Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса. О программных комплексах для проверок налогоплательщиков


Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

Сегодня в выпуске:

1. Традиционная аналитическая рассылка от экспертов Центра taxCOACH®. На этот раз мы подготовили для вас подробный материал о том, какими программными комплексами пользуются налоговики для проверок налогоплательщиков.


 

Налоговики "заПИКали" налогоплательщиков:

об использовании налоговыми органами программно-информационных комплексов

Рассматривая особенности планирования выездных налоговых проверок мы уже не раз отмечали, что налоговые органы в этом процессе используют специальные программно-информационные комплексы. Очевидно, что огромное количество различных показателей, по которым оценивается деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, предполагает наличие мощного математического аппарата, позволяющего не только производить их расчет, но и сопоставлять друг с другом, поскольку вручную такой объем информации обработать нереально, «Эксель» и другими стандартными программами здесь не обойтись.

В данной рассылке мы подробнее рассмотрим принципы работы базовой программы, обеспечивающей повседневную деятельность налоговых органов - Автоматизированной информационной системы «Налог» или АИС «Налог».

Структура этой системы совпадает со структурой самих налоговых органов и исходя из задач, решаемых на каждом уровне налогового администрирования, имеет функциональные подсистемы, позволяющие работать с различными базами данных.

На местном уровне (районные ИФНС) выделены такие стандартные подсистемы, как «регистрация налогоплательщиков», «ведение карточек расчета с бюджетом», «анализ предприятий по финансово-хозяйственной деятельности», «контрольная деятельность» и многие-многие другие.

Помимо стандартных подсистем, на базе АИС «Налог» разрабатываются и специальные, позволяющие быстро отбирать информацию из различных баз данных по заданным параметрам и производить сложные математические расчеты, например, в части планирования выездных налоговых проверок: ПИК «ВНП-отбор», ПИК «Досье рисков», ПИК «Однодневка», ПИК «Схемы» и др.
Так же через АИС «Налог» осуществляется электронный обмен информацией с другими госорганами (например, ПИК «Росфиннадзор», ПИК «Таможня», подключение к базе данных ГИБДД и т.д.) и организациями (например, прием отчетности через интернет, получение выписок по р/сч из Банков).

Таким образом, Налоговые органы фиксируют каждый шаг  налогоплательщика, ставший им известным (ну, если не каждый, то они определенно к этому стремятся), а также все собственные действия в рамках осуществления налогового администрирования и контроля. Например, в АИС «Налог» загружаются все тексты актов выездных налоговых проверок, сканированные копии протоколов допросов и осмотров и т.д.

Программа позволяет проверяющим оперативно устанавливать, отражены ли контрагентом доходы либо расходы, связанные с проверяемым налогоплательщиком; имел ли фактически контрагент возможность исполнения обязательств по договору с проверяемым лицом (количество работников, сведения об основных средствах); зарегистрирован ли данный контрагент по адресу «массовой» регистрации, кто учредитель и руководитель, был ли ранее задействован в схемах ухода от налогообложения; какие контрольные мероприятия в отношении него проводились.

Эта система позволяет еще до фактического начала проведения налоговой проверки проанализировать абсолютно всех контрагентов проверяемого лица, независимо от их количества и места регистрации, выбрать «нужных» и сконцентрироваться на получении доказательств их недобросовестности, номинальности.

Ранее налоговые инспекции еженедельно делали снимок своей базы данных «ЭОД-местный уровень» и выкладывали его на защищенном сервере, чтобы у проверяющих в любой точке страны была возможность дистанционного исследования налоговой и бухгалтерской отчетности контрагентов проверяемого лица, проведенных в отношении них контрольных мероприятий (независимо от места их регистрации).

В настоящий же момент в инспекциях заканчивается процесс «обкатки» новой версии системы «Налог» третьего поколения, которая заработает в полную силу с 2014г., и все данные налогового администрирования будут сразу попадать и обрабатываться в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище. Т.е. временной разрыв между запросом информации и ее получением сокращается до одного клика по клавише, конечно, с поправкой на качество интернет-соединения в текущий момент и количество одномоментных запросов, но это технически решаемые вопросы.

Учитывая, что вся информация будет вводиться сразу на федеральный сервер, со стороны вышестоящих налоговых органов над нижестоящими ужесточается контроль за полнотой и качеством вводимой информации.

