Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Контрольный осмотр

Эта статья инженера А. Вайсмана рассказывает о контрольном осмотре машины.

Внимательно осмотрите шины. Они не должны иметь разрывов, трещин и явно выраженных местных вздутий. Неравномерный износ протектора или наличие отдельных пятен по окружности, вызывающие увод автомобиля и вибрации передка при движении, ощущаемые на руле, – сигнал к тому, что пора проверить углы установки передних колес и их балансировку. Эти операции можно выполнить самостоятельно согласно инструкции по эксплуатации, пользуясь методами и приспособлениями, не раз приводившимися в журнале «За рулем». Но все же быстрее и лучше это сделать на СТО.

Проверьте зазоры в подшипниках ступиц передних колес. Для этого, взявшись двумя руками за верхнюю часть колеса, резко качните его на себя и от себя. Если ощущается люфт, то либо велики зазоры в подшипниках ступицы, либо изношены верхняя шаровая опора или сайлент-блоки верхнего рычага. Чтобы определить конкретную причину, надо вывесить колесо, не забыв при этом подстраховать машину упором. Попросите помощника покачать колесо, а сами внимательно понаблюдайте за поведением за поведением сайлент-блоков и опоры. Можно для большей достоверности положить палец на эти соединения, чтобы по величине взаимного перемещения деталей определить степень износа.

Если этот метод не дает однозначного вывода об источнике повышенного люфта, убедитесь прежде всего, что его нет в подшипниках. Снимите колпачок ступицы. Здесь удобен специальный съемник с захватом, но в крайнем случае можно поступить так. Вставьте зубило длиной не менее 140 мм между буртиком колпачка и ступицей, а затем легкими ударами по плоской боковой поверхности зубила (в данном случае его используют как рычаг, опирающийся на выступ колесного диска), попеременно вращая ступицу и переставляя зубило, сбейте колпачок. Затем затяните гайку, крепящую ступицу, усилием не более 3–4 кгс×м и вновь покачайте колесо. Люфт исчез – значит был повышенный зазор в ступице. Если он остался, а сайлент-блоки верхнего рычага в порядке, на что указывает отсутствие люфта в них при покачивании колеса, – изношена верхняя шаровая опора, и ее обязательно надо заменить. Это один из достаточно простых и надежных способов диагностики неисправности передней подвески.

Инструкция рекомендует для замены смазки в подшипниках снять суппорт и ступицу в сборе с тормозным диском, что требует определенного навыка. Эту операцию без особого ущерба для дела можно упростить. Выполнять ее надо в следующем порядке.

Отверните гайку ступицы, снимите шайбу и извлеките наружный подшипник, резко качнув колесо от себя и на себя. Затем тонкой и длинной отверткой с намотанным на конце кусочком ткани тщательно удалите старую смазку из полости ступицы. Заложите новую порцию ЛИТОЛа-24 и соберите узел.

Наиболее деликатным моментом сборки является регулировка зазоров в подшипниках. Перед тем как застопорить гайку, проверните колесо в обоих направлениях для обеспечения полной посадки подшипников. Покачайте его в осевом направлении от себя и на себя. У правильно затянутых подшипников может ощущаться едва заметный люфт.

Измерение зазоров в подшипниках ступицы переднего колеса Жигули
Рис. 1. Измерение зазоров в подшипниках ступицы переднего колеса: 1 – индикатор; 2 – держатель; 3 – винт; 4 – стойка; 5 – гайка М12×1,25; 6 – диск колеса; 7 – цапфа.

Если у вас нет достаточного опыта в проведении этой операции или возникли сомнения в правильности регулировки, рекомендуем воспользоваться приспособлением, показанным на рис. 1. Вначале установите зазор на ощупь. Затем отверните один из болтов, крепящих колесо, поместите приспособление в вертикальной плоскости так, чтобы ножка индикатора упиралась в торец цапфы. Покачивая колесо от себя и на себя, замерьте его перемещение. Оно должно быть в пределах 0,02–0,08 мм. Оптимальная величина – 0,04 мм. При стопорении гайки следите за тем, чтобы она не повернулась, иначе зазор изменится. Полезно проверить его еще раз уже после того, как гайка будет окончательно закреплена. Надо иметь в виду, что гайки ступиц рассчитаны на разовое пользование, поэтому заранее запаситесь новыми. В крайнем случае можно использовать старые, если под них подложить тонкие шайбы, чтобы место вдавливания стопорной лунки сместилось на неповрежденный участок буртика гайки. При установке колпачка ступицы, чтобы его на повредить молотком, пользуйтесь оправкой (рис. 2).

Оправка для запрессовки колпачка ступицы переднего колеса Жигули
Рис. 2. Оправка для запрессовки колпачка ступицы.

Регулировка свободного хода педали сцепления, как правило, не вызывает особых трудностей, за исключением случая,

Читать дальше>>>

Ссылки в тему:
Не прогляди трещину! О чем расскажет сам автомобиль
Подшипники и шарниры
Чем смазывать узлы?
Пробег зависит от ухода
Стабилизатор поперечной устойчивости
Разрушение нижнего рычага подвески
Нижний рычаг подвески "Жигулей"
Непростое дело – снять шарниры
Усиление нижних рычагов "Жигули"
Домашний гидропресс
Кронштейн переднего амортизатора
Передняя подвеска Волга
Реставрация верхней шаровой опоры «Жигули»
Защита задней подвески от коррозии
Усиление кронштейна поперечной штанги заднего моста «Жигули»
Редуктор заднего моста
Регулировка редуктора заднего моста
Шарниры карданного вала
Обслуживая карданные шарниры
Съемник для крестовин
Защита шарниров рулевых тяг
Защита шарниров рулевых тяг
Обслуживая рулевые шарниры
Защита шаровых шарниров
Стук в рулевом управлении «Жигули»
Шаровой шарнир рулевого привода
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное