Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности:Трансфертное ценообразование по новым правилам.


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Трансфертное ценообразование по новым правилам.

Часть 4. Особенности налогового контроля и налоговой ответственности.


Главной особенностью налогового контроля за ценой, примененной в сделке, является его перенос на более высокий уровень  - данная функция изъята из компетенции территориальных налоговых органов и передана в управления ФНС в субъектах Российской Федерации.


При этом отдельно указывается, что в предмет выездных и камеральных проверок контроль за ценами входить не может. Бесспорно, данное правило вселяет в налогоплательщиков оптимизм, однако с высокой долей вероятности можно утверждать, что будет существовать негласное распоряжение о предварительном сборе доказательств силами местных налоговых инспекторов - в процессе изучения ими документов и данных бухгалтерского и налогового учета в рамках традиционных налоговых проверок. Однако мы забегаем вперед, тогда как нужно быть последовательными в изложении.


Налогоплательщикам следует иметь в виду, что с 2012 г. на них возложена новая обязанность - подавать в налоговый орган уведомление о совершенных в отчетном периоде контролируемых сделках.


 


Таким образом, налогоплательщики должны будут сначала самостоятельно определить, являются ли совершенные ими сделки контролируемыми в целях раздела V.I НК РФ, а затем проинформировать об этом налоговый орган, включив в уведомление следующие сведения:

  1. календарный год, в котором совершены контролируемые сделки;
  2. предмет таких сделок;
  3. участники сделок с указанием ИНН, полного наименования или ФИО (для ИП);
  4. сумма полученных доходов и (или) произведенных расходов по контролируемым сделкам.


Необходимо отметить, что утверждение унифицированной формы такого уведомления законом не предусмотрено, поэтому налогоплательщики могут составлять их в свободной форме. Уведомление подается в территориальный налоговый орган, на который возложена обязанность в течение 10 дней с момента получения переслать уведомление в управление ФНС по субъекту РФ.

 


Обращаем внимание читателей, что вместе с уведомлением о совершенных контролируемых сделках никаких подтверждающих документов в обоснование правомерности применения той или иной представлять не нужно, такие документы представляются только по требованию вышестоящего налогового органа и только в рамках контрольных мероприятий.


Следует иметь в виду, что до 2012 года, когда правовое регулирование трансфертного ценоообразования сводилось, по сути, к двум статьям НК РФ - ст.20 и ст.40, позиция налогоплательщика в подобного рода спорах была довольно простой (а в чем-то даже пассивной) и сводилась к двум основным постулатам:

  1. наличие взаимозависимости участников сделки имеет значение для целей налогового контроля только в случае отклонения цены спорной сделки от рыночной более, чем на 20 процентов;
  2. обязанность доказать величину такого отклонения лежит на налоговых органах, которым в условиях минимального правового регулирования в крайне редких случаях удавалось найти сопоставимые сделки и скорректировать цену договора.


В настоящее время необходимо констатировать, что пассивность налогоплательщика должна будет уйти в прошлое, поскольку при проведении проверок цены, примененной в сделке, на него возлагается обязанность предоставить налоговому органу обоснование такой цены:

  1. оформленное в виде единого документа либо совокупности документов;
  2. содержащее сведения о деятельности налогоплательщика: перечень контрагентов по контролируемой сделке, описание сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования, условия и сроки осуществления платежей и пр.;
  3. при использовании методов ценообразования необходимо обосновать причины выбора конкретного метода и описать способ его применения, раскрыть список источников информации, использованных при расчете цены, привести расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) и т.д.


Таким образом, если налогоплательщик хочет отстоять свое право на применение той или цены в контролируемой сделке, ему необходимо заранее позаботиться о сборе доказательств.


При этом совершенно очевидно, что необходимо отталкиваться от объективно существующих обстоятельств хозяйственной деятельности: рыночной ситуации, стратегии продаж, необходимости инвестиций в новое направление, потребность в модернизации устаревшего оборудования... список может быть бесконечным. Единственное правило - руководствуйтесь своей экономикой, а не только потребностью в налоговой экономии, которая сама по себе, в отрыве от бизнеса, не может рассматриваться как законная и одобряемая государством, поскольку нарушает его фискальный интерес.


Законодателем урегулирована ситуация, когда в течение налогового периода налогоплательщик не знал, что совершаемые им сделки будут являться контролируемыми - например, когда сумма сделок с взаимозависимым лицом превысила по итогам года запланированную величину. В этом случае может оказаться, что применяемая налогоплательщиком цена сделки отклоняется от рыночной, т.е. в случае проведения налоговой проверки с высокой долей вероятности будут произведены налоговые начисления, применен штраф и начислены пени.


