Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "hifiNews.RU - все о hi-fi: новости, тесты, статьи, интервью" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
АУДИОревю
Информационный Канал Subscribe.Ru |
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
| ||
|
||
![]() Нам предстояло выяснить еще один момент. При воспроизведении фонограмм CD и SACD работали разные цифровые тракты. Логично предположить, что тракту, воспроизводящему обычный CD, разработчики проигрывателя „Sony SCD-XA333ES“ не уделили столько внимания и не вложили в него столько средств, сколько они затратили при работе с трактом, который воспроизводит фонограммы „Super Audio CD“. А может быть, инженеры намеренно сделали так, чтобы эта аппаратура воспроизводила „Super Audio CD“ лучше, чем CD, демонстрируя преимущества нового формата? Поэтому следующий наш ход был таков: мы взяли самые лучшие и дорогие из всех имевшихся у нас проигрыватели CD —„Luxman D7“, „Audiomeca Mephisto II“ и „Bow Technologies ZZ-Eight“— и прослушали фонограммы, записанные в формате CD, на них. Действительно, при воспроизведении обычных компакт-дисков „Sony SCD-XA333ES“ уступал этим трем моделям (но он и по цене уступает им в 2–4 раза — проигрыватель входит в ценовую группу $1200–1500). Однако когда мы включили на нем фонограмму SACD и сравнили это звучание со звучанием дисков формата CD, воспроизводившихся лучшими указанными проигрывателями CD, то разница была очевидна: по утонченности и выразительности звучание фонограммы, записанной в формате „Super Audio CD“, явно превосходило звучание фонограммы, кодированной в формате CD. Следующий этап оценки SACD был не менее, а может быть даже более интересным. Предстояло выяснить, что дает любителям музыки многоканальный вариант нового формата. Отношение к многоканальной записи пока неоднозначное. Многие сомневаются, что компании, специализирующиеся на записи классической музыки, серьезно отнесутся к перспективе выпуска многоканальных альбомов. Однако нужно учесть, что только при наличии тыловых каналов у нас появляется возможность в точности воссоздать в комнате акустические характеристики концертного зала. Запись альбома „Gaudeamus“ (DMP; SACD-09) в исполнении студенческого хора „Сакред Фист“ („Sacred Feast“) была сделана в 2000 году в часовне колледжа Тринити (США, штат Коннектикут). Часовня, построенная в английском готическом стиле в тридцатых годах ХХ века, обладает акустическими характеристиками хорошего концертного зала, и помимо церковных служб и официальных церемоний в ней часто устраивают выступления музыкантов. Запись производилась на шестиканальном DSD-рекордере производства компании „Philips“ с использованием шести микрофонов. Три из них были установлены непосредственно перед хором, и принимаемые ими сигналы предназначались для главных и центрального каналов. Еще два микрофона улавливали отраженные волны для тыловых правого и левого каналов. Шестой микрофон находился высоко над головами слушателей, причем с него велась запись в полном звуковом диапазоне частот; предполагалось, что звуковая дорожка, записанная последним микрофоном, в домашней аудиосистеме будет воспроизводиться громкоговорителем, расположенным над головой слушателя,— для создания впечатления высоты сводов часовни. ![]() Альбом „Gaudeamus“ продемонстрировал нам неограниченные возможности многоканального „Super Audio CD“ для экспериментов в области звукозаписи. Однако любое явление может иметь оборотную сторону. Высокое разрешение формата требует очень высокого профессионального мастерства звукорежиссера при сведении многоканальных фонограмм. Это нам показал классический диск Майка Олдфилда „Tubular Bells“ (Virgin; 7243 8 50733 28). В 1973 году на фирме „Virgin“ зрел проект по выпуску комплекта четырех лучших альбомов Майка Олдфилда в квадрофонической записи. Сам музыкант к этому относился довольно скептически, тем не менее демонстрационная четырехканальная запись была подготовлена. В то время проект так и не состоялся. Это был один из смелых экспериментов, опередивших свое время; тогда