Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

С микрометром и отвесом

Покупатель, выбирающий детали со штангелем в руке, прежде вызывал улыбки! Действительно, редко бывало, чтобы поршень, к примеру, не лез в цилиндр. Сегодня только наивный полагается на совесть поставщиков запчастей, надеясь, что сборка пройдет четко, как автомата Калашникова.

Не столь уж сложная деталька – направляющая втулка клапана, но даже у родных вазовских разброс размеров порой невероятный. Да и зарубежные поставщики горазды халтурить: одна втулка проваливается в гнездо, другую не забьешь кувалдой. Еще одно технологическое достижение – клапаны с диаметром стержня, "проваленным" как после пробега в миллион километров или, наоборот, превышающим 8 мм. Представляете, какой "калашников" получается – в каждой детали приходится шлифовать, развертывать, подгонять. Где уж тут добиться высокой производительности труда! А в некоторых "сервисах" с этим полный ажур.

Вот рассказ москвича, которого образцово "разводили на деньги" в большом, на 35 постов, и очень красивом сервисе. Начинается он банально: к 60 тысячам двигатель "Нивы" стал расходовать много масла, подтраивать. В сервисе замерили компрессию, вынесли вердикт: все плохо, нужен капремонт. При этих словах мастер, словно змей-искуситель, шепнул на ухо: "Хочешь, чтобы быстро сделали? Заплати в кассу четыре тысячи, скажи, что запчасти купишь сам, – работа, мол, ерундовая, клапаны притереть... А мы дня за три мотор сделаем – со мной и слесарем расплатишься. На круг выйдет тысяч двадцать. Согласен?"

Клиент в итоге заплатил 24 тысячи (детали оказались импортные). А через месяц мотор опять затроил. Владелец – к тем же мастерам. Они вновь замерили компрессию, посочувствовали... Ведь принять машину по рекламации (и теперь ремонтировать бесплатно) невозможно: у хозяина только "квиток" на те 4 000 руб., а иных бумажек не было! ничего не оставалось, как оплатить повторный ремонт.

Снова сняли головку блока, обнаружили, как в прошлый раз, подгоревший клапан, притерли. А сумма, в которую обошелся двойной ремонт, приблизилась к тысяче "баксов". Но этим дело не кончилось. Вскоре мотор снова троил... Только тут хозяин понял, что этак и разориться недолго!

И вот машина у нас. Проверили компрессию. В третьем цилиндре – низкая, всего 8 кгс/см2. С добавкой масла резко подскочила – выше 13. Ясно, что с поршневой группой. Пришлось вытаскивать двигатель (это же "Нива"!) Отстыковав головку блока, обнаружили, что три выпускных клапана болтаются во втулках – едва ли в том "сервисе" их заменяли. Но еще показательней вот что. Хотя хонингованная поверхность цилиндров почти не изношена (хозяин использовал хорошее масло), поршень в третьем просто хлюпал! Оказалось, он "просажен" почти на 0,1 мм – с таким никакие кольца долго не прослужат. Видно, в злосчастном сервисе поршни перед установкой не обмеряли.

Мотор мы отремонтировали. Цилиндры хонинговать не потребовалось, так что все обошлось хозяину примерно в 9 тысяч. Ну а когда ему дали гарантию на три месяца – теперь, мол, в движке ничего не сломается – он, кажется, глазам своим не поверил!

У поршней бывают и другие дефекты. Часто несоосны отверстия под палец. Еще в начале 90-х такое нам не снилось. И делали тогда поршни не из "вторалюминия", как некоторые "фирмы" сегодня. Их продукция очень чувствительна к переменным нагрузкам, вибрациям, детонации и служит примерно на 40% меньше доброкачественной. Статистика – упрямая вещь! Юбки и перегородки между канавками чаще всего ломаются у "вторичных".

О втулках и клапанах уже сказано. Добавлю: при покупке дотошно измеряю все детали до единой: минимум доверия – продукции наших производителей.

Эта тема, к сожалению, нескончаема. Вспомните, сколько раз мы вам рассказывали похожие истории. Вот так и хожу в магазин: микрометр в одном кармане, нутромер – в другом, штангель и линейка – в третьем, отвес и "уровень" – в четвертом, а в зубах, для сравнения, старая деталь!

Анатолий Вайсман
Ссылки в тему:
Новое или хорошо перебранное старое
Выбирая – не ошибись
Не хватайтесь за лом
Взаимозаменяемость подшипников
Не выбрасывайте старый стартер
Синхронизаторы – скромные труженики
ТАД-17 и другие
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное