Все выпуски  

Мастерство управления автомобилем


Информационный Канал Subscribe.Ru

4 января 2006 года
Мастерство управления автомобилем

Содержание рассылки.

Анонсы статей вышедших за время выхода предыдущей рассылки.



ТАБАЧНЫЙ КОНЦЕРН ALTADIS/SEITA НЕ БУДЕТ ФИНАНСИРОВАТЬ КОМАНДУ YAMAHA MOTOGP

http://autocitychannel.com/news/s18786.html

В сезоне 2006 года у команды Yamaha MotoGP, в состав которой входит Чемпион мира Валентино Росси, будет новый генеральный спонсор - сигаретная марка Gauloises больше не будет обеспечивать финансовую поддержку.


Два новых скутера - PS125i и PS150i от HONDA

http://autocitychannel.com/news/s18787.html

Honda представила два новых скутера - PS125i и PS150i.


В Испании состоялась международная, презентация нового мотоцикла Yamaha MT03

http://autocitychannel.com/news/s18788.html

Водитель-испытатель британского журнала MCN Адам Чайлд (Adam Child) присутствовал на международной презентации мотоцикла Yamaha MT-03 в Барселоне. Он поделился своими первыми впечатлениями о новой машине.


Японские угонщики по мелочам не размениваются

http://autocitychannel.com/news/s18796.html

По данным японской полиции, в 2004 году возросло количество угоняемых в Японии автомобилей, сообщает auto.vl.ru.


На старт!

http://autocitychannel.com/news/s18797.html

Производство товарных хэтчбеков семейства LADA KALINA 1119 должно стартовать со второго квартала 2006 года. Но уже сейчас можно однозначно сказать, что эту модификацию "Калины" потребители ждут с еще большим нетерпением, чем ждали седаны LADA 1118.


LADA 110 станет еще экологичнее

http://autocitychannel.com/news/s18798.html

Во второй половине декабря 2005 года с главного конвейера ОАО ''АВТОВАЗ'' сошла опытная партия из 50 автомобилей LADA 110, которые соответствуют экологическому стандарту Евро-4.


Mercedes S65 AMG - к Детройту готов!

http://autocitychannel.com/news/s18800.html

Mercedes-Benz обнародовал новые подробности о новых CL65 AMG и S65 AMG. Обе модели отличаются самым мощным двигателем, который когда-либо ставило тюнинговое ателье AMG на автомобили Mercedes.


Купил Subaru – получи купон

http://autocitychannel.com/news/s18801.html

Компания Subaru объявила о проведении акции, в рамках которой 200 человек, купивших любой автомобиль компании Subaru в Японии, получат премию в размере 300.000 иен (около $2.500).


Внимание! Женщина за рулем!

http://autocitychannel.com/news/s18802.html

Феминизация все глубже проникает в нашу жизнь. Даже в такой консервативной стране, как Саудовская Аравия, местные шейхи решили дать женщинам послабление. В этом арабском государстве власти намерены устроить референдум, по результатам которого станет ясно, может ли слабый пол управлять транспортным средством или нет. В настоящее время в Саудовской Аравии женщины не имеют права садиться за руль, потому что таким образом они получают возможность общаться с другими мужчинами помимо своего законного мужа.


Анекдоты: ГАИ

http://autocitychannel.com/news/s18810.html

Гаишник на дороге останавливает машину: - Вы ехали со скоростью шестьдесят километров в час, а здесь висит знак: ограничение сорок. - А я говорю, я шел ровно сорок! - Но вот же показания прибора...


Самый мощный оппозитный спортбайк BMW R-1200S

http://autocitychannel.com/news/s18811.html

Новинка демонстрирует технические особенности, присущие R 1200 S и реализованные благодаря использованию облегченных конструкций: сухая масса составляет всего 195 кг, то есть на 13 кг меньше, чем у модели 1100, а с полной заправкой и полностью готовый к поездке новый спортивный оппозитный мотоцикл весит 213 кг


Hummer индивидуализирует H3x

http://autocitychannel.com/news/s18812.html

Не прошло и года после начала продаж самого младшего внедорожника из семейства Hummer, как публике предлагается новая версия, названная H3x. Новинка является продолжением идей, заложенных в концепт H3 Street, показанный на автошоу в Лас-Вегасе.


«Студебекеры» возвращаются!

http://autocitychannel.com/news/s18813.html

Любителям внедорожной «крепости на колесах» скоро придется разрываться между привычным «хаммером» и готовящимся потрясти столь любимый рынок полноразмерных SUV автомобилями Avanti.


В январе ГАИ не будет штрафовать за нарушения

http://autocitychannel.com/news/s18815.html

В первые недели нового года сотрудники ГИБДД будут лояльно относиться к водителям, не успевшим выучить новые правила дорожного движения (ПДД), вступившие в силу с 1 января 2006 года.


Продажи автомобилей Mazda в России выросли в 2,4-раза

http://autocitychannel.com/news/s18816.html

Российское представительство компании Mazda подвело предварительные итоги уходящего 2005 года. По оценкам, через официальную дилерскую сеть в России было продано 21120 автомобилей, что в 2,4-раза больше, чем годом ранее, когда было реализовано лишь 8565 автомобилей.


«Самый странный Mercedes» уже ездит

http://autocitychannel.com/news/s18817.html

Затея инженеров Mercedes с постройкой автомобиля Bionic, созданного по подобию тропической рыбы-кузовка, не была забыта после Франкфуртского автосалона.


Лимузин Элвиса Пресли пустят с молотка

http://autocitychannel.com/news/s18821.html

На знаменитом аукционе Barrett-Jackson, который в следующем году откроет сезон 14 января в штате Аризона, будет выставлен уникальный лимузин Элвиса Пресли. Эту шикарную машину король рок-н-ролла заказал летом 1959 года, будучи в Германии.


Истории автомобилистов: "Запoрoжец пo кличке "Челленджер""

http://autocitychannel.com/news/s18822.html

Есть у меня друг. И есть у негo "Запoрoжец" 84 гoда пo кличке "Челленджер". Он на нем на рабoту ездит. Прoисхoдит этo вo Львoве, где при слoвах "ну у вас и дoрoги плoхие" местные вoдилы удивленнo спрашивают, oглядываясь пo стoрoнам: "Где дoрoги?"


Истории автомобилистов (про копейщика)

http://autocitychannel.com/news/s18823.html

Есть у меня дружoк, рабoтает электрикoм пo башенным кранам, нo этo не суть.Рабoта у негo тяжелая и к вечеру oн еле нoги вoлoчит, и если вспoмнит как егo зoвут, тo слава бoгу. Нo этo тoже предислoвие, а истoрия вoт oна.


Анекдоты: ГАИ

http://autocitychannel.com/news/s18824.html

Милицейский пост ГАИ. Два милиционера, один - микромайор (младший лейтенант) - сидит в "курятнике", второй - мл. сержант - дежурит на дороге. Издали слышится свист почти как от реактивного самолета. Приближается со страшной скоростью мерседес.


Новое поколение Volvo S80

http://autocitychannel.com/news/s18826.html

Новое поколение автомобиля Volvo S80 появится у российских дилеров в мае-июне 2006 года. Параллельно на отечественном рынке стартуют и продажи купе-кабриолета С70. Текущая версия представительского седана S80 дебютировала еще в 1998 году. Новинка не будет иметь ничего общего с предшественницей.


Peugeot 206 стал самым массовым автомобилем в семействе

http://autocitychannel.com/news/s18828.html

Суммарные объемы производства модели Peugeot 206 на конец ноября нынешнего года составили 5 350 000 штук, что является новым рекордом для автомобилей семейства Peugeot 20X.


