Все выпуски  

Диагностика автомобилей. Теория, методы, практика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Информация по диагностике автомобилей

 Автодиагноз: Диагностика автомобилей: Диагностика автомобиля уникальное искусство или обыденное ремесло?
 
Список предидущих статей смотрите здесь: Автодиагноз

Форум по диагностике и тюнингу автомобилей: Список форумов www.autodiagnos.com

 
 

  Диагностика автомобиля это не тривиальное чтение кодов неисправностей…

…и не наблюдение за изменяемыми параметрами систем управления…

…и не пересказ клиенту, другими словами всего того, что написано в заявке на обслуживание…

Диагностика это, прежде всего, процесс пробуждения и возрождения личности и сознания, как клиента, так и диагноста…

…а все, что не является таковым, представляет собой лишь ничего не значащую суету с техническим оборудованием, непомерно раздутое самомнение или манипуляции с кошельком владельца автомобиля…

Автор

Предисловие

Данным циклом статей автор открывает рубрику “Анализ теории и практики нового диагностического направления и работа с автомобилями VAG”. Эта рубрика полностью посвящена подготовке специалистов для максимально эффективного подхода, к диагностическому процессу на основе реальной работы с автомобилями Audi, VW, Skoda, SEAT. Представленную информацию можно с успехом использовать с различным VAG оборудованием (включая как программные аналоги сканеров на ПК, так и аппаратные версии дилерских приборов VAG-1551/52 или VAS-5051/52), хотя для наглядности и удобства она будет рассмотрена на примерах работы с авторской диагностической системой нового поколения LAVScan. Цикл статей предназначен в первую очередь для тех, кто интересуется автомобильной диагностикой в различных ее проявлениях и находится на различных этапах ее освоения. Для тех, кто еще не вступил на достаточно тернистый, и подчас весьма не благодарный путь диагноста данная информация предоставит шанс проверить свой предстоящий выбор. Для тех, кто уже полностью осознал, принял для себя этот путь и продолжает следовать по нему, эта информация позволит развиваться более устремлено, а также избежать многих ошибок, которые в свое время допускал автор в своей повседневной практике диагноста. Возможно, учитывая и не повторяя вновь, описанных здесь ошибок, не следуя ложным подходам и методам, которые уже были однажды пройдены автором, Вы сохраните свое время, надежду и веру и собственные силы и личный успех, а посему сможете пойти дальше автора в своих технических изысканиях, замыслах и в творческом поиске истины. Сможете проводить диагностику быстрее и качественнее других вне зависимости от производителя, от его оборудования, а только от самих себя, от собственных навыков, способностей и природных талантов. Использовав, описанные далее, и необходимые в работе диагноста функции и возможности, осознаете диагностику приятным и комфортным путем к своему Духовному, Моральному и Материальному Благополучию. В этом и заключена основная цель данных публикаций

В статьях планируется рассмотреть новейшие принципы, идеологию и реализацию тестирования автомобилей. Информация, которая размещена здесь, отражает видение автора перспектив диагностики автомобиля как уникального искусства, а не обыденного ремесла - для дальнейшего развития индивидуальности и выражения личности человека в период адаптации его сознания под сферу деятельности и обслуживания примитивных механизмов, основанных на искусственно-индуцируемых иллюзиях внешнего логически-программируемого мира

На этих страницах мы шаг за шагом попытаемся провести и трансформировать сознание диагноста в новое направление. В дальнейшем в этом разделе будут рассмотрены типичные ситуации по работе с автомобилями VAG, общие заблуждения и ошибки. Это позволит диагносту выбрать более качественный инструмент для работы с автомобилями и расширить собственное сознание. Инструмент, который со временем позволит диагносту применять наиболее эффективные методы работы. Стать, может быть, единственным и лучшим в своей среде, так как первостепенное значение имеет не количество диагностов, а их качество как специалистов, способных достойно развиваться на данном поприще. Людей, способных очистить от грязи и возродить из пепла сам принцип диагностики. Который был брошен в пыль, превращен в золу дельцами в погоне за легкой прибылью, “ловцами купонов”, “экспериментаторами за счет клиента”, “рьяными борцами за справедливость в собственном кармане” и “псевдо специалистами только, что от сохи”. Теми, кто тщетно пытается, но не имеет в себе силы на движение по этому творческому, но весьма тяжелому пути. Подчас требующего от идущих по нему, полной отдачи всего себя без остатка, постоянного развития и обучения, неописуемых затрат труда, души и сердца, надежды и любви. Ибо все, что мы делаем, прежде всего, необходимо любить, только тогда результат наших усилий будет действительно лучшим и не имеющим себе равных

