Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Если «маятник» качается…

Любой опытный «жигулист» знает: одно из слабых мест его машины – маятниковый рычаг в рулевом управлении, а точнее – его опора с пластмассовыми втулками и уплотнительные кольца. Советы по ремонту узла дает Валентин Григорьев.

Результат износа опоры – увеличенный люфт правого переднего колеса в горизонтальной плоскости. Его легко выявить, когда ваш помощник удерживает руль, а вы руками покачиваете колесо вокруг вертикальной оси. Если делать это, находясь под автомобилем, то и чисто визуально можно обнаружить значительный (иногда до полумиллиметра и больше!) люфт оси маятникового рычага относительно его кронштейна. При этом «схождение» правого колеса становится «плавающим», одновременно ухудшается маневренность машины, так как при изменениях направления движения правое колесо «идет за рулем» с некоторым опозданием.

Получивший у нас широкое распространение «метод ремонта» этого узла чрезвычайно прост, но… настолько же и несерьезен: гайку М14×1,5 наверху оси затягивают посильнее, отчего люфт и стуки как бы исчезают. Однако узел в действительности остается неисправным, потому что даже при полностью затянутой гайке 1 (рис. 1) зазоры между изношенными втулками 6 и осью 4 маятникового рычага сохраняются, а значит, невозможно гарантировать стабильное положение его оси и правого колеса. К тому же торцы пластмассовых втулок 6, защемленные между шайбами и кронштейном 5, быстро изнашиваются – и дефект проявляется от раза к разу сильнее. Кстати, показанный на рис. 1 «пакет» – гайка 1, шайбы 2, 3, втулка 6 и кронштейн 5 – выполняет роль демпфера трения, снижающего склонность управляемых колес к рысканью на неровностях дороги. С чрезмерно затянутой гайкой 1 автомобилем трудно управлять: руль становится «тяжелым», а после поворота плохо возвращается в положение «езда по прямой».

Опора маятникового рычага
Рис. 1. Опора маятникового рычага:
1 – гайка S19; 2,3 – шайбы; 4 – ось; 5 – кронштейн; 6 – втулка; 7 – пресс-масленка; 8 – маятниковый рычаг.

Представьте теперь, что может происходить с правым колесом, если при больших зазорах в этом узле вы еще и перетянете гайку. В зависимости от соотношения действующих на колесо сил (от руля и от дороги) оно может занимать то одно, то другое вполне устойчивое положение, уводя автомобиль в разные стороны и усиливая ощущение… «неустойчивости». Ведь происходит это по воле случая – неровностей на дороге предостаточно.

При больших люфтах в шарнирах рулевого управления – в том числе в узле маятникового рычага – сами попытки отрегулировать «схождение» управляемых колес в значительной мере утрачивают смысл. В этом случае, если гайка 1 не затянута слишком сильно, правое колесо стремится повернуть в свою сторону настолько, насколько позволяют люфты, – машину тянет вправо. Иными словами, не стоит обманывать себя и пытаться «перехитрить» неисправность вместо того, чтобы от нее избавиться.

Прежде всего, необходимо заменить «разбитые» втулки новыми. Но если автомобиль эксплуатируется долго (да еще на пыльных дорогах), то замена одних только втулок может оказаться малоэффективной, потому что и ось маятникового рычага бывает основательно изношена. В этом случае обычно заменяют и маятниковый рычаг в сборе – товар не самый дешевый! – а заодно обращают свой взор на уплотнительные резиновые кольца. Они со временем покрываются трещинами, рвутся, вслед за чем в зазоры между трущимися деталями проникает грязь, резко ускоряющая их износ.

Какими должны быть зазоры между втулками и осью, а также сама посадка втулок в отверстиях кронштейна, можно увидеть на рис. 2. Даже лет 10–15 назад втулки не были в числе остродефицитных деталей, поэтому купить их сегодня – не проблема.

втулка кронштейна маятникового рычага
Рис. 2. Втулка и ее посадка в корпусе кронштейна и на оси.
Корпус – втулка: натяг 0,08 мм – зазор 0,17 мм.
Втулка – ось: натяг 0,1 мм – зазор 0,15 мм.

Способы их замены не стоит черпать из книг. В них, как правило, речь идет о довольно значительной работе, когда приходится даже разбирать связанные с «маятником» рулевые шарниры – и все это только для того, чтобы потом, отвернув гайку 1 и сняв шайбы 2, 3 (см. рис. 1), вынуть маятниковый рычаг с осью 4 – вниз из кронштейна 5 с втулками 6. Конечно, если заменять сам маятниковый рычаг в сборе с осью, это приходится делать (необходимые для такой операции приспособления и приемы работы в журнале рассматривались не раз). Что же касается замены одних лишь втулок, то в этом случае все существенно проще.

Читать дальше>>>

Ссылки в тему:
Обслуживая рулевые шарниры
Защита шарниров рулевых тяг
Защита шарниров рулевых тяг
Защита шаровых шарниров
Подшипники и шарниры
Пробег зависит от ухода
О чем расскажет сам автомобиль
Стук в рулевом управлении «Жигули»
Чем смазывать узлы?
Шаровой шарнир рулевого привода
Ключ для регулировки схождения колес
Непростое дело – снять шарниры
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное