Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности № 59 (263) от 21.09.2010 г.


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

«Размышления об инновациях, налоговом стимулировании и новой экономике»

Ярослав Савин
(по итогам участия в «Ежегодной Конференции Палаты налоговых консультантов» в Москве
и Пермском экономическом форуме 2010)

В конце прошлой недели состоялись сразу два важных для нас события: «Ежегодная Конференция Палаты налоговых консультантов» в Москве и «Пермский экономический форум 2010», специальная программа которого уделила внимание также и налоговой составляющей инновационной деятельности - довольно раскрученной на сегодняшний день теме. Но обо всем по порядку.

Ежегодная конференция Палаты налоговых консультантов занимает два дня. Первый - для аккредитованных образовательных организаций. Второй - для налоговых консультантов. Мне довелось поучаствовать только в первом дне - 16 сентября (в тот же день чартером улетал в Пермь...).  И есть три аспекта, которые могут быть интересны читателю.

Участвовавший в работе Конференции Сергей Николаевич Шульгин (зам. руководителя ФНС России) еще раз утвердил меня в мысли, что налогоплательщики и контролирующие органы - антагонисты не по нравственному убеждению. Дело не столько в том, что семантика высказываний представителей ФНС ненавязчиво указывает на убежденность в произрастании денег на деревьях (крайнее проявление звучит примерно так: «Они когда бизнес создавали, о чем думали? Они не знали, что создают его, чтобы платить налоги»), сколько в том, что вектор рассуждений чиновника не учитывает одного простого факта: государство является непременным акционером любого бизнеса - на 20% при общей системе налогообложения и на 10-15% - при упрощенной.

Я не идеалист, точка отсчета бизнеса и государства, конечно, не может совпадать, но направленность приложения усилий - в некоторой мере обязана. Ущербность существующего положения очевидна - налог на прибыль не является бюджетообразующим. Государственному аппарату более всего интересен косвенный налог - НДС, а прибылен ли бизнес как таковой, никого не интересует.

По этой же причине выпирает лукавство ФНС РФ и Минфина относительно величины налоговой нагрузки в России (тема затрагивалась и в Москве, и в Перми). Нас пытаются убедить в том, что она в 2-3 раза меньше, чем в Западной Европе (у нас 24%, а у «них» до 60%), измеряя ее как отношение величины «реально поступивших налогов» к ВВП. Учитывая, что реально поступающие налоги совершенно не связаны в России с тем, сколько должно было бы поступить исходя из имеющихся объектов налогообложения и ставок, думается, что «низкое налоговое бремя» достигается поголовным «уклонизмом». Тем более, что сокрытые налоги практически не влияют на статистические данные по ВВП. Даже неформальная обстановка закрытия первого дня Пермского форума не помогла мне убедить в этом одного из руководителей Аналитического  управления ФНС России. Что еще раз подчеркивает искренность убеждений (не рискну сказать «заблуждений») чиновников.

Больная тема по страховым взносам распадается на два лагеря даже в среде законодателей. В Москве Сергей Иванович Штогрин (Комитет по налоговому законодательству Госдумы), выражая мнение профессионала, убеждал присутствующих на Конференции в личном неприятии решения об увеличении взносов до 34% для спецрежимников. В Перми же Бушмин Евгений Викторович  (председатель комитета по бюджету  Совета Федерации) не просто поддержал данное решение, но и резко оппонировал выступавшим. Мотивация проста: «У нас совсем иная пенсионная система - страховая. Каждый сам за себя платит. Поэтому все должны быть в равном положении.» С одной поправкой - все же не каждый сам за себя. Платит бизнес.

Ну, и еще спрошу читателей: Многие ли из Вас верят в пенсионную реформу? А сколько тех, кто рассчитывает на государственную пенсию? Здесь Вы можете возражать - Ваше право. Но вот в отношении отчислений в ФОМС (новый размер - более 5% ФОТ) совсем непонятно. Если зарплата сотрудника 30.000 рублей, то в год наберется взносов почти на двадцать тысяч рублей. Столько стоит добровольное рисковое медицинское страхование, включающее амбулаторное лечение и госпитализацию, в том числе в платных лечебных учреждениях. То есть нам намекают, что бесплатное лечение будет таким же современным и качественным? Кто из Вас в это верит?

Ну и потом, для производителей программного обеспечения все же льготу по страховым взносам хотят сохранить. И где последовательность? Или программисты умирают молодыми и пенсия им ни к чему?

