Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности: неознакомление налогоплательщика с материалами проверки


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Неознакомление налогоплательщика с материалами проверки: новый аргумент налогоплательщиков в налоговых спорах!?

До недавнего времени единственным процессуальным нарушением, влекущим за собой безусловную отмену решения налогового органа о привлечении к ответственности, являлось непредставление налогоплательщику возможности представить свои возражения на акт проверки и участвовать в их рассмотрении при вынесении решения. Анализ последней судебно-арбитражной практики позволяет сделать вывод о том, что в налоговых спорах появляется новое процессуальное основание для вынесения судебного вердикта в пользу налогоплательщиков. О том, что это за основание и пойдет речь в настоящей статье.

Действительно, на протяжении нескольких лет судебная практика исходила из того, что единственным грубым процессуальным нарушением, являющимся достаточным основанием для признания недействительным решения налоговиков, могло быть только лишение налогоплательщика права представить возражения на акт проверки и участвовать в их рассмотрении. Наличие иных нарушений в процедуре проведения проверки и вынесения решения в подавляющем большинстве случаев не учитывалось судами при вынесении судебных актов или учитывались только как дополнительное второстепенное основание.

Так, в отношении предоставления налогоплательщику возможности ознакомления с материалами налоговой проверки, суды, как правило, говорили о том, что материалы проверки имеют гриф «для служебного пользования» и не подлежат передаче налогоплательщикам (см., например, Решение ВАС РФ от 09.04.2009 № ВАС-2199/09, Постановление ФАС СЗО от 24.02.2010 по делу № А05-10066/2009, Постановление ФАС ЗСО от 18.03.2010 по делу № А03-10603/2009, Постановление ФАС Поволжск. округа от 21.05.2008 по делу № А55-13067/07, Постановление ФАС Дальневосточн. округа от 26.01.2011 № Ф03-9564/2010, Постановление ФАС УО от 28.06.2010 № Ф09-4713/10). Обосновывая свою позицию суды, помимо прочего, ссылались и на положения п.1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, которым прямо было предусмотрено, что все материалы проверки и документы, приложенные к акту, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования

Справедливости ради, необходимо отметить наличие единичных решений арбитров, занимавших противоположную позицию и расценивающих факт неознакомления налогоплательщика с материалами проверки как грубое нарушение процедуры проведения проверки, лишающие налогоплательщика возможности полноценной защиты в налоговом споре (см., например, (Постановление ФАС Поволжского округа от 01.02.2011 по делу № А65-2850/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2009 № Ф09-2653/09-С3, Постановление ФАС Московского округа от 30.09.2010 № КА-А40/11140-10, Постановление ФАС Московского округа от 30.09.2010 № КА-А40/9677-10). 

Ситуация кардинально поменялась с введением в статью 100 НК РФ нового пункта 3.1. Данный пункт предусматривает, что к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Документы, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок. Исключением являются лишь документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, - такие документы к акту проверки не прилагаются.

Пункт 3.1 ст.100 НК РФ был введен в действие Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Согласно ч.1 ст.10 указанного Закона изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона в "Российской газете" 02.08.2010г., т.е. 02.09.2010г.

Вступление в силу п.3.1 ст.100 НК РФ ожидаемо повлекло за собой обжалование в арбитражном суде положений уже упоминавшегося пункта 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки. И в январе 2011г. ВАС РФ в Решении от 24.01.2011 N ВАС-16558/10 «О признании частично недействующим пункта 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки (Приложение N 6), утв. Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/862@» прямо указал, что с момента введения в действие положений п.3.1 статьи 100 НК РФ налоговый орган обязан в силу прямого указания в НК РФ без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки, назначенной после указанной даты (02.09.2010), документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны.

Нижестоящие арбитражные суды быстро взяли на вооружение сформулированную ВАС РФ правовую позицию и в соответствии с п.14 ст.101 НК РФ и стали расценивать неознакомление налогоплательщика с материалами налоговой проверки как существенное нарушение процедуры проведения проверки (привлечения налогоплательщика к ответственности) и отменять по данному основанию решения налоговых органов.

Так, например, Арбитражный суд Свердловской области в Решении от 05 сентября 2011 года по делу №А60-17602/2011 указал следующее: «Как следует из материалов дела и не оспаривается налоговым органом, приложения к акту проверки заявителю налоговым органом представлены не были, что, по мнению суда, является существенным нарушением процедуры привлечения к налоговой ответственности и влечет признание оспариваемого решения недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ)».

К аналогичным выводам пришел и Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд в Постановлении № 17АП-8551/2011-АК от 28 сентября 2011 года по делу №А60-10172/2011: «В данном случае суд первой инстанции правильно оценил характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения и правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности, указав, что неполучение налогоплательщиком приложений к акту не позволило ему представить должным образом мотивированные возражения на акт налоговой проверки».

Примечательно, что в последнем деле суд первой инстанции признал недействительным решение налогового органа по рассматриваемому основанию даже, несмотря на то, что решение о проведении проверки было вынесено до вступления в силу п.3.1. ст.100 НК РФ, т.е. до 02.09.2010г. При этом суд указал, что введение в действие п.3.1 ст. 100 НК РФ устранило имевшуюся ранее неясность в вопросе о необходимости вручения налогоплательщику копий приложений к акту проверки.

Однако наивно было бы полагать, что рассматриваемый аргумент будет являться панацеей от претензий налоговиков. Во-первых, налоговые органы, столкнувшись с такой практикой, все чаще стали передавать налогоплательщикам копии материалов налоговой проверки, тем самым сводя к минимуму возможность отмены решений по процессуальным основаниям. Во-вторых, арбитражные суды очень обстоятельно и скрупулезно рассматривают доводы налогоплательщиков об отмене решений по процессуальным основаниям и признают решения налоговиков недействительными только в случае реального нарушения прав и интересов налогоплательщика, а не только формального наличия процедурных нарушений.

Ярким подтверждением последнему служит уже упоминавшееся дело №А60-17602/2011: арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя принятое в пользу налогоплательщика решение суда первой инстанции в силе, все же не усмотрел в действиях инспекции нарушения прав налогоплательщика, отметив следующее: «Как верно установлено судом первой инстанции, налоговый орган не представил обществу приложения к акту проверки. Вместе с тем, учитывая, что в апреле 2011 года (после проведения проверки – прим. автора) обществу были представлены приложения к акту проверки, в акте и решении изложены содержание протоколов допросов работников, а также данные спорной выписки по счету, общество воспользовалось правом на судебную защиту, доказательств нарушения или возможного нарушения прав налогоплательщика данным обстоятельством материалы дела не содержат» (Постановление Семнадцатого апелляционного арбитражного суда № 17АП-10517/2011-АК от 28.10.2011г.). 

Обсудить материал с автором...

Коллектив
Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности




ТОЛЬКО ДО 4 НОЯБРЯ ДЕЙСТВУЕТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА!


Бизнес-курс АРХИТЕКТУРА НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: практическое пособие для среднего бизнеса

16-18 ноября 2011 г.

Полностью переработанная, обновленная на основе последних изменений законодательства и новейшей консалтинговой практики 2011 года Центра taxCOACH® 

Зарегистрироваться на программу и отправить заявку...

День 1 (16 ноября 2011 г.)


Раздел I. Структура организации. Как оргструктура связана с вопросами налоговой, имущественной и управленческой безопасности.

