Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диагностика автомобилей. Теория, методы, практика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Информация по диагностике автомобилей

 Автодиагноз: Диагностика автомобилей: Диагностика и поиск неисправностей в системе управления двигателем ВАЗ - 21103, 21113, 2112 (1,5 л 16 кл.) с распределенным последовательным впрыском топлива  (контроллер М 1.5.4 N)
 

 

Диагностика и поиск неисправностей в системе управления двигателем ВАЗ - 21103, 21113, 2112 (1,5 л 16 кл.) с распределенным последовательным впрыском топлива под нормы токсичности Евро-2 (контроллер М 1.5.4 N)


ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИКИ

Диагностические карты и описания проверок работоспособности, содержащиеся в настоящем руководстве, служат для обнаружения неисправности цепи или элемента системы с помощью логики, построенной на методе исключения.

В процессе работы контроллер осуществляет постоянную диагностику элементов и функций управления ЭСУД. Данные возможности диагностики дополняются диагностическими процедурами, описанными в настоящем руководстве.

Сигнализация наличия неисправностей производится включением контрольной лампы «CHECK ENGINE».

При обнаружении неисправностей в память контроллера заносятся соответствующие коды (см. табл.), которые могут считываться диагностической программой мотор-тестер.

 

КОНТРОЛЬНАЯ ЛАМПА «CHECK ENGINE»

Контрольная лампа «CHECK ENGINE» на автомобилях ВАЗ-2110 находится в комбинации приборов.

Включение лампы сигнализирует водителю о неисправности и необходимости проведения технического обслуживания в возможно короткий срок. Включение лампы не означает, что двигатель необходимо заглушить, а свидетельствует о необходимости установления причины включения лампы.

При включении зажигания контрольная лампа загорается и гаснет после запуска двигателя, свидетельствуя об исправности системы диагностики.

В случае обнаружения неисправностей лампа включается в течение одной минуты после ее обнаружения и горит в течение времени присутствия хотя бы одной неисправности.

Если обнаруженная неисправность после ее регистрации исчезает, контрольная лампа продолжает гореть в течение 2-х часов после регистрации, а затем гаснет. Исключение составляют коды неисправностей Р0603 (ошибка ОЗУ) и Р1600 (ошибка связи с АПС), индикация наличия которых производится до выключения зажигания.

При очистке (удалении) кодов неисправностей из памяти контроллера путем отключения питания от аккумуляторной батареи или по команде диагностического мотор-тестера контрольная лампа гаснет.

СЧИТЫВАНИЕ КОДОВ

Для связи с контроллером предусмотрена колодка диагностики.

Коды неисправностей, хранящиеся в памяти контроллера, можно считывать с помощью программы мотор-тестер и адаптера, подключаемого к колодке диагностики.

 

Диагностические коды контроллера M1.5.4N

Код Описание
Р0102 Низкий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха
Р0103 Высокий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха
Р0117 Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
Р0118 Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
Р0122 Низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки
Р0123 Высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки
Р0131 Низкий уровень сигнала датчика кислорода
Р0132 Высокий уровень сигнала датчика кислорода
Р0134 Отсутствие сигнала датчика кислорода
Р0171 Смесь слишком бедная
Р0172 Смесь слишком богатая
Р0325 Обрыв цепи датчика детонации
Р0327 Низкий уровень сигнала датчика детонации
Р0328 Высокий уровень сигнала датчика детонации
Р0335 Неверный сигнал датчика положения коленчатого вала
Р0340 Неверный сигнал датчика фаз
Р0501 Неверный сигнал датчика скорости автомобиля
Р0505 Ошибка регулятора холостого хода
Р0562 Пониженное напряжение бортовой сети
Р0563 Повышенное напряжение бортовой сети
Р0601 Ошибка ПЗУ
Р0603 Ошибка ОЗУ
Р1600 Нет связи с АПС
Р1603 Ошибка EEPROM
Р1612 Ошибка сброса процессора

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ

Все диагностические работы должны всегда начинаться с «Проверки диагностической цепи»

Проверка диагностической цепи обеспечивает начальную проверку системы. Она должна быть отправной точкой всех работ.

Колодка диагностики используется для контроля определенных входных и выходных сигналов контроллера. Программа мотор-тестер считывает и отображает информацию, передаваемую контроллером на колодку диагностики.

ПРОВЕРКА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

После осмотра подкапотного пространства первым шагом всей диагностики или поиска причины невыполнения норм токсичности является проверка диагностической цепи.