Автомобили «Фиат» будут собирать в России

http://autocitychannel.com/news/s18830.html

Автомобили итальянского автоконцерна FIAT будут собирать в России. Соглашение об этом подписано с российской компанией «Северсталь-Авто», передают иностранные СМИ.


Опрос недели
Последняя «Волга - Завод сосредоточится на выпуске коммерческого транспорта - «Газелей», «Соболей», грузовиков и автобусов
Давно надо было снять Волгу с производства!
Волга должна выпускаться, это символ эпохи!
Я бы купил новую Волгу, какая она есть сейчас.
Я бы купил только полностью новую Волгу, а не модель 1970 г
А я катаюсь на иномарке и ни какая мне Волга не нужна!
Архив опросов

Уроки экстремального вождения.

Стабилизация автомобиля при потере устойчивости и управляемости.

Снос передних колес

Снос - боковое скольжение передних колес - чаще всего возникает при экстренных маневрах и прохождении поворота на критической скорости. Факторами, влияющими на это явление, могут быть профиль дороги (отрицательный уклон), боковой ветер, чрезмерное или недостаточное давление в шинах, низкий коэффициент сцепления. Явление сноса связано с тем, что боковая сила превосходит силу сцепления шины с дорогой. На заднеприводном автомобиле повернутые передние колеса создают эффект торможения, а толкающие задние - избыточную силу. Для переднеприводного автомобиля характерен снос передних колес из-за избытка или недостатка тяги при чрезмерных углах поворота колес.

Снос передних колес следует рассматривать как результат грубой ошибки водителя, так как он всегда сопровождается частичной потерей управляемости. Сигналом о совершенной ошибке служит "визг" передних покрышек на сухом покрытии. Поэтому "визжащий" на поворотах автомобиль (что обычно характерно для кинобоевиков и детективной литературы) свидетельствует о низком профессиональном уровне водителя.

Опасность сноса заключается в привычке многих водителей реагировать на частичную потерю управляемости рефлексом резкого торможения. Блокирование передних колес при сносе полностью лишает водителя возможности управлять автомобилем и приводит к его прямолинейному скольжению на заблокированных колесах. Большая часть ДТП с тяжкими последствиями на поворотах связана с этим явлением, и рассматривать черный след на асфальте, уходящий на обочину или встречную полосу, следует как "роспись страха" и отказ от управления из-за шокового состояния.

Прекратить или уменьшить снос передних колес можно двумя способами: либо увеличить загрузку передних колес, либо уменьшить угол их поворота, чтобы от скольжения перейти к качению.

Можно рекомендовать несколько приемов безопасности при сносе.

  • Торможение двигателем на постоянной передаче.
  • Торможение двигателем на понижающей передаче.
  • Легкое подтормаживание левой ногой для увеличения загрузки переднего
  • наружного колеса. Режим торможения плавный, с постоянным тормозным
  • усилием, исключающим блокирование колес.
  • Выравнивание управляемых колес (если это позволяют ситуация и ширина проезжей части).
  • Выравнивание и повторный вход с загрузкой передних колес.

    Почти всегда снос следует рассматривать как последствие ошибки в прогнозировании ситуации или в управлении. Профилактикой сноса следует считать опережающую загрузку (см. прием 20) передних колес и выбор оптимальной скорости входа в дугу. При экстренных маневрах снос может возникать в результате резкого руления, торможения и комбинации этих действий. Желательна выработка навыков с "мягкой" структурой, исключающей резкое начало как в рулении, так и в торможении, несмотря на дефицит времени в критической ситуации.

    Чтобы вернуть автомобилю управляемость, потерянную при сносе передних колес в повороте: выполните повторный вход (вначале выровняйте колеса, а затем вновь поверните их); загрузите наружное переднее колесо любым доступным вам способом (торможением двигателем, легким подтор-маживанием левой ногой, включением понижающей передачи). Преодолейте страх и откажитесь от резкого торможения.