Автор не ставит перед собой цель научить Вас диагностике, поскольку научить диагностике (как впрочем, и чему-либо иному) никого невозможно. И это ни в коей мере не зависит ни от мастерства учителя, ни от усердия или прилежности его учеников. У каждого диагноста-личности свой особый, строго индивидуальный путь, приемлемый только для него. Нельзя штамповать в массовых тиражах сознание диагноста, можно штамповать лишь роботов для простейших производственных операций или формировать стереотип поведения безликой толпы и неорганизованного стада. Перед личностью необходимо лишь раскрыть горизонты возможных направлений, перспективных течений и разработок, идеологию тестирования, и тем самым привлечь ее внимание к новому, более совершенному, и посему, так необходимому для реальной работы. Внести творчество в процесс познания и эволюции, смысл, фантазию и интерес в каждодневный, обыденный труд, одухотворить идею и весь диагностический процесс в целом, помочь личности поверить в собственные силы и дать возможность раскрыть в себе врожденные способности и проявить их на конкретных применениях и задачах…

Именно этим мы и займемся далее на текущих страницах

Автор, моно разработчик компьютерных систем для диагностики автомобилей

Diagnos_Car, VAG-Scan, FAR-Scan, LAVScan

Лялин Андрей Владимирович

http://lavscan.ru & lavscan@lavscan.ru & diagnos_car@mail.ru

Вступление

XXI век, переняв от предыдущего времени эстафету стремления к достижению техногенного развития, продолжает тенденцию к совершенствованию в различной степени роботизированных систем. В настоящее время мы живем в преобладающем окружении технических средств, разнообразных механизмов и аппаратов, созданных для решения определенного круга задач. Человеческий разум, иногда не в состоянии охватить, даже беглым взором, малую часть подобных технических новшеств и нововведений, осознать их действительную необходимость или пригодность для использования в своей повседневной практике и реальной жизни. Электроника и техника, однажды войдя в наш быт, настолько прочно обосновалась в нем, что часто мы сами даже не мыслим своего автономного существования вне ее использования или обладания  компонентами или ее типичными представителями. Год от года оборудование становится все более совершенным и изощренным. Появляются новые изделия, способные выполнять более обширные задачи, нежели прежние, появившиеся еще в недалеком, но уже канувшем в прошлое времени. Механизмы наделяются все более интеллектуальными логическими функциями, становятся сложнее схемотехнически, и посему, требуют от обслуживающего персонала более тщательного тестирования, длительного обучения и пересмотра, сложившихся прежде, но уже устаревших ныне, подходов необходимых для оптимальной и наиболее эффективной эксплуатации электронных изделий. То же самое, ярко проявляется и в мире автомобильной техники, которая в составе транспортного средства предоставляет своему обладателю или владельцу, дополнительный набор, как эксплуатационных свойств, так и функций различного характера и предназначения. Для того, что бы в полной мере пользоваться ими и повысить эффективность, комфортность и безопасность эксплуатации автомобиля, а также целиком и полностью, оправдать затраченные на его приобретение средства, необходимо хотя бы приблизительно знать о наличии и работе данных нововведений.

С течением времени, в автомобилях используются все более сложные компьютеризированные системы управления, которые требуют от обслуживающего персонала внедрение новых средств диагностического контроля и тестирования. Если на заре зарождения и формирования диагностического процесса, специалисту для тестирования было достаточно всего лишь наличия тестера и контрольной лампы, то в настоящее время, ему уже необходимы новые методы, новые решения и новые инструменты. Порой, даже наличие дорогостоящего дилерского оборудования, не в состоянии решить часть проблем, которые могут возникнуть в реальной практике диагноста. Ибо, современный автомобиль, это не просто транспортное средство, но достаточно сложная многоплановая структура, которая отнюдь не ограничивается системами движения, но включает в себя дополнительное оснащение, комфортабельность, безопасность, автономный сервис, досуг и многое другое. То есть, автомобиль сегодняшнего дня, является сложнейшим комплексом отдельных автономных систем на основе вычислительных средств управления, собранных вместе в одном изделии и связанных между собой воедино, решением частных задач для совместного и согласованного выполнения основной цели. Идеология производителя основана на том, что каждая автономная система управления должна быть снабжена собственными средствами контроля, управления и диагностики, на основе бортового компьютера. Именно компьютером, его “интеллектуальностью”, вычислительной мощностью и качеством реализуемых им алгоритмов управления, определяется весь список решаемых им задач и функциональность системы, на данный момент развития всей сферы автомобилестроения.