Правильный порядок диагностики неисправности предполагает выполнение трех следующих основных шагов:

1. Проверка работоспособности бортовой системы диагностики. Проверка осуществляется путем выполнения проверки диагностической цепи. Так как данная проверка является отправным пунктом диагностики или поиска причины невыполнения норм токсичности, необходимо всегда начинать с нее.

2. Проверка наличия кода неисправности. В случае наличия кода необходимо выяснить причину возникновения (неисправность проводки, датчика или контроллера). Потов повторно определить, сохранилась ли неисправность. В случае отсутствия кода переходят к шагу 3.

3. Контроль данных, передаваемых контроллером. Для этого необходимо считать информацию с колодки диагностики (канала последовательных данных) с помощью программы мотор-тестер.

Отображаемые ей параметры приведены ниже. Типовые значения параметров для конкретных условий работы даны в таблице.

Мотор-тестер

Контроллер может передавать различную информацию через контакт «М» колодки диагностики. Данные передаются с высокой частотой, которая требует применения программы мотор-тестер  и специального адаптера для обработки данных.

Прибор (программа мотор-тестер + адаптер) можно подключить и наблюдать за его показаниями при кратковременном включении лампы «CHECK ENGINE» или ухудшении ездовых качеств во время движения. Если предполагается, что дефект связан с определенными параметрами, которые могут быть проконтролированы с помощью прибора, они должны проверяться при движении автомобиля.

При отсутствии очевидной связи между дефектом и какой-либо конкретной цепью прибор можно использовать для контроля всех параметров в течение определенного периода времени для выявления изменений, указывающих на наличие непостоянной неисправности.

Прибор может зарегистрировать и сохранить данные в момент возникновения неисправности для того, чтобы они могли быть воспроизведены с малой скоростью для определения характера происходящего с системой. Это называется режимом «Сохранение  данных».

Параметры, отображаемые в режиме «1 - Параметры»

Когда прибор подключен и выбран режим «1 - Параметры» отображаются проверяемые параметры. Некоторые из этих параметров приведены ниже.

Температура охлаждающей жидкости ТМОТ(°С)

Контроллер измеряет падение напряжения на датчике температуры охлаждающей жидкости и преобразует его в значение температуры в градусах Цельсия.

Значения должны быть близкими к температуре воздуха, когда двигатель не прогрет, и должны повышаться по мере прогрева двигателя. После пуска двигателя температура должна равномерно повышаться до 94-101 °С и затем стабилизироваться при открытии термостата.

Положение дроссельной заслонки ПОЛ.Д.З(%)

Отображаемый параметр представляет собой угол открытия дроссельной заслонки, рассчитываемый контроллером как функция напряжения входного сигнала датчика положения дроссельной заслонки. 0% соответствует полностью закрытой дроссельной заслонке, 100% — полностью открытой.

Частота вращения коленчатого вала двигателя ОБ.ДВ (об/мин)

Отображаемые данные соответствуют интерпретации контроллером фактических оборотов коленчатого вала двигателя по сигналу датчика положения коленчатого вала с дискретностью 40 об/мин.

Неожиданное увеличение оборотов по показаниям прибора при постоянном угле открытия дроссельной заслонки указывает на электрическую помеху в цепи сигнала датчика положения коленчатого вала. Такая помеха обычно вызывается близким расположением проводов системы управления двигателем к высоковольтным проводам системы зажигания.

Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу ОБ.ДВ.XX (об/мин)

Отображаемые данные соответствуют интерпретации контроллером фактических оборотов коленчатого вала двигателя на холостом ходу по сигналу датчика положения коленчатого вала с дискретностью 10 об/мин.

Желаемое положение регулятора холостого хода ЖЕЛ. ПОЛ. РХХ

Отображается теоретически рассчитанное и скорректированное положение РХХ в зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя и положения дроссельной заслонки.

Текущее положение регулятора холостого хода ТЕК.ПОЛ.РХХ

Показания соответствуют положению регулятора холостого хода.

Прибор отображает количество шагов от положения, в котором клапан полностью закрыт. Большие значения соответствуют большей степени открытия клапана. После запуска двигателя по мере его прогрева до нормальной рабочей температуры значения должны уменьшаться. На холостом ходу и нейтральной передаче при выключенном кондиционере количество шагов должно быть в пределах 30-50. Любые условия, вызывающие увеличение нагрузки двигателя на холостом ходу, должны вызывать увеличение указанного значения.

Коэффициент коррекции длительности импульса впрыска по сигналу датчика кислорода КОР. ВР. ВП

Отображается во сколько раз изменяется длительность импульса впрыска для компенсации текущих отклонений состава смеси от стехиометрического.

Угол опережения зажигания У.О.З(°по к.в.)