предпринимались попытки выпуска квадрофонических грампластинок, но винил оказался для этого неподходящим материалом, и реализация идеи многоканальной звукозаписи была отложена на неопределенный срок. Мастер-лента „Tubular Bells“ осталась лежать в архивах компании „Virgin“ и лишь спустя 25 лет вышла в свет на „Super Audio CD“. Прослушивание этой четырехканальной записи вызвало чувство разочарования. Звуки хаотично возникали со всех сторон, никак не складываясь в общую картину. Композиции разваливались на отдельные части, не связанные друг с другом. В двухканальном варианте все встало на свои места: ожили диалоги инструментов, стал понятен музыкальный смысл произведения. Мы невольно вспомнили о первых стереогрампластинках 1960-х годов: не имея достаточного опыта сведения двухканальных фонограмм, звукорежиссеры „рассаживали“ музыкантов строго слева или справа от слушателя, таким примитивным образом демонстрируя новизну стереозаписи. В этом смысле многоканальная запись потребует от современного инженера звукозаписи неизмеримо большего искусства, чем двухканальная требовала от его коллеги сорок лет назад. Следующий альбом — современная студийная четырехканальная запись альбома „Blues Band“ (DMP; SACD-11) в исполнении ансамбля „Вивино братерс“ („Vivino Brothers“) — была сделана в 2000 году. ![]() В композициях альбома „Far More Drums“, записанного в 2000 году ансамблем Роберта Хонера („Robert Hohner Percussion Ensemble“; DMP; SACD-10), использованы мотивы традиционной народной музыки Японии, Гаити, Бали, Гавайских островов, исполняемой на ударных инструментах. Ударные — одни из самых сложных для записи инструментов из-за широкого частотного спектра, очень сложной структуры тембра и чрезвычайно быстрой динамики. Тембру ударных свойственно большое количество шумовых призвуков; в формате компакт-диска вследствие недостаточного разрешения эти призвуки часто воспринимаются отдельно от основного спектра тембра, и инструмент звучит менее естественно. В формате SACD шумы звукоизвлечения не отделялись от основного тембра, оставаясь его органичной составляющей. Барабаны звучали как живые, разбивая в пух и прах наши последние сомнения в достоинствах записи „Super Audio CD“. Заключение За время сравнительного прослушивания наше скептическое отношение к „Super Audio CD“ постепенно переросло в понимание того, что новый формат дает лучшее качество звука и открывает заманчивые перспективы многоканальной записи. По нашему мнению, одним из главных преимуществ „Super Audio CD“ является сохранение большинства спектральных составляющих тембра, для чего требуется расширенный диапазон рабочих частот, а также высокая фазовая линейность (при низкой фазовой линейности тембр „разваливается“, а голоса вокалистов и инструменты звучат неестественно). Вместе с тем высокое разрешение нового формата ужесточает требования к качеству аппаратуры, и в особенности акустических систем, которые являются самым слабым звеном аудиотракта по уровню искажений. Поэтому особенно тщательно для нашего тестирования мы подбирали комплект АС. Хочется отметить хорошее сочетание компонентов „Sony“ с акустическими системами компании „ProAc“: „ProAc Studio 125“, которые мы использовали для главных и тыловых каналов, „ProAc Response CC One“— громкоговорителем центрального канала — и сабвуфером „ProAc Response ER One“. Также прекрасно подошел и комплект акустических систем серии „Aesprit“ компании „Acoustic Energy“: „AE 309“— АС главных каналов, „AE 307“— АС центрального канала и „AE 301“— АС тыловых каналов. А самые тонкие музыкальные оттенки нам помогли выявить соединительные кабели и кабели к АС производства голландской компании „Siltech“. В дальнейшем мы продолжим рассказ о формате „Super Audio CD“. Также мы планируем представить нашим читателям и его конкурента — формат DVD-Audio. В следующем номере журнала будет опубликована статья, посвященная техническим особенностям двух претендентов на звание главенствующего аудиоформата высокого разрешения. Григорий Дровянников |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||