Появление новых автомобилей, новых систем управления, новых реализаций, введение новых потребительских функций и расширение сервисных услуг, требует изменения отношения человека к процедурам тестирования и диагностики. На текущий момент, становится практически нецелесообразным, или даже почти невозможным, использование давно устаревших методов, подходов, и прежней идеологии тестирования, которая еще совсем недавно была основана лишь на

  • тщательном визуальном осмотре транспортного средства
  • выявлении симптомов неисправностей, и момента их возникновения, при разговоре с клиентом
  • наличии только аппаратных приборов (пусть даже дилерского уровня)
  • чтении кодов неисправностей из памяти систем управления
  • их условной идентификации с подозреваемым компонентом, и его замене, на заведомо исправный (эталонный)

Я не утверждаю, что это потеряло актуальность в наши дни, просто, этого в современном мире автомобильной электроники, уже явно недостаточно. Системы управления не только чрезвычайно сложны, различно реализованы (каждым отдельно взятым производителем автомобиля), но и функционируют в сложной взаимосвязи друг с другом. Если ранее, процессором с весьма скромными возможностями самотестирования, оснащалась только система управления двигателем, то теперь интеллектуальные чипы присутствуют практически во всех компонентах автомобиля. Они связаны между собой многочисленными пучками проводников или световодов, по которым, стремительно обмениваются друг с другом, целыми реками двоичной информации (в которой, без специальной подготовки, просто, тонет сознание пользователя), имеют собственный адрес и язык общения (именуемый протоколом обмена), систему кодирования, приоритета выхода на шину данных и так далее. На выходе они выдают различные по качеству, детализации и объему потоки информации, соответственно предназначенные для пользователя, владельца или технического специалиста. То есть человека, которому, прежде всего, необходимо правильно интерпретировать получаемые им данные, и уверенно ориентироваться в них, для принятия (очень часто) единственно правильного и верного решения. Что весьма непросто. Так как поток данных, предоставляемый бортовыми системами, время от времени, неукоснительно возрастает, и требует от диагноста, все более напряженного внимания и аккуратности, большей ответственности за свои действия, отличной памяти и внутреннего самоанализа, постоянного совершенствования и дополнительных затрат усилий на то, что бы в (худшем случае) хотя бы, не отстать, от самого диагностического процесса и эпохи развития автомобилей, не говоря уже о том, что бы двигаться параллельно и одновременно вместе с ним. Ситуацию еще более, осложняет тот факт, что из-за сложнейших, самостоятельно проводимых (модулем управления), и полностью автоматизированных процедур адаптации, пере калибровки и компенсации (вплоть до степени механического износа, старения компонента или выхода его параметров за диапазоны допустимых значений), система управления начинает вести себя совершенно иначе, нежели ранее (к чему уже успел привыкнуть специалист, который исходя из этого, в свое время выработал навык, подкрепленный каждодневной практикой и личным опытом). То есть, даже высококвалифицированный специалист, активно развивающийся и своевременно выработавший “чувство двигателя” постепенно начинает его терять, продолжая работать в подобных условиях. Если ранее он ясно представлял себе поведение системы управления в режиме нормального функционирования, и ее реакцию, при возникновении отклонений или неисправностей в работе, то теперь это “внутреннее и безошибочное чутье” начинает время от времени подводить его, подвергая весь прежний накопленный им опыт постоянному недоверию. Лишь немногие специалисты справляются с описанными проблемами, все иные из них, просто застывают в своем развитии “на точке замерзания”, постепенно деградируя, и медленно, но неумолимо, превращаясь в ни что… Что, в общем-то, весьма горько, но вполне закономерно. Поскольку, кому сейчас нужны специалисты, даже в совершенстве знающие только то, чего уже более не производится ныне, и не используется в реальной жизни. С другой стороны, это естественный отбор, в котором побеждает не авторитарность, независимо, каким образом приобретенная ранее, а только активное познание, неутолимое желание дальнейшего развития и каждодневное повышение своего профессионального навыка и мастерства. Ибо, настоящий специалист всегда занят тем, что “шлифует наработанные и приобретенные” им в процессе своего творчества качества, постоянно их улучшая и адаптируя, к конкретным применениям, но на более высоком уровне осознания и развития. Именно только так, и не иначе, происходит культивация опыта, ибо нет знания, приобретенного легким и доступным путем, истинное знание всегда основано на ЛИЧНОМ ОПЫТЕ, и критерием истинности такого знания является его ПРАКТИЧЕСКОЕ, а не сугубо теоретическое использование