Авторы-ведущие: Савин Ярослав Геннадьевич, Новоселова Валентина Викторовна

Раздел раскрывает атипичный для российского среднего бизнеса подход к оптимизации бизнеса. Вместо "натягивания" схем налоговой минимизации на работающий бизнес, предлагается противоположная концепция. Инструменты налоговой оптимизации (налоговые режимы, договорное моделирование и разделение бизнес-функций между несколькими юридическими субъектами для максимального экономико-налогового эффекта) должны "подкладываться" под существующие бизнес-процессы, снижая различия между действительностью и тем, что предъявляется контролирующим органам. Таким образом, требуется детальное изучение основных особенностей и ключевых компетенций бизнеса и, кроме того, повсеместное решение задач, обеспечивающих имущественную и управленческую безопасность, поскольку применение инструментов налоговой оптимизации в обратной ситуации, по убеждению автора, ставит под угрозу сам факт существования бизнеса, что недопустимо. Материал носит одновременно концептуальный и практический характер.

Кроме того, задачи имущественной и управленческой безопасности, в отличие от налоговой оптимизации, не так очевидны для руководителей. Риски - понятны, а задачи, которые могут решаться, не осознаваемы ввиду неосязаемости с точки зрения прямого сиюминутного финансового результата. В консалтинговой практике встречаем чаще всего понимание, что проблемы есть, но задачу сформулировать руководство или собственники бизнеса затрудняются.

Завершается раздел обсуждением «правового контекста» налоговой безопасности на НЕюридическом языке.

Программа:

1. Структурирование бизнеса: налоговая оптимизация и сопряженные задачи. Имущественная и управленческая безопасность: ключевые риски.

2. Имущество в бизнесе: консолидация имущества и его дробление. Общая собственность. Партнеры в бизнесе и множественность собственников.

3. Элементы системы налоговой безопасности: клиенты и их потребности, организация и ее структура, система управления, организационно-правовые формы, товарно-денежные потоки, договорные конструкции, режимы налогообложения.

4. Правовой контекст: необоснованная налоговая выгода, деловая цель.

5. Взаимозависимость с 2012 года: новая глава НК РФ.

Раздел II. Инструменты построения системы налоговой, управленческой и имущественной безопасности бизнеса.

Авторы-ведущие: Савин Ярослав Геннадьевич, Тайшина Анастасия Владимировна

Для бизнеса с оборотом от 100млн. до 1.5 млрд в год характерно создание групп взаимозависимых компаний, среди которых особенно выделяются "Хранитель активов" и "Управляющая компания". Последняя, чаще всего, используется для создания субъекта с выгодным режимом налогообложения в целях консолидации денежных средств, заработанных опреационными компаниями. Однако функции УК этим не ограничиваются. С учетом концепции единства вопросов налоговой, имущественной и управленческой безопасности разберем неочевидные инструменты использования УК в среднем бизнесе. Кроме того, желание создать денежный поток в сторону УК натыкается на ряд существенных вопросов, наиболее острый из которых - обоснованность цены услуг УК. Обсудим налоговые риски различных подходов к решению данного вопроса.

Эта часть дополнена также обсуждением редко применяемых инструментов: совет директоров и соглашение акционеров. В разрезе среднего бизнеса.

Договорные связи как внутри круппы компаний, так и в отношениях с внешним миром, умноженные на режимы налогообложения как раз и являются звеном, определяющим возможности налоговой экономии. В то же время, "надуманность" этих связей, невозможность пояснить "деловую цель" тех или иных договорных конструкций наносят непоправимый вред вопросам налоговой безопасности, делая риски неуправляемыми. Количество договоров, позволяющих извлекать налоговую выгоду, ограничено, однако их комбинации - бесконечны. При структурировании бизнеса необходимо научиться "нанизывать" необходимые инструменты на стержень основных бизнес-процессов компании, не забывая и о возможностях налоговой экономии, и о вопросах имущественной и управленческой безопасности.

Кроме того, ряд договорных инструментов, таких как простое товарищество или договор доверительного управления имуществом, например, представляют сложность даже для юристов, не говоря уже о собственниках и финансовых руководителях. Да что скрывать, даже разнообразынй консалтинговый опыт последних лет позволяет постоянно открывать для себя все новые и новые нюансы.