Теперь об инновациях (Пермский экономический форум был обозначен именно в рамках инноваций. Ну, и культуры еще).

Пропиаренные проекты любого типа и масштаба вообще свойственны нашей стране. И инновации не стали исключением. Напоминает очень показательную встречу паровоза, украшенного цветами и портретом Сталина. Только теперь с плакатом «Ты записался в инноваторы?». Еще значки давать будут: сверкает на груди - инноватор, нет значка - уйди и не мешай прогрессу.

Но инновационный процесс в рамках экономики ценен лишь постольку, поскольку повсеместен. И вот еще что. Когда говорят об инновациях, представляют себе ракеты, самолеты и нанотехнологии. Ну и широкомасштабное перевооружение в части энергосберегающих технологий. Сколково и внедренческие зоны не могут стать панацеей для страны в целом. Между тем, постоянно приходится сталкиваться с обсуждением льгот для спецпроектов (в Сколково вплоть до отмены отчетности... - представьте, каков порядок размера средств, которые будут там безотчетно потрачены), и ничего не обсуждается в рамках обычной ежедневной инновационной деятельности (в основном на уровне среднего бизнеса).

Всего три примера из жизни.

Есть замечательная компания Abbot, совершившая революцию в производстве медицинского оборудования. Вернее, в схеме его продажи: оборудование предоставляется в пользование совершенно бесплатно, но получатель становится «привязанным» к реагентам и прочим расходным материалам. Теперь представьте, что некая компания является дистрибьютором  Abbot и намерена абсолютно инновационным способом поставлять подобное оборудование для российских больниц. Что из это выйдет? Ничего хорошего, поскольку ей придется нарушить либо налоговое законодательство, либо таможенное, либо законодательство о государственных поставках.

Другой пример. Имеется российская компания, разработавшая распределенную систему управления проектами через web-интерфейс. Разработка уникальна тем, что пользователи могут вообще не уметь пользоваться компьютером, поэтому система с успехом применяется от компаний ЖКХ до строительных холдингов. Распределенность системы требует от ее разработчика поддержки сразу нескольких мощных серверов, находящихся по всей стране и миру, что исключает утрату ценной клиентской информации, а также защиту от изъятия третьими лицами. И здесь на ум приходит законопроект с поправками в ст.170 НК РФ, расширяющий перечень случаев для восстановления НДС, в том числе и в случае досрочного списания морально устаревшего оборудования. Где логика? Поможет ли данное решение подобной, однозначно инновационной компании заботиться о производительности?

Случай третий. Имеется сразу две компании. Занимаются разработками и внедрением. Оборот до 60 млн. рублей в год, поэтому применяют УСН. В некоторой части своих разработок компании понимают, что завершить начатое могут только совместными усилиями. Как объединить на время две разные коммерческие компании? Правильно - договор о совместной деятельности, иначе именуемый простым товариществом. Но вот незадача. Вся деятельность упрощенцев в рамках простого товарищества в современном прочтении НК РФ будет облагаться НДС. В чем смысл? Я понимаю, что латали налоговую брешь, но уж очень грубо. И стимулирующая роль налогов может быть сведена к угнетающей.

Подобных примеров немало, что ставит под сомнение действительность целей руководства страны в части стимулирования инновационной деятельности. Много шума в отношении «проектиков» с их льготами, но мало тщательной работы над действительным налоговым побуждением всех налогоплательщиков к разработке и внедрению нового в рамках страны в целом, а не только Сколково. И до тех пор, пока вектор не поменяется, Кипр будет лучшим решением для России, со всем вытекающими последствиями.

Обсудить материал с автором...

Фоторепортаж...

Коллектив
Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH


23 сентября 2010 г.


ШКОЛА taxCOACH®: НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ-2010. ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ.


ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ:
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ


В настоящее время в открытом доступе имеется много информации о порядке проведения выездных налоговых проверок, о способах выявления налоговых правонарушений.


Однако данная информация анализируется с позиции налогоплательщика, соответственно, уделяется много внимания тому, как вести себя в ходе проведения выездной налоговой проверки, как обжаловать решения и действия сотрудников налогового органа.


Автор-ведущий анализирует данную информацию с позиции налогового органа: как мыслят проверяющие, что ищут проверяющие, как ищут (методы, способы), чем пугают налогоплательщиков?


Данная информация позволит вам предугадывать действия проверяющих, а  также понимать их и говорить с ними на одном языке. Даже если ваши позиции будут кардинально различаться, поняв суть претензий, Вам будет легче построить линию защиты.