Автор считает, что давно прошло то время, когда скудные и отрывочные данные,  сведения и практический опыт работы диагносты должны были таить друг от друга для сохранения условного и ложного приоритета обслуживания клиента и привязки его к своей персоне. Это сильно тормозило развитие диагностики и человеческого познания, практически не давая ничего взамен. В результате, вместо небольшого количества действительно высококачественных специалистов диагностов, мир получил огромное число псевдо специалистов или особ, мнящих себя таковыми. Плачевен результат подобной практики, он привел к полному искажению мнения клиента о действительно качественной диагностике автомобиля и необходимости ее своевременного проведения. Слишком много появилось станций берущих за это деньги, но не понимающих первоосновы и принципы диагностического процесса. Слишком много автомобилей находятся в плачевном состоянии именно из-за того, что клиент вовремя не обратился к действительно качественному специалисту, а попал к тому, кто себя лишь таковым, совершенно необоснованно именует

Пришло время объединить все лучшее и качественное, наработанное крупицами опыта и знания…

…без тени сомнения отбросить пустую выдуманную значимость и тщеславие…

…процесс диагностики вечен…

…процесс развития сознания не имеет границ…

…поэтому нельзя себя считать специалистом лишь только потому, что был им когда-то…

 Все устаревает и изменяется…

…отмирают старые подходы и методы…

…рождаются новые направления и течения…

…необходимо постоянно развиваться…

…иначе, невозможно  догнать сегодняшнее (и тем более, бросить взгляд в завтрашнее), из давно ушедшего в историю вчерашнего…

В отличие от традиционного, и давно устаревшего течения (на основе аппаратных приборов), на этих страницах мы будем придерживаться направления, полностью ориентированного на программный подход к диагностике автомобилей, на основе перспективных средств и решений передовой вычислительной техники. То есть на основе ПК.

Связано это в первую очередь

  • с широким распространением вычислительной техники
  • гораздо более низкой ее себестоимостью
  • наглядного и эффективного обучения с ее помощью основам диагностического процесса
  • повышенной комфортностью и эффективностью в работе, как частного диагноста, так и персонала станции технического обслуживания, так как программный подход более гибкий (нежели аппаратный) и подразумевает индивидуальную настройку на уровень и класс пользователя или диагноста
  • с преобладающей компьютерной грамотностью населения. То есть, как работать с узкоспециализированным дилерским прибором знают немногие, но как включить ПК и использовать программу, особенно ту, которая специально оснащена средствами обучения и поддержки – знают все

Как уже было выше сказано, современные автомобильные системы управления выдают достаточно плотный поток информации, который (по мнению автора) необходимо принимать, декодировать, сохранять и анализировать так же средствами вычислительной техники. То есть бортовой компьютер должен общаться напрямую с компьютером пользователя. Кроме того, современному диагносту для того, что бы накапливать опыт и культивировать профессиональный навык часто требуется сохранять данные, получаемые в ходе диагностического процесса для их возможного анализа в удобное для него время или сравнения с эталонными значениями исправного (или неисправного) автомобиля или компонента. Печатать или пересылать данные по электронной почте (например, другому диагносту для обсуждения и обмена мнениями, или в службу технической поддержки диагностического оборудования). Создавать и анализировать статистику всевозможных причин неисправностей и отказов (например, на однотипных моделях автомобилей) и так далее. Все это способствует сокращению времени диагноста на поиск схожих, или подобных причин неисправностей, во вновь пришедших к нему автомобилях, и высвобождению оного именно для творческого труда и анализа, и на его основе, принятия диагностом верного решения. Именно того, что неподвластно роботизированным системам сегодняшнего дня, и посему остается полностью закрепленным за более совершенным (в отличие от компьютера) человеческим сознанием. Вместе с тем, желательно разгрузить диагноста от монотонных, весьма утомительных, никому неинтересных и избыточных операций, возложив всю рутинную работу по сбору, анализу и сортировке информации, на плечи персонального компьютера (ПК). Освободив тем самым, время и деятельность человека, позволив ему полностью сконцентрироваться, на истинно-творческом аспекте своего труда (на диагностическом процессе), перевести его из механического придатка и заложника примитивно-логического мира машин человека-робота, в интуитивно-мыслительную сферу эмоционально-свободного духовного человека-творца. 

