Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вкалывают роботы, а не автомат


Рассылка: "Иномарки: вопросы и ответы - автофорум"

Уважаемые подписчики:

Если Вам интересна наша рассылка: высказывайте свои предложения и пожелания. Постараемся учесть все, чтобы Вам было максимально интересно.

ЖДЕМ ВАШИХ ПИСЕМ!!!

Администратор
MOBISIB@BK.RU

 

  Вкалывают роботы, а не автомат


Что лучше: автоматическая коробка передач или бесступенчатый вариатор? «Автошанс» решил взвесить все за и против.

Прежде всего, вопреки устоявшейся классификации, выделяющей вариаторы в особую ветвь развития коробок передач, это все же подвид «автоматов». Второе заблуждение связано с ультрасовременостью этого технического решения. Увы, вариаторную коробку передач запотентовали еще в конце XIX века, а автором идеи вообще считают Леонардо да Винчи. Первый работоспособный автомобиль с таким типом трансмиссии появился в 1950-х годах. Полвека назад его серийно ставили на автомобили марки DAF. И все же так вышло, что широкое распространение этот вид коробок получил именно сейчас. В настоящее время большинство новых малолитражек комплектуются именно вариаторной коробкой.

Ничего удивительного — у вариатора масса достоинств. Он отличается отсутствием фиксированных ступеней и обеспечивает плавное, бесступенчатое изменение передаточного числа по мере разгона или торможения. Самым распространенным является клинореременный вариатор. В нём передаточное число меняется при сближении и удалении друг от друга конусных шкивов, между которыми зажат ремень. Передвигает эти шкивы гидравлический привод под управлением электроники.

Вариатор непрерывно и плавно изменяет передаточное число. Как он это делает? По принципу двух карандашей. Если стянуть карандаши резинкой и начать крутить один из них, закрутится и второй с той же скоростью. А вот если карандаши будут разного диаметра, то больший сделает один оборот, а второй, скажем, два. У вариатора есть возможность плавно менять диаметр таких «карандашей». Внутри этой «коробки» два шкива, каждый из которых сделан в виде пары конусов, обращенных острыми концами друг к другу. А между шкивами зажат клиновый ремень. Вот вам и шкивы с переменным рабочим диаметром.

В качестве клинового ремня может выступать широкая пластинчатая стальная цепь, соприкасающаяся с конусами своими краями. Для смазки цепи применяется особая жидкость, которая меняет своё фазовое состояние под сильным давлением, возникающим в месте контакта со шкивом. Благодаря этому цепь может передавать значительное усилие, практически не проскальзывая, несмотря на очень маленькую площадь контакта. Если при разгоне на автомобиле с обычным «автоматом» мы на каждой передаче раскручиваем двигатель, а потом переходим на следующую передачу, то при наборе скорости автомобиля с вариатором двигатель остается на одних и тех же оборотах, зато плавно меняется передаточное отношение.

На автомобилях разных марок вариаторы весьма значительно различаются. По сути, вариаторы, установленные на Honda, Mitsubishi, Toyota - совершенно разные агрегаты. Конечно, ремень и валы есть у каждого, а вот управление переключением не сходится, да и роль сцепления выполняют разные устройства. Скажем, в Honda нет гидротрансформатора, а в Nissan и Toyota есть.

Как бы там ни было, все вариаторные коробки сходятся в характере разгона и плавности движения. Темп разгона высокий, времени на переключения между ступенями совсем не тратится. К тому же происходит это без характерных для простых «автоматов» толчков.

Еще одно достоинство — экономичность авто, оснащенного вариаторнои коробкой. Благодаря мягкой нагрузке на двигатель расход топлива в машине с вариатором где-то на 10 % меньше, чем у аналогичной, оснащенной «автоматом».

Но у вариатора есть и недостатки. Скажем, сравнительно небольшая по современным меркам «перевариваемая» мощность двигателя. Авто с вариатором имеют под капотом меньше 2,5 литров.

Другой недостаток вариаторов — сравнительно дорогое обслуживание и ремонт, специальная, а значит, недешёвая, трансмиссионная жидкость. Ременные вариаторы могут через каждые 100—150 тысяч километров пробега требовать замены ремня. При этом, фильтры по сравнению с «автоматом» дороже в 2 раза, а замена масла на машине класса Nissan Bluedird тянет на 7-8 тыс. руб. против 5-6 тыс. у «автомата».

Чаще всего люди обращаются по поводу обрыва или износа ремня в вариаторе. Это связано либо с неправильной эксплуатацией, либо с длительным сроком службы автомобиля. Скажем, многие почему-то считают Honda HR-V джипом. В то время, как механики говорят: «Достаточно на таком «джипе» 1 раз активно побуксовать в пригородной грязи, и вам придется ехать на сервис жаловаться на ненадежность своей коробки».

Еще одна проблема: на вариаторы Toyota «честных» запчастей не поставляют — в случае поломки приходится менять агрегат целиком. В этом случае затраты примерно совпадут при аналогичной беде с автоматической коробкой.

Получается, при аккуратной эксплуатации и тщательном обслуживании нового автомобиля вариаторная коробка выглядит более привлекательным выбором. Если же ваш автомобиль уже побывал в чьих-то руках, обязательно пройдите детальный техосмотр, чтобы в зачатке «поймать» только-только появившуюся проблему с вариаторнои коробкой.

Кстати, в последнее время наметилась тенденция к росту числа передач и у классических «автоматов». В последних моделях автоматических коробок встречается уже 8 передач. Так что сближение, а может, и совмещение двух этих ветвей развития мирового автопрома неизбежно.




Поддержите наc!!!

Поставьте ссылку на своем сайте, блоге или странице в интернете на страницу подписки на нашу рассылку

Вы также можете поддержать нас - просто отправив своему другу приглашение подписаться

 
Администратор SAD

В избранное