    Занос малой амплитуды

    Причинами, вызывающими занос на скользкой дороге, могут стать неровность, сильный боковой ветер, резкие маневры (торможение, разгон, объезд препятствия), а в ряде случаев и резко открытый или закрытый дроссель.

    Стабилизация автомобиля осуществляется быстрым поворотом рулевого колеса в сторону заноса без смены хвата таким образом, чтобы восстановить положение передних колес строго по направлению прямолинейного движения. Одновременно уменьшаются обороты двигателя. Этим создается малый тормозной эффект на задних колесах, который будет способствовать стабилизации автомобиля. После того как автомобиль прекратит вращение, нужно вернуть рулевое колесо в исходное положение и выровнять автомобиль, иначе может возникнуть колебательное движение задней оси - ритмический занос.

    Исходным положением для быстрого компенсаторного руления должна быть поза готовности - симметричное положение рук в верхнем секторе рулевого колеса ("9-З" или "10-2"). В этом случае высокая скорость руления будет обеспечена сильными мышцами-сгибателями.

    Не ждите усиления заноса, реагируйте сразу резким рывком обеих рук в сторону заноса. Одновременно с поворотом рулевого колеса "прикройте газ". Если вы тотчас мягким движением не выровняете колеса, может возникнуть ритмический занос, направленный в противоположенную сторону.

    Основное усилие выполняет та рука, в сторону которой осуществляется вращение (например, правая-вправо-вниз). Другая рука обеспечивает активную помощь за счет работы приводящих мышц. Структура стабилизирующего действия - поворот рулевого колеса с максимальной скоростью и мягкое выравнивание практически без паузы между ними.

    Занос почти всегда следует рассматривать как результат ошибки водителя. Чем грубее ошибка, тем больше угол заноса. Важными факторами по стабилизации следует считать профессиональную реакцию водителя на занос, рациональную технику руления и быстроту действий. Для водителей высшей квалификации характерны безошибочное прогнозирование и опережающие действия. Для малоопытных водителей резерв безопасности может быть связан с рациональностью и быстротой, которые могут возникнуть лишь в результате специального обучения (по методике контраварийной подготовки в технике руления).

    Преодолеть занос малой амплитуды помогут несколько рекомендаций: постоянно сохраняйте позу готовности, в частности симметричное положение рук на рулевом колесе ("10-2" или "9-3"); обеспечивайте максимальный контакт с автомобилем. Этому способствует легкая одежда, отсутствие подстилок, подкладок и других предметов, мешающих контакту корпуса водителя с сиденьем; резко поворачивайте рулевое колесо в сторону заноса и мягко выравнивайте автомобиль. Чем позже начато действие, тем большая скорость потребуется для стабилизации автомобиля; выполняя любые резкие маневры на скользкой дороге или на высокой скорости движения, прогнозируйте занос автомобиля и будьте к нему готовы.

    Глубокий занос

    Причиной возникновения заноса большой амплитуды почти всегда является грубая ошибка водителя (неготовность к экстренным действиям, торможение с длительным блокированием колес, резкий непрогнозируемый маневр, "доворот" на дуге поворота и др.). Если компенсаторные действия не выполнены в начальной фазе потери устойчивости (см. прием 35), то занос усиливается и в конечном итоге может привести к вращению автомобиля.

    Автомобиль стабилизируется компенсаторным рулением (поворотом рулевого колеса в сторону заноса) и прикрытием дросселя. Однако амплитуды рывкового руления без перехвата (из исходного положения "10 - 2" или "9 - З" в положение "12-4" или "8-12") оказывается недостаточно, чтобы прекратить занос. Поэтому необходим "доворот" рулевого колеса одной рукой из положения "12" в положение "4" или "8". Другая рука по кратчайшему пути переводится вверх в зону над цифрой "12". Ее функция - подстраховка. Если требуется увеличить амплитуду руления, она тотчас повернет рулевое колесо из положения "12" в положение "4" или "8". Если критическая ситуация миновала, то она примет участие в выравнивании автомобиля.