К тому же, весьма желательно в специальной базе данных, описывать как причину, так и следствие неисправности с возможными симптомами и обнаруженными дефектами. Подавляющее большинство приборов даже дилерского уровня вовсе лишено всех, или некоторых, из перечисленных возможностей, несмотря на то, что они действительно необходимы диагносту в повседневной работе. Это связано с идеологией производителя, по мнению которого, если Вы являетесь специалистом (прошедшим курс авторизованного обучения), то достаточно просто разберетесь в якобы хаотичной мешанине цифр, в дополнении к которой, производитель может снабдить Вас, некоторой долей информации. Люди лучше понимают друг друга, используя сходный язык речевого общения, но ни как, ни узкоспециализированный набор команд или нескончаемый набор чисел. По аналогии, вычислительные системы так же, понимают друг друга гораздо лучше и эффективнее, разговаривая на своем, понятном только им машинном языке. Вполне логичным является вывод, предоставить человеку возможность общаться с человеком, а машине с машиной, на уровне бинарных сигналов. В случае использования аппаратных приборов, роль человека (в основном) сводится к роли посредника между параметрами, отображаемыми на экране сканера и ПК, в который эти данные необходимо вручную занести для возможности их дальнейшего использования или поиска в информационных системах. Либо, печатать ту информацию, которая предположительно может понадобиться (чаще всего все же, нет) в реальном процессе сканирования автомобиля. Кроме того, возможности аппаратных приборов в настоящее время, достаточно сильно уступают вычислительной мощности современных процессоров для ПК. И в отличие от баснословно дорогих и узкоспециализированных дилерских приборов, на одном и том же ПК, может быть размещено несколько диагностических систем для различных производителей автомобилей, информационные базы данных, экспертные системы поиска и анализа неисправностей, электрические схемы и так далее. Ко всему прочему, диагностические системы на основе ПК, позволяют достаточно просто производить обновление до последних версий программного продукта, использую доступное Интернет подключение, вплоть до GPRS соединения с обычного мобильного телефона. Что в условиях стремительно устаревающей информации весьма трудно переоценить. Ибо, коррекция прошивки аппаратного прибора настолько сильно отстает от вновь выявленного в ней дефекта (который был допущен производителем при ее серийном выпуске в составе аппаратного прибора), что до реального пользователя она “докатывается” спустя многие годы, если исправляется и “доходит” вообще (в лучшем случае). Связано это с тем, что исправление алгоритмов или прошивок аппаратных приборов в подавляющем большинстве случаев происходит после накопления огромного потока пользовательских жалоб. То есть по системе обратной связи между пользователем и производителем прибора. По аналогии это можно сравнить с антивирусными программами, которые не могут знать заранее, от какого нового вируса им предстоит защищать свой ПК. Так как структура антивирусной программы, содержит в себе сигнатуры существующих, и уже ранее каким-либо образом, проявивших себя вирусов. Лишь после этого, в такую программу вставляется сигнатура нового вируса, после чего она способна к защите от оного. То есть, лишь после повсеместного заражения и распространения вируса, появляется лечащая вакцина для того, что бы в будущем, данный, и уже опознанный тип вируса, не смог доставить хлопот пользователю ПК. Но за это время плодится уже новая серия вирусов. Здесь используется принцип “догоняю, но всегда отстою”. То же самое, но в гораздо худшей степени относится к дилерскому оборудованию. Как бы это не казалось странным, недоверчивым и фантастичным, любое аппаратное оборудование, по сути дела, является уже оборудованием “вчерашнего дня”, поскольку на несколько порядков, отстает от недавно выпущенных, но уже находящихся в реальной эксплуатации автомобилей. Единственным выходом здесь является возможность самообучения диагностической системы в каждом реальном процессе тестирования любого, сколь угодно, нового автомобиля. Но именно этого-то и нет ни в аппаратных, ни в программных версиях. Исключение здесь составляет разве, что диагностическая система LAVScan, построенная на совершенно иных принципах. В следующих выпусках, когда мы перейдем к описанию конкретных применений, то на “живых” примерах рассмотрим принципы ее работы с реальными автомобилями. Не маловажным фактором, является универсальность и надежность используемого ПК. В том случае, если у Вас выйдет из строя дорогостоящий дилерский прибор, Вы рискуете на длительное время, остаться вовсе без инструмента, да и плата за его ремонт будет не малой, из-за специфичности прибора и его элементной базы. При выходе из строя серийного ПК, как правило, особых проблем у пользователя не возникает, так как в самом пиковом и неприятном случае, он в состоянии просто заменить весь вычислительных комплекс, либо весьма быстро, и возможно вполне самостоятельно, сменить дефектные комплектующие. Что для обычного диагноста (почти всегда) не представляет особого труда. Отдельным достоинством программных диагностических систем, можно выделить отсутствие личного номера, который присутствует почти у всех приборов дилерского уровня. И возможность установки диагностической системы на мобильный ПК, что так же расширяет применение диагностических процедур в дороге, либо в тех случаях, когда неисправность не проявляет себя в условиях станции технического обслуживания, но весьма донимает клиента в пути. Ко всему прочему, диагностические системы на основе ПК более удобны и ориентированы на требования пользователя, его предпочтения и некоторые из них имеют расширенные функции, полностью (!) отсутствующие в дилерском оборудовании.

