Современная «шина» (или иначе - «покрышка») автомобиля, тема почти неисчерпаемая. Это и единственное связующее звено между автомобилем и дорогой, и результат сложнейших исследований резиновых смесей, и тонкие компьютерные расчеты для усовершенствования рисунка протектора, и специальные металлы и полимерные волокна, выдерживающие сильные перепады температур.
В конце концов, можно просто внимательно посмотреть на боковину современной шины и глаза разбегутся от обилия разных надписей, цифр и обозначений. В этой статье мы не будем рассматривать их все, а сосредоточимся на моментах, важных для эксплуатации автомобиля. Вследствие преобладания на Дальнем Востоке автомобилей из Японии будем рассматривать в основном «праворульные»
легковые автомобили и шины для них.
Но сначала остановимся на другом вопросе – где же найти на своем автомобиле информацию о том, на каких шинах он должен ездить. Помимо сервисной книжки, которой может не оказаться под рукой, такая информация указана в наклейке на кузове или двери автомобиля. Чтобы найти это наклейку, нужно открыть водительскую дверь и внимательно осмотреть места, где кузов и дверь
прилегают друг к другу. Она может быть расположена внизу - под порогом на кузове, в нижней части водительской двери, на стойке между передней и задней дверью.
Найдите у своего авто такую табличку, посмотрите, как она выглядит и что на ней написано. Надеюсь, вы это сделали, потому что далее речь пойдет об информации с этой таблички.
На иностранные надписи можно не обращать внимания. В первой ячейке с цифрами мы видим, что для данной машины подойдут 2 типа колес с параметрами 175/70/R14 84Sи 185/70/R14 88S. Дальше идет цифра 210 (2.1) - по обозначению колонки не трудно понять,что это давление в шинах, при которых они должны
эксплуатироваться. В легковом автомобиле в среднем давление в шинах колеблется вокруг величины 2,0 (kg/cm3).
Ниже мы видим цифру 420, или 4,2 – такое давление характерно для специальной запаски – для «банана», предназначение которого – доехать до ближайшего сервиса. Соответственно цифры T125/70/D15 95М и T125/70/D15 96М описывают характеристики штатного запасного колеса.
А теперь давайте начнем разбираться, что собственно значат эти цифры на примере обозначения 175/70/R14 84S. Все значения,
которые мы сейчас будем рассматривать, также присутствуют и на боковой стороне любой шины.
Первая цифра 175 - ширина шины в миллиметрах (мм). Тут все просто и однозначно.
Вторая цифра 70 – это уже величина в процентах (%). Она описывает отношение высоты шины к её ширине. Может быть так, что этой цифры вообще не будет в обозначениях - тогда отношение ширины и высоте больше 80%. Такие шины называют полнопрофильными. Если отношение меньше 55% то
это уже низкопрофильные шины.
На российских дорогах рекомендуется использовать шины с соотношением 65-80%. Потому что, чем меньше эта величина, тем меньше неровностей на дороге способна самортизировать шина и тем больше вибрации она передает на подвеску автомобиля. Проще говоря, на низком профиле будет трясти сильнее. Кроме того, нередки случаи, когда наезд, например, на рельсы на низкопрофильной
резине приводит к деформации литья.
Буква R– обозначает, что необходимо устанавливать «радиальные» шины. Кроме радиальных существуют ещё опоясывающие «B» и диагональные «D». Так шифруется расположение нитей
корда в каркасе шины.
У диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются под углом 95-115°, а число смежных слоев обычно четыре. В каркасе радиальной шины все нити корда расположены параллельно - по радиусу от одного борта к другому. Радиальные шины имеют значительно меньшее сопротивление качению, больший срок службы, стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление
качению, меньший расход топлива. Поэтому они вытеснили диагональные шины в нишу применения при изготовлении колес – «докаток».
Обратим внимание, что в нашей табличке на фото у запасного колеса стоит именно буква «D». Так же это связано с тем, что диагональная шина дешевле в производстве, а стоимость «банана» стараются сделать минимальной.
Если вы столкнулись с тем, что указанный на табличке размер колес не встречается в ассортименте ближайших магазинов - не расстраивайтесь! Вам может помочь программа «Шинный калькулятор» (найти её можно в Интернете). При помощи него можно подобрать шину, близкую по общей высоте всего колеса, но, например, с более широким профилем. Или под другой размер колесного
диска. Но помните, чем сильнее отклонение от заданных значений, тем выше вероятность, что колесо начнет что-нибудь задевать в машине. Кроме того, показания спидометра начинают «врать» - ведь он считает скорость от оборотов колеса. Также может значительно возрасти нагрузка на двигатель, трансмиссию и подвеску.
Благодарю Владимира Ч. за подготовку данной статьи.