Автор-ведущий: Бахтов Сергей Владимирович


  • эксперт по налогообложению и управлению налоговыми рисками Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности;
  • в недавнем прошлом куратор отдела выездных налоговых проверок ИФНС. 


Программа семинара:


1. Как в действительности формируется план выездных налоговых проверок? Значение общедоступных критериев оценки налоговых рисков.


2. Использование налоговыми органами с целью выявления налоговых правонарушений различных информационных баз данных (дистанционное исследование налоговой и бухгалтерской отчетности, база "номиналов" и иные информационные ресурсы).


3. Предоставление органами внутренних дел информации о налоговых правонарушениях. Участие сотрудников органов внутренних дел в проведении выездной налоговой проверки.


4. Что ищут проверяющие в первую очередь? Что во вторую? Чему уделяется повышенное внимание?


5. Наиболее эффективные способы выявления налоговых правонарушений (опросы, осмотр, выемка, инвентаризация). Использование аудио и видео техники.


6. Чем пугают налогоплательщиков в ходе проведения выездной налоговой проверки? Стоит ли бояться?


24 сентября 2010 г.


ШКОЛА taxCOACH®: НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ-2010. ЭПИЗОД ВТОРОЙ.


ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ:
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЗАЩИТЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
ДО, ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ


На семинаре «Как победить в налоговой войне» Вы узнаете, то, о чем не говорят на обычных семинарах по налоговой тематике:


- Как безопасно использовать в своей деятельности «вспомогательные» компании?
- Как оперативно проверить контрагентов и минимизировать риски сотрудничества с ними?
- Что такое налоговое айкидо или как научиться избегать налоговых войн?
- Как, имея неосторожность сотрудничества с «фирмами-однодневками», «выйти сухими из воды из воды» (без доначислений НДС и налога на прибыль)?
- Как абсолютно легально договориться с налоговым органом во досудебном порядке?
- Как заключить «мировое соглашение» с налоговым органом в арбитражном суде?
- Как убедить налоговый орган или суд в обоснованности извлечения налоговой выгоды и реальности осуществления хозяйственных операций?


! Важная особенность: абсолютно все рассматриваемые автором-ведущим приемы и способы защиты налогоплательщика многократно опробованы им на практике. В подавляющем большинстве случаев их использование позволило налогоплательщикам одержать убедительную победу в налоговом споре, а иногда и вовсе не допустить возникновения спорной ситуации.


Автор-ведущий: Ягудин Вадим Талгатович


- эксперт по налогообложению и управлению налоговыми рисками Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности;
- аттестованный налоговый консультант;
- автор десятков статей и публикаций по вопросам обеспечения налоговой безопасности.


Программа семинара:


1. Как вести себя до проверки. Принцип убегающей и догоняющей толпы. Как минимизировать налоговые риски при выборе контрагента / сервисной компании? Обеспечение IT-безопасности - залог "спокойного сна" налогоплательщика.


2. Как вести себя во время проверки. Что и как говорить проверяющим. "Реанимация" контрагентов и "номиналов". Обеспечение возможности проведения "встречных" проверок. Подготовка к опросам и допросам сотрудников и иных лиц. Как относительно законным способом получить оперативную информацию о ходе проведения проверки.


3. Досудебное урегулирование спора. Возражения на акт проверки: о чем стоит говорить, а о чем лучше умолчать. Как легально "договориться" с налоговым органом до вынесения решения. Обжалование в вышестоящий налоговый орган: используем время с умом.


4. Обжалование результатов проверки в арбитражном суде. На чем необходимо сосредоточиться. "Мировое" соглашение с налоговым органом в суде. Решения арбитражного суда как гарантия непривлечения к уголовной ответственности. Стратегия и тактика защиты по спорам, связанным с необоснованной налоговой выгодой. Доказывание обоснованности использования налоговой выгоды (из практики налогового консультирования и представительства в налоговых органах и судах).


5. Обеспечительные меры по налоговым спорам. Какие заявления о принятии обеспечительных мер удовлетворяют арбитражные суды? Снижение размера ответственности: стратегия и тактика.


6. Ответы на заранее подготовленные и текущие вопросы участников.


Организатор: Центр Бизнес-Образования

Регистрация по телефону: (343) 38-50-500


По всем остальным вопросам обращайтесь к Ольге Рокиной, руководителю PR-проектов Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности: (343) 342-02-02, 929-212-99-19, rokina@taxcoach.ru, www.taxcoach.ru


В избранное