Кроме дилерского аппаратного оборудования и систем на основе ПК существует целый ряд оборудования сторонних поставщиков, которое представляет собой в различной степени клонированные, побочные, либо сильно урезанные варианты, которые обычно, даже в первом приближении, нельзя сравнивать с возможностями дилерских приборов или тем более программных диагностических систем. Этот тип приборов или программ, практически никак не ориентирован на пытливого диагноста и совершенно непригоден для профессионального использования специалистом. Хотя, при установке разумной цены на него может представлять некоторый интерес для владельца автомобиля, либо как первое знакомство дилетанта, с легковесным подобием диагностических процедур. Данный тип “псевдо оборудования” (как я его именую) заполнил диагностическую нишу временно, воспользовавшись сложившейся и неблагоприятной для диагноста ситуацией – полного отсутствия действительно качественного инструмента по разумной цене. Скорее всего, этот тип будет продолжать существовать на рынке вплоть до того момента, пока стоимость дилерских приборов не будет значительно снижена их производителем (что вряд ли) или качественные диагностические системы для ПК, хоть в чем-то, но все же, перестанут уступать дилерским приборам (более вероятно и постепенно происходит уже сейчас, являясь всего лишь, вопросом времени). Различие типов оборудования основано на различии идеологии его производителей.

Производитель дилерских приборов искусственно пытается ограничить количество диагностов тем числом, которое он в состоянии полностью контролировать и “держать в узде на коротком поводке”. То есть придерживается принципа “диагностика – немногим, всегда плати и может быть, сможешь использовать”. Ему крайне не выгодно “допускать” в диагностику всех подряд, включая тех, кто не приносит ему постоянной доли прибыли. Этому способствует баснословные цены на дилерское оборудование, личный номер у каждого экземпляра прибора, система обучения и получение технической информации, а также порядок присвоения станции обслуживания - статуса дилера. Тип этого оборудования дорог и доступен исключительно для дилерских станций. С точки зрения диагностики он не интересен, поскольку хотя и позволяет формально выполнять диагностические процедуры, но слишком ортодоксально и не интересно, для идущего вперед в своем развитии человека. Используя подобный прибор, диагност, почти полностью теряет свой творческий потенциал и становится заложником и рабом производителя. То есть, в лучшем случае диагност выполняет все то, что предписывает ему прибор, являясь его роботизированным и механическим придатком. То есть фактически не разумом, а всего лишь руками, которым прибор предписывает выполнение необходимых действий, полностью оставляя за кадром их скрытый смысл и задачу, реализуемую его внутренней логикой. Инициативы здесь очень мало, а если она даже и проблескивает слабым лучом надежды, в еще не полностью угасшем сознании диагноста, почти утратившим возможность принятия самостоятельных решений, то тут же беспощадно гасится производителем, который ее не только не поддерживает, но и явно порицает.

Простенькие программки, в последнее время, наводнившие рынок, пытаются предоставить пользователю ПК подобие диагностических действий. Но они, в самом лучшем случае, всего лишь пытаются бездумно повторить аналог прибора на ПК, но дальше этого не идут, а посему, не представляют собой ничего интересного, кроме бесплатности и повсеместной распространенности. Они олицетворяют иной принцип, “диагностика многим, нет опыта - попробуй, авось пройдет”. По моему личному мнению, они привносят в диагностику гораздо больше вреда, нежели пользы. Поскольку в сложные системы управления, стремится “влезть” уже не тот, кто хотя бы к этому был поверхностно подготовлен или проходил цикл авторизованного обучения (которого, конечно не всегда бывает достаточно, но все же лучше, нежели ничего), и обладает оборудованием дилерского уровня (в случае фатальной ошибки, может хотя бы, обратиться за помощью к его производителю), но каждый встречный, способный подсоединиться к диагностическому разъему и загрузить ПК. Этот тип оборудования, принес уже настолько много вреда, как владельцам, так и их автомобилям, что поневоле начинаешь восторгаться политикой производителя дилерского оборудования. От нее вреда и фатальной неизбежности – все же значительно меньше.

Оборудование сторонних поставщиков использует уже третий принцип “пока на рынке нет того, что тебе нужно, бери мое или то, что есть”. Этот тип хорош тем, что большинство по настоящему “опасных” для автомобиля функций в нем просто отсутствует. То есть сломать и навредить можно, но все же труднее, нежели в предыдущем случае. Стоимость таких приборов различна и очень часто зависима от неосведомленности покупателя или отсутствия действительно качественных приборов на рынке для требуемого пользователю сегмента автомобилей. Но вместе с тем, она существенно ниже дилерского оборудования, и к тому же, позволяет охватить нескольких производителей одновременно, правда, за счет снижения достоверности принимаемых данных, ограниченности используемых функций, низкой детализации диагностических режимов и полным отсутствием технической поддержки, обновления или модернизации. То есть этот вариант, практически лишен дальнейшего развития. В нем может быть много автомобилей, но глубина диагностики для них – ничтожна, и не стоит даже краткого обсуждения. У этих приборов – нет будущего, точно так же как его нет и у предыдущего типа скромных прораммных аналогов.

Качественные диагностические системы для ПК находятся в стадии развития или опытной эксплуатации. Принцип их создания – “диагностика для всех за разумную стоимость, качественный инструмент качественному специалисту, или тому, кто им хочет стать”. То есть здесь уже основной постулат иной – “не человек для диагностики и машины, а диагностика для человека и автомобиля”. То есть, основное предназначение этих систем заключается в развитие специалиста и его навыков, в полном освобождении человека от количественной стороны диагностики, но в закрепления качественной стороны принятия решения именно за диагностом. То есть такая система в процессе своей работы с автомобилями постоянно самосовершенствуется, самообучается и предоставляет работающему с ней диагносту все возрастающие возможности. Эти системы являются действительно совершенно самостоятельными логическими организмами, созданными на иных, более перспективных принципах, нежели те, по которым создавалось ранее, и продолжает строиться сейчас, дилерское оборудование. Но таких систем практически нет на рынке. Хотя,  именно ими и стоит по настоящему заниматься. Ибо будущее принадлежит только им. Если конечно, автомобили будущего не будут оснащены раритетными механическими карбюраторами вместо электронных и компьютерных систем, используемых ныне. Ориентировочная стоимость подобных систем сравнима или значительно ниже стоимости предыдущего типа “серого псевдо оборудования”, но их развивающиеся возможности даже не идут ни в какое сравнение с возможностями дорогих приборов дилерского уровня, не говоря уже об иных типах оборудования

Исходя из всего вышеизложенного, мы допустим смелое утверждение о том, что дилерское оборудование (в некотором смысле, конечно) уже является “оборудованием вчерашнего дня”, а программные диагностические системы (во всяком случае, лучшие из них, пусть даже еще и не реализованные полностью) уже составляют или приближаются к “оборудованию завтрашнего дня”. Именно из-за этого Мы не будем пытаться изучать сегодня то, целесообразность использования чего, уже сейчас находится под большим сомнением, а завтра станет полностью бесполезным. Напротив, если мы решимся потратить собственное время и силы на изучение и осознание чего-либо необходимого, так это только того, что будет действительно эффективно и сегодня и завтра, иначе все это бесполезно. Так как, что бы, быть диагностом и специалистом завтрашнего дня, необходимо по крупицам культивировать свой опыт и создавать по кирпичику незыблемый фундамент знания уже сегодня, уже сейчас. Без этого, диагностам, или тем, кто себя таковым считает, в будущем - нет места. Ибо, новые машины, рождают спрос не столько на новые приборы, сколько на новых людей, и их новое отношение к диагностическому процессу, и к автомобилю, в частности, как к агенту, полностью зависимому от диагностических процедур и технического обслуживания. Так как, чем сложнее машина, тем более тщательного ухода она требует. Конечно, если стремиться поддерживать ее в качественном состоянии и специально следить за безукоризненным выполнением ею всех своих функций. Поэтому определенное место в изложении материала будет посвящено не аппаратным дилерским приборам, и уже тем более не “псевдо оборудованию” сторонних поставщиков, а продолжению воплощения в жизнь идеи автора о создании единого, мобильного рабочего места диагноста на ПК