    Если автомобиль стабилизируется на прямом участке, например во время экстренного торможения, то после реакции на занос тотчас выровняйте колеса.

    Глубокий занос может быть результатом произвольного действия водителя в тех случаях, когда он используется как элемент техники экстренного торможения боковым соскальзыванием (см. прием 45). В этом .случае нет необходимости выравнивать автомобиль, а лучше сохранить угол заноса переменным дросселированием и компенсаторным рулением. Этот способ очень эффективен для гашения скорости на входе или дуге поворота.

    На крутом повороте с обледенелым покрытием произвольный управляемый (!) занос может применяться как способ самостраховки. Он позволяет удержать автомобиль на дуге поворота за счет использования части мощности двигателя для противодействия центробежной силе.

    При экстренном объезде препятствия на скользкой дороге, выносе автомобиля на обочину или полосу встречного движения обученный водитель произвольно выбирает угол заноса с учетом радиуса поворота, коэффициента сцепления и особенностей критической ситуации (в зависимости от ширины проезжей части, наличия помех, маневров других участников, опасности ДТП).

    Процесс управления автомобилем в глубоком заносе требует обостренного "чувства автомобиля", высоких координационных способностей, автоматизма навыков и прогнозирования поведения автомобиля в зависимости от управляющих действий водителя.

    Кроме своевременной реакции на занос, необходимы: высокая скорость руления, достигаемая рулением двумя руками на боковом секторе рулевого колеса (см. прием 5), рулением одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти (см. прием 4); непрерывное поисковое уравновешивающее руление, позволяющее стабилизировать автомобиль в заносе (исключить самовыравнивание и непроизвольное вращение); переменное дросселирование, смягчающее резкое скольжение задней оси, обеспечивающее дозированное подтормаживание и загрузку передней оси.

    Если вам не удалось стабилизировать автомобиль на ранней стадии заноса, то после рывка двумя руками выполните "доворот" одной из рук, которая окажется в верхнем секторе рулевого колеса; одновременно "прикройте газ". Лучше выполнять "доворот" левой рукой, чтобы освободить правую для экстренного включения понижающей передачи. Этот прием поможет повысить тягу двигателя, чтобы преодолеть центробежную силу, выбрасывающую автомобиль с дороги.

    Критический занос

    Возникновение критического заноса связано с грубыми ошибками управления при экстренном торможении и маневрировании, когда на начало потери устойчивости водитель реагирует с опозданием. Угол критического заноса связан не столько с конструктивными особенностями автомобиля, сколько с уровнем мастерства водителя. Хотя теоретически этот угол должен соответствовать повороту колес до упора, для слабоподготовленных водителей необратимость ситуации (вращение автомобиля) может наступить намного раньше.

    В критическом заносе возникает явление, при котором уравновешиваются действующие на автомобиль силы и моменты. На короткое время происходит потеря управляемости, а затем либо выравнивание, либо вращение автомобиля. Так как явление критического заноса соответствует критической фазе устойчивости автомобиля, желательны опережающие действия по стабилизации. Если водитель не смог по прямым или косвенным признакам спрогнозировать возникновение критического заноса, то у него имеется еще реальный шанс за счет высокой скорости руления опередить потерю поперечной устойчивости и избежать острой критической ситуации, при которой полностью теряется управление. Чем выше скорость руления, тем выше надежность водителя для действий при критическом заносе.

    Преодолеть критический занос можно тремя путями: выровнять автомобиль за счет сверхскоростного руления на пределе возможностей подготовленного водителя; развернуть автомобиль на 360 относительно прямого направления, используя для этого серию приемов высшего мастерства (см. прием 40); использовать сильный тормозной эффект для снижения скорости, сохраняя угол заноса коррегирующим рулением и переменным дросселированием.