Основные инструменты рассматриваются не сами по себе а в разрезе выделения тех или иных функций (производство, снабжение, сбыт, склад и т.п.) в группе компаний. Среди ключевых инструментов для разбора: договор подряда иждивением заказчика (переработка из давальческого сырья); агентский договор, простое товарищество, договор управления эксплуатацией нежилого фонда, договор доверительного управления, оказание услуг склада, аренда.

Программа:

1. Авторская концепция «Интервальных тренировок бизнеса». Группа компаний - основа для налоговой оптимизации. Совершенство треугольника: стратегия, структура, внешняя среда.

2. Управляющая компания: функции, возможности и инструменты. Как с помощью УК можно отрегулировать отношения со-собственников: по поводу имущества, дивидентов, степени участия в бизнесе и осуществления контроля. Стоимость услуг УК и налоговые риски.

3. Соглашения акционеров и другие способы бесконфликтного сосуществования собственников.

- Нормативные способы закрепления «джентльменских» соглашений сособственников бизнеса: от правового института «дополнительных обязанностей» участников ООО до акционерных соглашений в российском и зарубежном праве.

- «Неуставные» отношения: риски стандартного Устава компании и способы их устранения. Как создать эффективную систему защиты от вхождения в бизнес нежелательных третьих лиц.

4. Совет директоров как уникальный инструмент управленческой безопасности для среднего бизнеса. 

- Эффективность Совета директоров для ООО и для группы компаний в целом (на примерах из практики). 

- Как организовать систему сдержек и противовесов. 

- Независимые члены Совета директоров. 

5. Инструменты эффективного использования имущества и способы обеспечения имущественной безопасности. А также базовые возможности применения иностранных компаний и использование трастов.

6. Дробление бизнеса: примеры выделения отдельных функций внутри группы компаний. Применение договорных инструментов налоговой оптимизации и их увязка с бизнес-процессами оптимизируемого бизнеса. Практические и юридические нюансы (на примерах готовых моделей бизнесов).

7. Детали применения особо сложных конструкций: простое товарищество (налоговая оптимизация и классный управленческий инструмент). 

8. Способы повышения официальной заработной платы без увеличения налоговых отчислений (на примере разработанного для клиента комплекса мер). Точечная оптимизация социальных взносов с 2012 года.

День 2 (17 ноября 2011 г.)

Раздел III. Старый добрый вексель.

Автор-ведущий: Новоселова Валентина Викторовна

Вексель, используемый в России как денежный суррогат в конце 90-х - начале 2000-х, к нашему сожалению, весьма неоправданно забыт. Причем основательно. Между тем его возможности в части налоговой оптимизации очень разнообразны. Однако для эффективного применения векселя руководителям требуется хорошо усвоить его (векселя) правовую природу, что бывает не под силу даже юристам. Но мы это поправим.

Очень славный раздел, сочетающий правовые материи и легкость повествования. Больше того, материал в виде наглядных моделей иллюстрирует конкретные приемы использования векселя с учетом комфортных налоговых последствий.

Программа:

1. Что такое вексель? Необходимый теоретический минимум.

2. Вексель как инструмент системы налоговой безопасности в группе компаний: возможности и ограничения.

3. Налогообложение операций с использованием векселей: как сэкономить?

Раздел IV. Как новую модель бизнеса заставить работать. Реорганизация бизнеса.

Авторы-ведущие: Савин Ярослав Геннадьевич, Тайшина Анастасия Владимировна

При структурировании бизнеса недостаточно разработать будущую модель. Кроме будущности, необходимо иметь четкий план перехода от состояния "сейчас" к тому самому счастливому будущему.