Отображается угол опережения зажигания по коленчатому валу относительно верхней мертвой точки.

Текущая скорость автомобиля СК.АВТ(км/ч)

Отображается интерпретация контроллером сигнала датчика скорости автомобиля.

Напряжение бортовой сети БОРТ.НАП(В)

Отображается напряжение бортсети автомобиля, поступающее на контакт «37» контроллера.

Желаемые обороты холостого хода Ж.ОБ.ХХ (об/мин)

В режиме холостого хода частотой вращения коленчатого вала управляет контроллер. Желаемыми оборотами называется частота вращения коленчатого вала, задаваемая контроллером.

Длительность импульса впрыска ВР.ВПР(мсек)

Параметр представляет собой длительность (в миллисекундах) включенного состояния форсунки.

Массовый расход воздуха МАС.РВ (кг/час)

Параметр представляет собой массовый расход воздуха через датчик массового расхода воздуха, выраженный в килограммах в час.

Цикловой расход воздуха ЦИК.РВ(мг/такт)

Параметр отображает значение массового расхода воздуха за такт работы двигателя.

Часовой расход топлива Ч.РАС.Т(л/час)

Параметр отображает значение расхода топлива в пересчете на час работы двигателя.

Путевой расход топлива ПРТ (л/100 км)

Параметр отображает значение расхода топлива в пересчете на 100 км пути.

Контроль исполнительных механизмов

Диагностический прибор способен выдавать контроллеру команды на включение исполнительных механизмов. Это обеспечивает возможность быстрой проверки работоспособности элементов системы.

Выбрав пункт меню прибора  «2 - Контроль ИМ», затем можно выбрать следующее:

— Лампа.

Позволяет проконтролировать исправность цепи управления контрольной лампой «CHECK ENGINE»;

— Кондиционер.

Позволяет проконтролировать на слух включение муфты при работе двигателя на холостом ходу и выключателе кондиционера в положении «включено»;

— РБН.

Для прибора время включения реле электробензонасоса ограничивается 10 секундами. Данная команда удобна при диагностике топливной системы, например, для контроля давления топлива или при проверке на герметичность;

— Вентилятор.

Позволяет проконтролировать на слух включение вентилятора после нажатия соответствующих клавиш прибора;

— Форсунки.

Позволяет отключать топливоподачу в один из цилиндров. Наблюдая при этом за падением оборотов двигателя, возможно определить неэффективно работающий цилиндр;

— Зажигание 1 кат (2 кат).

Выполняется при включенном зажигании и позволяет проверить наличие искры на разряднике;

—РДВ.

Выполняется при включенном зажигании и позволяет проверить работоспособность регулятора холостого хода (производится установка регулятора в закрытое положение и возврат в исходное);

— Обороты XX.

Выполняется при работающем двигателе и позволяет управлять регулятором холостого хода, задавая увеличение или уменьшение оборотов холостого хода. Если регулятор холостого хода исправен, он должен выполнять команды, и частота вращения коленчатого вала должна соответственно.изменяться.

Проверка прокрутки

В режиме «5 - Дополнительные испытания; 1 - Прокрутка» контролируются обороты коленчатого вала двигателя и напряжение аккумуляторной батареи во время прокрутки.

Очистка кодов неисправностей

Имеются два метода очистки кодов из памяти контроллера после завершения ремонта или в целях контроля на повторное возникновение. Необходимо или отключить питание кнтроллера на время не менее 10 сек, или стереть коды с помощью прибора, который дает такую возможность в режиме «4 - Ошибки; 3 - Очистка».

Питание контроллера можно отключить путем отсоединения отрицательного провода от аккумуляторной батареи. При этом другие данные памяти контроллера также теряются.

Внимание. Для предотвращения повреждения контроллера при отключении или подключении его питания зажигание должно быть выключено.

Типовые значения параметров, контролируемых прибором мотор-тестер

Параметры, которые можно проконтролировать с помощью прибора и которые даны в таблице, могут быть использованы для проверки исправности ЭСУД при отсутствии диагностических кодов неисправностей.

Использование диагностического прибора, дающего неверные показания не допускается. Применение неисправного прибора может привести к неправильному диагнозу и необоснованной замене деталей.

Пояснения к таблице

1. Колонка «Параметр» относится к списку параметров «1: Перечень данных», отображаемых прибором.

2. Колонка «Единица» или состояние описывает единицы измерения или состояние отображаемых параметров.

3. Типовые значения параметров приводятся в двух колонках: «Зажигание включено» и «Холостой ход». Приводимые значения являются типичными для исправного автомобиля.