Мобильное рабочее место на ПК (по мнению автора) должно предоставлять специалисту по диагностике автомобилей

  • универсальные сканеры по различным производителям для проведения первичной диагностики (диагностики 1 уровня детализации)
  • программный мотор тестер для проведения вторичной диагностики (диагностики 2 уровня детализации)
  • программный газоанализатор для проведения третичной диагностики (диагностики 3 уровня детализации)
  • программный осциллограф для визуального наблюдения за протекающими процессами изменения параметров
  • серию компьютерных цифровых приборов с расширенными вычислительными и эксплуатационными возможностями
  • набор электрических схем, техническую информацию в электронном удобном для пользователя виде
  • справочную систему и краткие советы по эффективному использованию программы
  • экспертную систему поиска и устранения неисправностей на основе синтезированной модели искусственного интеллекта
  • систему накапливания статистических данных для формирования общих диагностических концепций, методов и решений
  • возможность создания и выдачи в удобной форме диагностического отчета для клиента или бинарного сопроводительного файла
  • возможность выхода пользователя в сеть Интернет для обновления программного обеспечения установленных компонентов системы
  • возможность подключения пользователя к единой диагностической базе данных на сервере системы
  • возможность глобального объединения специалистов диагностов через единую систему мгновенной связи между ними

Я вполне допускаю, что глобальный переход к программным подходам и методам диагностики автомобилей требует многого, особенно от тех, кто уже привык к ограниченным возможностям аппаратных приборов. Поскольку им подчас негде найти силы на осмысление нового подхода и продолжения своего развития, как диагноста и специалиста. Так устроен мир, что каждое мгновение, происходит разложение и распад всего того, на что мы специально не тратим свое внимание, силы и энергию для модернизации и поддержания в качественном и работоспособном состоянии. С той единственной целью, что бы прибор, программа или наше сознание и опыт следовали отражению и изменению окружающей нас обстановки и были наиболее актуальными, эффективными, целесообразными и полезными. Здесь следует сказать о том, что автомобили также изменяются повсеместно (как внешне, так и внутренне), меняются прошивки, возможности и процедуры тестирования. Либо, мы также, изменяемся и следуем своему дальнейшему развитию, либо, остаемся на месте, рядом с ограниченными приборами. Но, тогда и наши возможности, становятся все более ограниченными, с каждым новым выпущенным автомобилем или модификацией системы управления

Автор предлагает изменить общее мировоззрение диагноста и владельца автомобиля. Сместить акцент с количественной стороны диагностического процесса, полностью в качественную сферу его проявления, освободиться от ограничений, накладываемых на диагноста примитивностью используемого им оборудования, рассчитанного в первую очередь не на обеспечение комфортабельной и качественной работы специалиста, а лишь на получение прибыли производителем оборудования и для условно-формального поддержания процедур тестирования автомобиля. Необходимая для развития и движения по этому пути информация будет представлена на этих страницах, и пусть каждый возьмет то, что может осознать или считает для себя возможным для использования и применения. В конце-концов, каждый готовит себя всего лишь к Познанию Истины, и если мы знаем недостаточно, то лишь только потому, что своевременно не подготовили тот сосуд, который является Вместилищем Наших Знаний

Автор, моно разработчик компьютерных систем для диагностики автомобилей

Diagnos_Car, VAG-Scan, FAR-Scan, LAVScan

Лялин Андрей Владимирович

http://lavscan.ru & lavscan@lavscan.ru & diagnos_car@mail.ru

 

 

 

 www.autodiagnos.com.ua - Автодиагноз: Информация по диагностике авто

Форум по диагностике и тюнингу автомобилей: Список форумов www.autodiagnos.com


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tech.auto.autodiagnos
Отписаться

В избранное