Ну а теперь отдельно рассмотрим пару программно-информационных комплексов, входящих в систему «Налог», которые используются, в частности, при планировании выездных проверок:

1) С помощью ПИК «Однодневка» из базы налогоплательщиков в автономном режиме отбираются:

- сведения о «массовых» учредителях и руководителях (критерии отбора - физическое лицо является учредителем и (или) руководителем 10 и более компаний; фиксируются показания «номиналов» о непричастности к деятельности, зарегистрированных на них организаций, которые были получены в ходе проведения мероприятий налогового контроля);

- сведения об адресах «массовой» регистрации (критерий отбора - по адресу зарегистрировано 10 и более компаний; фиксируются показания собственников помещений по адресу о заключенных ими договорах аренды).

Помимо того, что этот ресурс помогает вычислять налогоплательщиков, активно взаимодействующих с  «однодневками», для включения их в план выездных проверок, его база данных, содержащая телефоны и адреса «номинальных» руководителей, позволяет оперативно привлекать данных лиц к проведению различных мероприятий налогового контроля (допрос в рамках выездной налоговой проверки, почерковедческая экспертиза и т. п.) и участию в судебном заседании в качестве свидетеля.

2) ПИК «ВНП-Отбор». Это математический аппарат, который на основании специальной подпрограммы ПИК «Досье рисков», содержащей алгоритмы расчета критериев риска (да, тех самых), определяет по имеющейся в различных базах информации в отношении налогоплательщиков, наиболее выдающихся претендентов для включения в план выездных проверок.

Критериев риска используется 43 (в т.ч. общедоступные), каждому критерию присвоено определенное количество баллов. Всего налогоплательщик может набрать 68,3  балла (ну, и понятно, что это тот случай, кода больше - хуже)

Таких ПИКов на вооружении налоговых органов уже довольно много, они постоянно обновляются, и создаются новые под решение конкретные задач.

В заключение хотелось бы отметить еще одно важное направление, по которому идет информатизация работы налоговых органов, которое можно определить словами Кена Олсена, основателя компании Digital Equipment Corporation: «Документооборот становится по-настоящему электронным, когда из интерфейса убирают кнопку «Печать»

Начав с внедрения приема налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков через интернет, налоговые органы все больше операций налогового администрирования переводят в бездокументарный электронный формат, который позволяет элементарно экономить на бумаге, почтовых отправлениях, сокращает время получения информации и упрощает ее дальнейшую обработку.

Налоговики, например, пытаются перейти на электронную служебную переписку между своими отделами и подразделениями. «Пытаются» ввиду свойственной закоснелости основного кадрового состава, плохо воспринимающего новые технологии. Но это дело времени, ведь система «Налог» в свое время также вызывала отторжение, а теперь налоговики не представляют, как раньше работали без нее.

Вот еще один пример: Налоговые органы с 2011г. перешли на новую систему документооборота между банками и налоговыми органами.

Смотрим:

Приказ ФНС России от 15.03.2011 № ММВ-7-2/203@ «Об утверждении Порядка представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»

Положение Банка России от 29.12.2010 № 365-П «О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде»

Между ФНС и Банком России было подписано соответствующее дополнительное соглашение об электронном обмене информацией, и теперь налоговые органы, в частности, направляют запросы в Банки о предоставлении выписок по расчетным счетам налогоплательщиков через специально созданную в АИС «Налог» подсистему, а банки, в свою очередь, пересылают налоговым органам запрашиваемые выписки электронными контейнерами по защищенным каналам связи сети интернет, которые загружаются в ту же подсистему АИС «Налог», где был сформирован запрос.

В итоге, для налоговых органов стало возможным не только оперативно получать информацию о движении денежных средств по расчетным счетам налогоплательщиков, не прибегая к услугам Почты России, но это и упростило сам анализ движения денежных средств.

Если раньше налоговый инспектор подступался к порой громадным бумажным выпискам с карандашом в зубах, линейкой в одной руке и калькулятором в другой, что бы выбрать наиболее подозрительные операции с контрагентами, то теперь ему достаточно в программе АИС «Налог» в соответствующем подсистеме пропустить ту же выписку через фильтр организации, попавших в ПИК «Однодневка», и voila.

Делаем вывод:

А для выявления возможных налоговых правонарушений разнообразных информационных комплексов, позволило им добиться, при общем сокращении охвата налогоплательщиков выездными проверками, значительного повышения результативности проверок.

По теме роста эффективности выездных проверок можно обратится к нашей рассылке

Обсудить материал с автором...    

 


 

ООО "Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности"

Екатеринбург, ул. Первомайская, 15, оф. 614

(343) 342-02-02, 283-05-37


В избранное