На этом этапе руководителей бизнеса подстерегает сразу несколько ключевых проблем. Вот лишь некоторые из них: 

1. Перемещение имущества в целях его консолидации в безопасном субъекте (т.н. Хранитель активов) обычными способами не обходится без необходимости уплачивать НДС и налог на прибыль. Учитывая, что мы перемещаем имущество из своего кармана в свой же - это по меньшей мере несправедливо. Возможностей сделать это безналоговыми способами не так много и некоторые из них (ввиду агрессивного использования) уже засветились в налоговых органах. Таким образом, перед нами стоит задача не только подобрать удобный инструмент, но и найти заведомое объснение его использования без намека на налоговую выгоду (поскольку обратное незаконно); 

2. Реорганизационные процедуры при структурировании могут преследовать своей целью не только перемещение имущества, но также устранение ранее накопленных "шлейфов" налоговых рисков с операционных компаний, особенно, если накоплена определенная репутация на рынке и невозможно юридическое лицо просто "бросить";

3. При структурировании все действия и мероприятия, связанные с созданием новых субъектов, ликвидацией старых, реорганизацией, перемещением персонала и имущества из одного субъекта в другой и т.п. должны быть согласованы между собой. Между тем, есть ряд законодательных ограничений, регулирующих сроки осуществления этих процедур.

Завершает раздел сугубо практический материал о возможности трансформации бизнеса в зависимости от организационно-правовых форм: ООО или АО. Что можно сделать и чего нельзя. На что обратить внимание, если работа ведется с АО (на основе специально разработанной табличной модели реорганизации в АО).

Программа:

1. Так сколько же субъектов нам все-таки необходимо? Перераспределение персонала и зон ответственности. Руководитель для нового субъекта: быть или не быть.

2. Реорганизация как способ решения ряда частных вопросов: от необходимости повышения закрытости компании до безналоговой передачи имущества. Налоговое и гражданское правопреемство. Ликвидация «лишнего». 

3. Подготовка плана реорганизации. С чего начать? Подводные камни реорганизационных процедур. Разработка новых связей на основе договоров: требования и возможности. Маховик изменений: как преодолеть внутреннее сопротивление.

День 3 (18 ноября 2011 г.)

Раздел V. Налоговый контроль: взгляд изнутри.

Автор-ведущий: Ягудин Вадим Талгатович

Ключевой особенностью данного раздела является то, что большая часть рассматриваемых автором вопросов, приемов и способов защиты налогоплательщика многократно опробованы на практике. Важной составляющей является раскрытие базовых понятий и терминов, что способствует лучшему пониманию и усвоению программы не только профессиональными юристами и бухгалтерами, но и теми, кто ежедневно в своей работе не сталкивается с вопросами налогообложения.

Особенностью программы, является и необычный подход в освоении такого явления, как «налоговый контроль»: в первую очередь, слушатели посмотрят на него «глазами» налогового инспектора, в частности, познакомятся с механизмами получения информации о деятельности налогоплательщика и отбора кандидатов на проведение выездных проверок.

Программа погрузит участников в практические вопросы «отражения атаки»: проверки контрагентов, противодействия мероприятиям налогового контроля, сбора доказательств, защиты своей позиции в ИФНС и арбитражном суде.

Программа:

1.Повышение избирательности и результативности мероприятий налогового контроля – устойчивая тенденция последних лет. Почему «случайных» проверок и проверок «каждые 3 года» становится все меньше? Минимальные доначисления и низкорезультативные проверки.

2.. Выездные налоговые проверки - тяжелая артиллерия налоговых органов. Формирование плана выездных налоговых проверок. Основные критерии отбора налогоплательщиков для включения в план проверок. Роль «убыточных» и «зарплатных» комиссий. Каковы ваши шансы попасть под проверку?

3.. IT-технологии в налоговом контроле. Использование налоговыми органами с целью выявления налоговых правонарушений различных информационных баз данных (ПИК «ЭОД - местный уровень»; ПИК «ВНП-отбор»; ПИК «Однодневка» и т.п.). Поиск следов в Интернете: запросы в банки и специализированным операторам связи, анализ информации о налогоплательщике в сети Интернет.

4. Что ищут проверяющие в ходе проведения выездной налоговой проверки в первую очередь? Чему уделяется повышенное внимание? Чем пугают налогоплательщиков в ходе проведения выездной налоговой проверки? Наиболее эффективные способы выявления налоговых правонарушений (опросы, осмотр, выемка, инвентаризация). Использование проверяющими аудио- и видео- техники.

5. Кто предоставляет информацию налоговому органу и какую информацию могут получить налоговики. Взаимодействие с банками, Регистрационной палатой, ГАИ, ПВС, таможней, ресурсоснабжающими организациями и иными органами и организациями.

Раздел VI. Налоговый контроль. Что налогоплательщик может противопоставить налоговому органу.

1. Как вести себя до проверки. Принцип убегающей и догоняющей толпы. Как минимизировать налоговые риски при выборе контрагента / сервисной компании? Обеспечение IT-безопасности - залог «спокойного сна» налогоплательщика. Налоговое «айкидо» или предотвращение налоговых споров.

2. Как вести себя во время проверки. Что и как говорить проверяющим. «Реанимация» контрагентов и «номиналов». Обеспечение возможности проведения «встречных» проверок. Подготовка к опросам и допросам сотрудников и иных лиц. Как относительно законным способом получить оперативную информацию о ходе проведения проверки?

3. Досудебное урегулирование спора. Возражения на акт проверки: о чем стоит говорить, а о чем лучше умолчать. Как легально «договориться» с налоговым органом до вынесения решения. Обжалование в вышестоящий налоговый орган: используем время с умом.

4. Обжалование результатов проверки в арбитражном суде. На чем необходимо сосредоточиться. «Мировое» соглашение с налоговым органом в суде. Решения арбитражного суда как гарантия непривлечения к уголовной ответственности. Стратегия и тактика защиты по спорам, связанным с необоснованной налоговой выгодой. Доказывание обоснованности использования налоговой выгоды (из практики налогового консультирования и представительства в налоговых органах и судах).

Раздел VII. Уголовная ответственность за налоговые преступления. Основания, практические особенности порядка выявления, привлечения и защиты.

Автор-ведущий: Прокопив Сергей Владимирович, эксперт по уголовному преследованию в сфере экономики и налогообложения, Член президиума Коллегии адвокатов «Свердловская областная гильдия адвокатов», председатель ревизионной комиссии Адвокатской палаты Свердловской области, адвокатский стаж - 10 лет.

Россия - силовая страна. Вести бизнес здесь можно, только если Вы готовы отстаивать созданное своими руками.

Угодить под пристальное внимание налоговых «силовых» структур может каждый руководитель или собственник бизнеса.

Причиной может быть все, что угодно: завистливые партнеры, агрессивные конкуренты, недобросовестные поставщики и подрядчики, а также бывший супруг.

Кроме того, в программе есть все, что вам нужно знать о самой плачевной стороне агрессивной налоговой оптимизации.

Программа:

1. Уголовно-правовая характеристика составов налоговых преступлений. Практические вопросы квалификации.

2. Выявление налоговых преступлений: теория и практика.

- Виды проверок и как их различать. Когда привлекать специалистов для защиты.

- Полномочия «силовиков»: понятие, процедура и последствия их проверок. Права организаций и физических лиц.

- Взаимодействие налоговых органов и полиции.

- Правовые последствия «полицейских» и налоговых проверок.

3. Возбуждение уголовного дела: кто, как, когда и почему.

4. Проверка и расследование: как их различать, правовой статус субъекта, типичные ошибки.

5. Ход расследования и его результаты. Смириться или противостоять?

6. Уголовно-правовое значение изменений налогового законодательства.

Зарегистрироваться на программу и отправить заявку...

Узнать стоимость и получить более подробную информацию Вы можете, позвонив нам прямо сейчас: 

Екатерина Буркова - (343) 342-02-02, внутренний 508, +7-929-219-99-62, burkova@taxcoach.ru 

Юлия Селюнина - (343) 342-02-02, внутренний 506, +7-929-212-99-19, yulia@taxcoach.ru



В избранное