Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса. Транспортные услуги в Группе компаний (примеры построения)


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Сегодня в выпуске:

1. Традиционная аналитическая рассылка от экспертов Центра taxCOACH®. На этот раз мы поделимся с Вами примерами из нашей практики оптимальной организации транспортных услуг в Группе компаний.

2. Информация об обновленном бизнес-курсе Центра taxCOACH® "ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ! Все об оптимизации вашего бизнеса", который состоится с 18 по 20 апреля в Екатеринбурге.


Транспортные услуги в группе компаний 

(примеры построения отдельного элемента на основе концепции Безопасной бизнес-платформы®)

В выпусках своей рассылки мы неоднократно писали об обособлении компании - Хранителя активов в целях защиты значимого имущества группы компаний; об обособлении производственной компании, в том числе в целях снижения налогового бремени законными способами (например, создав данную компанию в форме производственного кооператива), и т.п. Сегодня поговорим о правильной организации функции «транспорт» в группе компаний, а именно о том, какие возможности налоговой и имущественной безопасности может дать построение этой функции в свете нашей концепции Безопасной бизнес-платформы®).

Собственное значимое имущество, которым в подавляющем большинстве является и транспорт, юридически должно принадлежать субъекту, защищенному от рисков обращения взыскания на это имущество со стороны контрагентов, иных лиц. То есть принадлежать лицу, выполняющему функции хранителя активов. Это правило на сегодняшний день очевидно и отдельных пояснений не требует. 

Однако, транспорт, в том числе и специализированная техника, - это источники повышенной опасности. По этой причине лучше, если собственником транспортного средства будет юридическое, а не физическое лицо. В случае причинения вреда жизни и здоровью ответственность индивидуального предпринимателя сохраняется даже в том случае, если индивидуальный предприниматель в установленном порядке будет признан несостоятельным (банкротом) (ст.25 ГК РФ). В то время как после банкротства юридического лица такой обязанности быть не может. 

Вместе с тем, исключить подобные риски можно, передав транспорт в использование другому лицу (в принципе, хранитель активов не выполняет операционных функций, в этом и заключается его роль).

Вопрос: кому и каким образом передать транспортные средства таким образом, чтобы  получить и максимально возможную налоговую экономию (помня о необходимости наличия деловой цели любой хозяйственной операции), и обеспечить управленческую эффективность?

В целом, вариантов построения сектора «транспорт» в группе компаний достаточно много. Выбор каждого варианта зависит от ряда причин:

-объем предполагаемой выручки транспортной компании будет влиять на применение ОСН или специальных режимов. На выбор специального режима влияет и число транспортных средств (ограничение для ЕНВД - до 20 единиц), и количество работников (для применения УСН);

-видов и величины расходов транспортной компании - интереснее оставить их на безНДСной или НДСной компании и т.п.;

-в чьей собственности находится транспорт - до увеличения вдвое размера страховых взносов для ИП одним из возможных вариантов было оформление водителей с собственными легковыми автомобилями в качестве предпринимателей, оказывающих соответствующие услуги.

Пример 1.

Транспорт зарегистрирован на хранителя активов. Этот транспорт (автотранспорт/специализированная техника) используется для оказания транспортных услуг (услуг спец. техники) как субъектам в группе компаний, так и третьим лицам.

Вариант построения этого блока в группе компаний:

Транспорт передается по договору аренды родственному Обществу «Транспортная компания». В штате именно этой компании и должны находиться водители, экспедиторы, обслуживающие транспорт механики и иные лица.

Выбор договора аренды в данном случае обусловлен следующими обстоятельствами:

-При передаче транспортных средств в аренду расходы на содержание арендуемого имущества (текущий и капитальный ремонт), а также расходы на его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, несет арендатор, то есть ООО «Транспортная компания» (ст. 644 ГК РФ);

-Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет также арендатор, что обеспечивает защиту для Хранителя активов (ст. 648 ГК РФ).

В свою очередь, транспортная компания оказывает транспортные услуги «своим компаниям» либо третьим лицам. Варианты договоров, опосредующих эти отношения:

-договор аренды транспортных средств с экипажем (оператором),

-договор оказания транспортных услуг,

-договор оказания транспортно-экспедиционных услуг.

