Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru

                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 109

----------------------------------------------------------------------



Sikorsky 

S-61

Противолодочный, поисково-спасательный и транспортный вертолет

В начале 50-х годов, после окончания испытаний ГТД T58, ВМС США 
выпустили технические требования на разработку противолодочного 
вертолета. В соответствии с этими требованиями фирма Sikorsky 
спроектировала двухдвигательную машину с фюзеляжем-лодкой 
и пятилопастным несущим винтом. Первый полет опытной машины 
состоялся 17 марта 1957 г., ее летные испытания были завершены 
в июле 1962 г. В начале 1961 г. опытный вертолет YHSS-2 с успехом 
прошел цикл палубных испытаний на борту авианосца «Лэйк Чэмплэйн». 
С мая 1961 г. по май 1962 г. опытные вертолеты прошли войсковые 
испытания на кораблях ВМС США.

Первые серийные вертолеты HSS-2 поступили на вооружение 
эскадрилий HS-3 (база Норфолк) и HS-10 (база Сан-Диего).

На вертолете S-61 был установлен ряд мировых рекордов:
- в середине 1961 г. – скорость 338,9 км/ч на базе 30 км (летчики 
Р.Крафтон и Л.Мек);
- 17 и 24 мая 1961 г. – 310,4 км/ч на базе 3 км и 281,5 км/ч на базе 
100 км (летчики П.Салливэн и Б.Уитерспун);
- в декабре 1961 г. – 294,2 км/ч на базе 100 км, 179,5 км/ч на базе 
500 км и 282,1 км/ч на базе 1000 км;
- 30 декабря 1961 г. – 320,3 км/ч на базе 3 км (летчики П.Салливэн 
и Д.Спарлок);
- в марте 1965 г. на серийном вертолете SH-3A был установлен рекорд 
дальности полета по прямой 3405 км.

Дальнейшее развитие вертолета шло по трем направлениям: 
противолодочный самолет-амфибия SH-3, транспортный и поисково-
спасательный вертолет CH-3/HH-3 и пассажирский вариант с удлиненным 
фюзеляжем S-61L/N. Всего было создано более 30 различных 
модификаций. Серийные машины многократно модерназировались, 
обновлялось их бортовое оборудование и вооружение.

Вертолеты CH-3C и HH-3C широко использовались во время войны 
во Вьетнаме для транспортных перевозок и в ходе операций по спасению 
и эвакуации сбитых летчиков.

С конца 80-х годов вертолеты SH-3H и SH-3G, состоящие на вооружении 
авианосных соединений ВМС США, таких как эскадрильи HS-15 (десантный 
вертолетоносец «Гуам»), HS-3 (авианосец «Саратога»), HS-7 (авианосец 
«Кеннеди»), HS-8 (авианосец «Индепеденс»), HS-9 (авианосец «Теодор 
Рузвельт»), HS-11 (авианосец «Америка»), HS-12 (авианосец «Мидуэй») 
и HS-14 (Авианосец «Рейнджер»), стали заменяться вертолетами SH-60F 
Sea Hawk. Снятые с вооружения вертолеты были переоборудованы 
в транспортную модификацию UH-3H; первая такая машина поступила 
в эксплуатацию в 1992 г. По состоянию на начало 2000 г. на вооружении 
ВМС США состояло 20 противолодочных SH-3H и 53 транспортных UH-3H.

Большая часть снятых с вооружения американского флота вертолетов 
Sea King была экспортирована в другие страны. Большое количество 
вертолетов было построено по лицензии фирмой Westland в Англии и 
фирмой Agusta в Италии.