    Преодолеть критическую ситуацию помогут следующие приемы.

  • Скоростное круговое руление двумя руками с перекрестными захватами на боковом секторе рулевого колеса (см. прием 5).
  • Скоростное круговое руление одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти (см. прием 4) или через ладонь (на автомобилях с горизонтально расположенным рулевым колесом) .
  • Скоростное комбинированное руление одной рукой с "подкрутом" другой. Комбинированное скоростное руление двумя руками и одной рукой, со сменой приема по ходу руления.

    Первый прием следует считать универсальным и очень точным; 2-й и 4-й применяют, когда по ходу стабилизации необходимо переключение передач, чтобы предотвратить падение и опрокидывание автомобиля; 3-й прием рекомендуется тем водителям, у которых имеется явная разница в силе рук. Основное усилие развивает "сильная" рука, а другая помогает ей короткими рывковыми действиями.

    Стабилизация автомобиля в фазе критического заноса достигается в основном переменным дросселированием при условии, что колеса повернуты в сторону заноса до упора. Величина дросселирования (частота вращения двигателя) и необходимость включения определенной передачи определяются в зависимости от коэффициента сцепления и тяги двигателя в данный момент. Если принятых мер недостаточно, чтобы восстановить устойчивость автомобиля, и он перешел грань критического заноса, то дальнейшая его стабилизация осуществляется после вращения на 180 или 360 (см. приемы 39 и 40). Главное требование безопасности - исключить остановку автомобиля поперек дороги, так как это положение сократит ширину проезжей части и увеличит возможности столкновения с попутным и встречным транспортными средствами.

    Ритмический занос

    В основе критической ситуации ритмического заноса лежит явление "динамический хлыст", когда раскачиванию задней оси автомобиля в поперечном направлении сопутствует резонанс, из-за чего амплитуда каждого последующего заноса возрастает до критического значения. После этого начинается неуправляемое вращение автомобиля.

    Причинами возникновения ритмического заноса являются запаздывание реакции водителя на возникающий занос и суммарное опаздывание его реакции на серию противоположных по направлению заносов. Поводом для критической ситуации могут послужить ошибки в управлении - от самых простых (руление в нижнем секторе, отпускание рулевого колеса при выходе из поворота) до грубых (резкое дросселирование в повороте, раскачивание автомобиля серией быстрых маневров вправо и влево и др.).

    Преодолеть серию импульсов ритмического заноса можно серией противонаправленных рывков рулевого колеса без смены или со сменой хвата рук при больших углах заноса. Желательно избегать задержек при сменах направления руления и каждым последующим импульсом стремиться опередить развитие заноса.

    Стабилизация осуществляется: одномоментно - рывковым скоростным рулением одной или двумя руками без смены хвата при втором импульсе заноса; многомоментно - серией скоростных действий рулевым колесом вправо-влево или наоборот без задержки в фазе смены направления вращения и с увеличением скорости в каждом последующем цикле руления. Амплитуда руления может последовательно увеличиваться в соответствии с углами заноса; с опережением - предварительная реакция в сторону прогнозируемого заноса поворотом рулевого колеса на заключительной стадии скоростных маневров, направленных в противоположные стороны.

    Компонентом стабилизирующих действий является дросселирование, которое в определенных стадиях компенсаторных действий может ослабить вращательные импульсы или усилить их. Как длительное закрытие дросселя, так и максимальные обороты двигателя могут усугубить ситуацию. Для стабилизирующих действий характерно переменное дросселирование с прикрытием дросселя при реакции на занос рулением и общим фоном средней частоты вращения.


    АutoCityChannel & CarMail.ru
    admin[@]autocitychannel.com
    admin[@]carmail.ru



    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: tech.auto.driver
    Архив рассылки
    Отписаться Вебом Почтой
    Вспомнить пароль

    В избранное