Выбор конкретного вида договора должен исходить из реальных бизнес-процессов, происходящих в группе компаний. Определяющим условие является и необходимый объем документооборота в каждом договоре (к примеру, о документообороте договора транспортно-экспедиционных услуг мы писали в рассылке 20 февраля 2013 года).

Пример «из жизни»: в группе компаний существует «диспетчерская компания», которая непосредственно взаимодействует как с клиентами, так и со сторонними транспортными компаниями, привлекающимися для оказания услуг. Необходимость в создании «диспетчерской компании» продиктована российскими реалиями: на сегодняшний день риски того, что компания-контрагент вдруг окажется «однодневкой» велики, поэтому на отношения с ней лучше поставить компанию, сильно не пострадающую от негативных результатов налоговой проверки по этому контрагенту (нет имущества, работников и т.п.).

В этом случае ООО «Транспортная компания» передает полученные транспортные средства по договору аренды с экипажем ООО «Диспетчерская компания», то есть владение и пользование транспортом передается арендатору, а управление и техническая эксплуатация осуществляется работниками арендодателя.

Коммерческую эксплуатацию - непосредственное предоставление услуг клиентам - осуществляет арендатор (ООО «Диспетчерская компания»).

Если транспортная компания имеет возможность применять УСН, оформление отношений именно таким договором позволит получить налоговую экономию:

Во-первых, на территории Свердловской области передача в аренду строительных машин и оборудования с оператором (ОКВЭД «Строительство»), либо передача в аренду автотранспортных средств с водителем (ОКВЭД «Транспорт»), при условии, что этот вид деятельности является основным, позволит применять УСН с объектом доходы-расходы по ставке 5%.

Во-вторых, эти же компании и по этим же основаниям смогут применять пониженную ставку страховых взносов - 20%.

Кроме того, в силу особенностей договора аренды транспортного средства с экипажем, расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, несет арендатор (ООО «Диспетчерская компания»), если иное не установлено договором (ст. 636 ГК РФ). Таким образом, на эту компанию можно завести необходимые, в том числе НДС-ные расходы этого направления.

Помимо этого, на диспетчерскую компанию по условиям договора можно возложить обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона (Ст. 637 ГК РФ).

Отрицательной стороной догора аренды транспортного средства с экипажем является то, что ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель (ст. 640 ГК РФ). Вместе с тем, возложение ответственности на ООО «Транспортная компания» вполне логично, поскольку управление транспортными средствами осуществляется именно его работниками. Однако, данное обстоятельство не носит принципиального характера, поскольку риски имущественной ответственности группы компаний минимальны.

При этом следует обратить внимание, что формируя стоимость услуг ООО «Транспортная компания», необходимо помнить о законодательно установленных пределах выручки для сохранения возможности применения УСН (не более 60 млн. рублей). Очевидно, что размер арендной платы будет направлен на покрытие расходов на оплату труда персонала, арендные платежи для Хранителя активов, налоговые обязательства и страховые взносы.

Пример 2.

Транспорт используется в группе компаний для доставки товаров покупателям. Этот товар отгружается со склада, принадлежащей родственной компании ООО «Склад».

Вариант построения этого блока в группе компаний:

В таком случае транспорт может быть передан в пользование компании, выполняющей функции склада. С компанией-продавцом товаров отношения этой компании опосредуются комплексным договором оказания услуг склада, а не договором хранения. Услуги компании-склад будут включать:

  • Приемку товара;
  • Складирование в соответствии с требованиями к конкретной группе товара;
  • Обеспечение соответствующих условий хранения и перемещения;
  • Комплектовка партий товара, отгрузка товара в адрес третьих лиц по указанию заказчика;
  • Доставка товара в адрес третьих лиц в соответствии с указанием заказчика.

При этом из-за комплексного характера этого договора налоговому органу будет сложно оспорить рыночный уровень стоимости услуг.

Вывод:

Таким образом, вариантов может быть много. Но первостепенная причина любого выбора: это реальные бизнес-процессы в компании. Любой инструмент налогового планирования, построения системы имущественной и управленческой безопасности не должен «надстраиваться» над реальным бизнес-процессом. В таком случае он всегда будет «искусственным», а значит, высокорисковым. Инструмент должен «подкладываться», идти от сути и особенностей отношений.

О том как грамотно организовать свой бизнес с учетом изложенного принципа мы поговорим с Вами на бизнес-курсе «Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса», который состоится в Екатеринбурге уже на этой неделе - с 18 по 20 апреля включительно.