Для предотвращения подобных, заведомо проигрышных для налогоплательщика, ситуаций введен институт самостоятельной корректировки цены, позволяющий налогоплательщику в добровольном порядке уточнить свои налоговые обязательства, подав декларации по соответствующим налогам в следующем порядке:

  1. уточненные декларации должны быть поданы не позднее срока, установленного для подачи декларации по налогу на прибыль - то есть не позднее 30 марта года, следующего за отчетным;
  2. налог доплачивается в тот же срок - не позднее 30 марта;
  3. за период до 30 марта года, следующего за отчетным, пени на сумму налога, подлежащего доплате, не начисляются. Применительно к необходимости доплатить НДС за 1 квартал отчетного года это положение означает фактическое предоставление беспроцентного налогового кредита на срок более 11 месяцев (20 апреля - срок уплаты НДС за 1 квартал);
  4. штрафные санкции в случае самостоятельного начисления дополнительных сумм налога не применяются.


Применительно к документам первичного бухгалтерского учета проведение корректировки цены означает необходимость переоформления всех первичных документов, опосредующих исполнение контролируемой сделки: самого договора, накладных, счетов-фактур, актов выполненных работ (оказанных услуг) и др. Безусловно, в этом случае контрагент налогоплательщика вправе скорректировать свою налоговую базу в сторону уменьшения и также подать уточненные налоговые декларации.


В следующих выпусках рассылки мы поговорим непосредственно о процедуре налогового контроля и о налоговой ответственности в сфере трансфертного ценоообразования.


Обсудить материал с автором...


Коллектив
Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности



Руководителю, собственнику, финансовому директору и главному бухгалтеру.


22-24 марта 2012 г. Екатеринбург


Бизнес-курс


Защита собственности и увеличение доходности бизнеса

с применением иностранных компаний: от замысла к воплощению.


ЧТО УЧЕСТЬ В РАБОТЕ В 2012 ГОДУ?


Это - не семинар! 

Это - специфическая форма профессионального консалтинга!
Весь третий день- индивидуальные консультации для "первых лиц" компаний.


Полностью обновленная программа!

NEW! Оффшоры и оншоры. 30 распространенных ошибок в налоговом планировании (на отрицательных примерах из практики налогоплательщиков).

NEW! 20 нестандартных решений в налоговом планировании (на примерах успешно реализованных моделей). 

NEW! НДС в Евросоюзе: требования и рекомендации. 

NEW! Оффшорные и холдинговые компании: извлекаем уроки из российской и зарубежной арбитражной практики.

NEW! Вопросы IT-безопасности при налоговом планировании. Практические рекомендации.


Эксклюзивные практические аспекты бизнес-курса позволят Вам осознать суть применения иностранных компаний во всех многочисленных аспектах и, в конечном счете, принять для себя решение о необходимости их применения в Вашем бизнесе.



Главные особенности и достоинства бизнес-курса:


Авторы акцентируют внимание на ключевых событиях, существенно влияющих на работу с инофирмами в 2012 году.

Сфокусированность на пользе как для «первых лиц», принимающих управленческие решения, так и на тех, кто помогает претворять замыслы в жизнь.

Программа адоптирована как для тех, кто только "что-то слышал" о международном налоговом планировании, так и для тех, кто уже имеет опыт управления собственными иностранными компаниями.

Раздел о применении иностранных компаний дополнен новыми практическими блоками: -о включении иностранной компании в хозяйственную деятельность российской части бизнеса;

          -о типичных ошибках россиян и арбитражной практике.


Авторы ведущие:


Соболев Михаил Юрьевич - партнер, вице-президент Consulco International (рынки СНГ). Ведущий налоговый консультант компании на рынке СНГ с 1994 года. Около 18 лет практики, сотни докладов на международных конференциях по налоговому планированию, более 100 публикаций по вопросам налогообложения. Около 600 серьезных проектов корпоративного структурирования в России и за рубежом.


Кондратьев Владимир Сергеевич - директор регионального центра Группы компаний Consulco International (Сибирь, Урал, Дальний Восток). В штате Consulco International Group с 1994 г. Один из самых опытных специалистов в Сибири и на Урале в сфере оказания консультационных услуг по международному налоговому планированию. Многолетний практический опыт по применению иностранных компаний в целях развития и укрепления российского бизнеса.


 Савин Ярослав Геннадьевич - руководитель Центра taxCOACH, консультант по организационному развитию и налоговой безопасности, Председатель Управляющего совета Свердловского регионального отделения Палаты налоговых консультантов.


Узнать  стоимость  и  получить более  подробную информацию Вы можете, позвонив  нам  прямо сейчас:
Юлия Селюнина - (343)  342-02-02,  внутренний 506, +7-929-212-99-19, yulia@taxcoach.ru


В избранное