Вертолеты Sea King различных модификаций состояли на вооружении 
следующих государств:
1) Австралии: 10 вертолетов Westland Sea King Mk.50 (закуплены в 
1975 г.) и 2 вертолета Mk.50A (закупленыв 1983 г.) в составе эскадрильи 
HS-817 (авианосец “Мельбурн», после вывода авианосца из эксплуатации 
перебазировались на авиабазу Новра). С 1975 г. по 1980 г. в авариях 
были потеряны 4 машины, в 1986 г. – еще один вертолет. К началу 2000 г. 
на вооружении ВМС Австралии осталось 7 вертолетов Sea King, которые 
используются для поисково-спасательных операций и охраны судоходства 
в районах портов Ньюкастл, Сидней и Воллонгонг.
2) Аргентины: 
- 4 противолодочных вертолета SH-4D-4 и один вертолет с VIP-салоном
(аргентинское обозначение SH-3; приобретены в США в 1978 г.); 
4 вертолета Agusta ASH-3H (аргентинское обозначение PH-3; закуплены 
в 1987 г.). Эти машины состоят на вооружении 2 Escuadrilla Aeronaval 
de Helicopteros, базируются на авиабазе Бахоа-Бланка, ледоколе «Алмиранте 
Иризар» и четырех эсминцах типа MEKO-360 («Алмиранте Браун», 
«Ла Аргентина», «Хероина» и «Саранди»).
- 4 поисково-спасательных вертолета S-61NR – на вооружении 
2-й эскадрильи 7-й группы VII бригады ВВС Аргентины (авиабаза 
Мариано-Морено). Два вертолета PH-3 были потеряны в авиакатастрофе 
30 января 1989 г.
3)  Бельгии: 5 поисково-спасательных вертолетов Westland Sea King Mk.48 
(приобретены в 1976 г.) – состоят на вооружении 40-й эскадрильи (авиабаза 
Коксийд).
4) Бразилии: в 1970 г. закуплены в США 4 противолодочных вертолета 
SH-3D-3; позднее приобретены еще 2 SH-3D-3; в 1984 г. – 4 вертолета 
Agusta ASH-3H; в конце 80-х годов – 2 снятых с вооружения ВМС США 
вертолета SH-3D, а в январе-марте 1996 г. – еще три вертолета SH-3H 
(обозначение в Бразилии ASH-3B). Все машины состоят на вооружении 
1 Esquadrao de Helicopteros Anti-Submarino (HS-1) и базируются 
на авианосце «Минас Жераис» и десантном корабле «Рио-де-Жанейро». 
В авариях были потеряны три вертолета. В 1988 г. семь машин прошли 
модернизацию на заводе Agusta и получили обозначение ASH-3A.
5) Великобритании: (по состоянию на начало 2000 г.)
- в ВМС: 50 противолодочных вертолетов Sea King HAS.Mk.5/6 
на вооружении эскадрилий 706, 810, 814, 819, 820, 824, 825 и 826; 
5 вертолетов Sea King AEW.Mk.2 в составе 849-й эскадрильи; 
5 поисково-спасательных Sea King HAR.Mk.5 на вооружении 771-й 
эскадрильи (база Калдрос);
- в ВВС: 16 поисково-спасательных вертолетов Sea King HAR.Mk.3/3A 
в составе эскадрилий 202, 22 и 78;
- в Корпусе морской пехоты (Royal Marines Commando Brigade): 
31 военно-траспортный вертолет Sea King HC.Mk.4 в составе эскадрилий 
845, 846, 848 и 772.
6) Венесуэлы: 4 транспортных вертолета Agusta AS-61A-4; состоят 
на вооружении 811-й группы «Генералиссимо Франциско де Миранда» 
армейской авиации (авиабаза Ла-Карлотта).
7) Германии: 22 поисково-спасательных вертолета Westland Sea King 
Mk.41 (закуплены в 1973-74 гг.), эскплуатируются в 
Marinefliegerschwader 5 (авиабаза Киль-Хольтенау). В авариях было 
потеряно два вертолета. В конце 80-х годов модифицированы 
в противокорабельный вариант, вооруженный ПКР Sea Skua.
8) Дании: в ВВС – 8 поисково-спасательных вертолетов S-61A-1 
(закуплены в апреле-июле 1965 г.) и 1 S-61A-5 (приобретен в 1970 г. 
для замены потерянного в феврале 1968 г. в катастрофе вертолета). 
Эти машины состоят на вооружении эскадрильи Esk722 (авиабазы 
в Варлусе, Аальборге, Скридструпе и Ренне).
9) Египте:
- в ВМС: 15 противолодочных вертолетов Westland Sea King Mk.47 
(базируются в Александрии);
- в ВВС: 11 транспортно-десантных вертолетов Westland Commando Mk.1 
(закуплены в 1974 г.) и 4 вертолета РЭБ Commando Mk.2E.
10) Индии: 6 противолодочных вертолетов Westland Sea King Mk.42 
(приобретены в 1971 г., базировались на авианосце «Викрант» 
в составе двух палубных звеньев INAS-300 и INAS-310); 
6 противолодочных вертолетов Westland Sea King Mk.42 (закуплены 
в 1973-74 гг., базировались на фрегатах типа «Годовари»); в 1989 г. 
была приобретена партия вертолетов Westland Sea King Mk.42B; 
6 транспортно-десантных и поисково-спасательных вертолетов 
Sea King Mk.42C (приобретены в 1987 г., базировались на авианосце 
«Вираат», бывший «Гермес», и на авиабазе Маргар в составе 
339-й эскадрильи). По состоянию на начало 2000 г. в составе ВМС 
Индии числятся 20 противолодочных вертолетов Sea King на вооружении 
330-й эскадрильи и 15 противокорабельных машин в 336-й эскадрилье.

(продолжение следует)

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tech.aircraft
Отписаться

В избранное