Обсудить материал с автором...

Коллектив Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH


Бизнес-курс

18 - 20 апреля 2013 года

ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ! ВСЕ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

налоговая нагрузка, имущественная безопасность и эффективность управления 

 

3-х дневное погружение в проверенные методики,

лучшая практика 5 авторов - консультантов Центра taxCOACH®, а также эксперта в области кадровой безопасности бизнеса

 

Для кого этот бизнес-курс?

Вы собственник или руководитель среднего бизнеса. Возможно финансовый директор, бухгалтер или юрист.

 

В чем проблема?

Вам нравится ваша компания. Она обладает уже тем масштабом, чтобы оказывать влияние на рынок. Может иметь приличный кредитный портфель. Возможно ведет собственные разработки. Клиенты есть и выручка растет...

...но откуда тогда, скажите, у вас смутное беспокойство и почему не покидает тревога за завтрашний день бизнеса?

 

Что не так?

Что вам чаще всего рассказывают, например, о налоговой оптимизации? Обычно все сводится к одному и тому же. К якобы существующим волшебным пилюлям типа «полностью легального бизнеса, который почти не платит налогов». Или пытаются навязать вам «пятое колесо к телеге», вроде искусственного дробления бизнеса. Совершенно очевидно - бизнес от этого быстрее не поедет.

Подход к налоговой нагрузке только как к управляемым издержкам дает лишь краткосрочный эффект, увеличивая риски в управленческой сфере и ставит под угрозу целостность бизнеса. В итоге ваша тревожность только растет. 

 

Ответы на какие вопросы мы планируем дать в рамках бизнес-курса?

1. Как безопасно снизить налоговую нагрузку, чтобы она не мешала развитию бизнеса? Важно? Несомненно.

2. Как следствие. Если оптимизируем, значит растут налоговые риски, ими надо управлять и пресечь уголовное преследование. Особенно если ваш бизнес завязан на откаты.

3. Какими способами удовлетворить интересы и потребности собственников бизнеса? Что называется, в нужное время и в нужной форме.

4. Есть два десятка причин, почему бизнесом надо владеть скрыто. Вопрос: как и когда это реализовать? Как анонимно управлять финансами отдельных компаний?

5. Надо уметь фиксировать договоренности между со-собственниками не только «по-пацански», но и обеспечить защиту интересов каждого из них?

6. Из чего складывается надежная защита имущества и целостности бизнеса? Это принципиально важно. Особенно в разрезе необходимости передачи полномочий наемному менеджменту без ущерба интересов собственников.

7. Один из самых болезненных вопросов: как построить оптимальную внутреннюю структуру для достижения выдающихся результатов? Но мало того. Как к этому прикрутить систему мотивации и соединить все это с юридической структурой?

8. Как инструменты IT-безопасности помогут вам реализовать налоговую оптимизацию.

9. Как недорого и быстро выявлять «крыс на корабле» - сотрудников, способных  на нелояльные поступки или уже их совершившие.

Причем это все вопросы взаимоувязанные. Решать их надо комплексно.

 

А что на выходе? Каков результат?

Конечно, решиться на системные изменения в бизнесе даже сложнее, чем разобрать хлам на балконе или бросить курить. Но, разгрузив бизнес, вы добавите ему эффективности до 2 раз больше.

 

Откуда у нас такая уверенность?

Мы ежегодно вкладываем не менее 25 000 часов труда в развитие, в налоговую безопасность и защиту собственности среднего бизнеса. Только с проверенными на опыте методиками и примерами лучшей практики реализации вы и познакомитесь на 3-х дневном бизнес-курсе.

 

Бизнес-курс "Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса" состоится 18 - 20 апреля.

Место проведения: Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, 6 этаж, конференц-зал 601 (бизнес-центр "Вознесенский")

 

Зарегистрироваться прямо сейчас и получить более подробную информацию Вы можете, позвонив нам

(343) 342-02-02

Ксения Козинская, +7 (922) 02-50-661

Алексей Охлопков, +7 (922) 21-36-077

Подробности читайте на нашем сайте: www.taxcoach.ru

 


 

© Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности - taxCOACH®

Россия, 620075, Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, офис 614, 6 этаж (бизнес-центр "Вознесенский")

Телефон/факс: (343) 342-02-02, 283-05-37


В избранное