В первую очередь необходимо провести сравнение с параметрами колонки «Зажигание включено», т.к. это может привес-ти к быстрому выявлению неисправности.

Параметры колонки «Холостой ход» необходимо сравнивать с параметрами при включенном зажигании в качестве диагностической проверки работоспособности узла или системы.

4. Значения колонки «Зажигание включено» являются типичными значениями, отображаемыми прибором при включенном зажигании и неработающем двигателе.

Датчики температуры необходимо проверять путем сравнения с фактическими температурами после ночного отстоя. Для сопоставления сопротивления со значениями температуры необходимо использовать соответствующую диагностическую таблицу.

5. Значения колонки «Холостой ход» являются усредненными типичными значениями для исправных автомобилей.

Ждите продолжения...... Параметры и распиновка контроллера

 

Перечень переменных, отображаемых диагностическим прибором DST-2

Параметр Наименование Единица или состояние Зажигание включено Холостой ход
1 ВЫКЛ.ДВИГАТ Признак выключения двигателя Да/Нет Да Нет
2 ХОЛОСТОЙ ХОД Признак работы двигателя в режиме холостого хода Да/Нет Нет Да
3 ОБОГ. ПО МОЩ Признак мощностного обогащения Да/Нет Нет Нет
4 БЛОК.ТОПЛИВА Признак блокировки гопливоподачи Да/Нет Нет Нет
5 ЗОНА РЕГ. О2 Признак работы в зоне регулировки по датчику кислорода Да/Нет Нет Да/Нет
6 ЗОНА ДЕТОН Признак работы двигателя в зоне детонации Да/Нет Нет Нет
7 ПРОДУВКА АДС Признак работы клапана продувки адсорбера Да/Нет Нет Да/Нет
8 ОБУЧЕНИЕ О2 Признак обучения топливоподачи по сигналу датчика кислорода Да/Нет Нет Да/Нет
9 ЗАМЕР ПАР.ХХ Признак замера параметров холостого хода Да/Нет Нет Нет
10 ПРОШЛЫЙ XX Признак работы двигателя на холостом ходу в прошлом цикле вычислений Да/Нет Нет Да
11 БЛ. ВЫХ. ИЗ ХХ Признак блокировки выхода из режима холостого хода Да/Нет Да Нет
12 ПР.ЗОНА ДЕТ Признак работы двигателя в зоне детонации в прошлом цикле вычислений Да/Нет Нет Нет
13 ПР.ПРОД.АДС Признак работы адсорбера в прошлом цикле вычислений Да/Нет Нет Да/Нет
14 ОБН.ДЕТОНАЦ Признак обнаружения детонации Да/Нет Нет Нет
15 ПРОШЛЫЙ О2 Состояние сигнала датчика кислорода в прошлом цикле вычислений Бедн/Богат Бедн Бедн/Богат
16 ТЕКУЩИЙ О2 Текущее состояние сигнала датчика кислорода Бедн/Богат Бедн Бедн/Богат
17 Т.ОХЛ.Ж Температура охлаждающей жидкости °С 94-101 94-101
18 пол.д.з Положение дроссельной заслонки % 0 0
19 ОБ.ДВ Скорость вращения двигателя (дискретность 40 об/мин) об/мин 0 760-840
20 ОБ.ДВ.ХХ Скорость вращения двигателя на холостом ходу (дискретность 10 об/мин) об/МИН 0 760-840
21 ЖЕЛ.ПОЛ.РХХ Желаемое положение регулятора холостого хода 120 30-50
22 ТЕК.ПОЛ.РХХ Текущее положение регулятора холостого хода 120 30-50
23 КОР.ВР.ВП Коэффициент коррекции длительности импульса впрыска по сигналу ДК 1 0,76-1,24
24 У.0.3 Угол опережения зажигания °П.к.в. 0 10-15
25 СК.АВТ Текущая скорость автомобиля км/час 0 0
26 БОРТ.НАП Напряжение в бортовой сети В 12,8-14,6 12,8-14,6
27 Ж.ОБ.ХХ Желаемые обороты холостого хода об/мин 0 800
28 ВР.ВПР Длительность импульса впрыска топлива мс 0 2,5-4,5
29 МАСРВ Массовый расход воздуха кг/час 0 7,5-9,5
30 ЦИК.РВ Поцикловой расход воздуха мг/такт 0 82-87
31 Ч. РАС. Т Часовой расход топлива л/час 0 0,7-1,0
32 ПРТ Путевой расход топлива л/100км 0 0,3
33 ТЕКУЩ.ОШИБ Признак наличия текущих ошибок Да/Нет Нет Нет




 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное