Часть 1. Для чего российскому налогоплательщику может быть нужна иностранная компания.

Раздел I. Для чего российскому налогоплательщику может быть нужна иностранная компания? Раскладываем по полочкам.

Автор-ведущий: Кондратьев Владимир Сергеевич, директор регионального центра Группы компаний Consulco International (Сибирь, Урал, Дальний Восток).

В штате Consulco International Group с 1994 г. Один из самых опытных специалистов в Сибири и на Урале в сфере оказания консультационных услуг по международному налоговому планированию. Многолетний практический опыт по применению иностранных компаний в целях развития и укрепления российского бизнеса.

1. Иностранные юрисдикции: низконалоговые, безналоговые и универсальные.

2. Уникальные возможности Республики Кипр.

3. Основы конфиденциального владения иностранной компанией. Бенефициары. Акционеры. Директора.

4. Базовые возможности применения иностранных компаний: налоговое планирование, владение бизнесом через иностранную компанию (защита собственности) и регулирование отношений собственников бизнеса.

5. Дополнительные возможности для организации экспорта и импорта.

Раздел II. Практические вопросы и некоторые соображения реализации на практике.

Автор-ведущий: Савин Ярослав Геннадьевич, руководитель Центра taxCOACH, консультант по организационному развитию, член Учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов, бизнес-тренер.

1.О чем могут и о чем не могут знать контролирующие органы в РФ? Как должна выглядеть модель бизнеса с применением иностранных компаний.

2. Как реализовать безопасное выбытие бизнеса в обладание иностранному юридическому лицу? И как это объяснить?

3. Партнеры в бизнесе и множественность собственников. Чего не может российское корпоративное законодательство?

4. Как включить иностранную компанию в хозяйственную деятельность российской части бизнеса? Финансовые потоки. С чего начать реализацию модели на практике?

5. Что делать, если вы больше не хотите работать с иностранной компанией?

6. О чем еще нужно спросить и подумать перед приобретением иностранной компании? Как распоряжаться средствами иностранной компании в личных целях?

Раздел III. Сервисные возможности адвокатско-консалтинговой группы Consulco и кипрских банков.

Автор-ведущий: Соболев Михаил Юрьевич, партнер, вице-президент Consulco International (рынки СНГ).

Ведущий налоговый консультант компании на рынке СНГ с 1994 года. Около 16 лет практики, сотни докладов на международных конференциях по налоговому планированию, более 80 публикаций по вопросам налогообложения. Около 600 серьезных проектов корпоративного структурирования в России и за рубежом.

1. Consulco International Group: история, структура и возможности.

2. Услуги, связанные с приобретением иностранных компаний.

3. Сопровождение использования иностранных компаний. Русскоязычный сервис. Аудиторское, банковское и юридическое сопровождение: как построена работа и взаимодействие?

  1. Открытие и использование счетов в кипрских банках.

24 июня 2011 г.:

Часть 2. Использование иностранных юрисдикций: от азов к вершинам мастерства.

Раздел I. Налогообложение доходов иностранных компаний в деталях.

Автор-ведущий: Соболев Михаил Юрьевич, партнер, вице-президент Consulco International (рынки СНГ).

Ведущий налоговый консультант компании на рынке СНГ с 1994 года. Около 16 лет практики, сотни докладов на международных конференциях по налоговому планированию, более 80 публикаций по вопросам налогообложения. Около 600 серьезных проектов корпоративного структурирования в России и за рубежом.

1. Как воспользоваться преимуществами международных налоговых соглашений.

2. «Спекуляции» на налоговых соглашениях глазами контролирующих органов Кипра и Великобритании.

Раздел II. Усложненные варианты применения иностранных компаний и их комбинации.

1. Варианты применения холдинговых структур и оффшорных компаний.

2. Защита прав на недвижимость, комфортное извлечение доходов от использования и продажи недвижимости.

3. Великобритания: инвестиционные модели вложений в доходную недвижимость Лондона, подбор объектов. Специальные возможности для инвестора: виза, вид на жительство, гражданство.

Раздел III. Отношения между собственниками бизнеса. Защита прав наследников.

1. Международные трасты для защиты собственности и защиты интересов наследников.

2. Акционерные соглашения: уникальные возможности безконфликтного владения бизнесом, определения судьбы совместного бизнеса и взаимной ответственности.

Раздел IV. Ответы на вопросы международного налогового планирования «из первых рук».

1. Новые юрисдикции для налогового планирования и особенности их применения.

2. «Горячие» темы кипрской практики: изменение законодательства о налогоах на прибыль и оборону;

3. НДС на Кипре и в ЕС - требования и рекомендации;

4. Поправки к Российско-Кипрскому налоговому соглашению 2010 года - подробный анализ;

5. Мифы и реалии о международном обмене информацией.

25 июня 2011 г.:

Часть 3. Индивидуальные практические бизнес-консультации для первых лиц компаний

Для второго участника от компании - скидка 10%!

Участие платное. В стоимость входит: двухдневный бизнес-курс, раздаточный материал (150 стр.), свидетельство об участии, парковочное место на -2 этаже бизнес-центра, бизнес-ланч в ресторане "Хуторок" и вкуснейшие кофе-паузы от Атриум Палас Отеля.

Узнать стоимость и зарегистрироваться на бизнес-курс можно, позвонив нам сейчас:

Екатерина Буркова - (343) 342-02-02, внутренний 508, +7-929-219-99-62, burkova@taxcoach.ru

Ольга Рокина - (343) 342-02-02, внутренний 506, +7-929-212-99-19, rokina@taxcoach.ru

Зарегистрироваться через сайт: http://www.taxcoach.ru/index.php/form/form/process/14/ 


В избранное