Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Об автомобилях и не только" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Апрель 2001 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
0 за неделю
Спецтранспорт - все об автомобильной и не только технике
3 апреля 2001 года
Спецтранспорт - все об автомобильной и не только технике
Пробный выпуск рассылки
Приключения столичного рэкетира. Некоторые "рекомендации" начинающим бандитам.
http://autocitychannel.com/news/s1813.html
Первые лучи весеннего солнца подняли настроение тем, кто желает нынешним летом обзавестись автомобилем. При желании можно отправиться на авторынок или изучить "объявки" в газете, но многие жители Беларуси сегодня по-прежнему предпочитают пригнать машину из Германии. Приличный "VW" или "Опель" 1990-92 гг.в. сегодня стоит всего 3000-3500 DM, но на обратном пути через Польшу новоиспеченные автовладельцы часто становятся жертвами рэкетиров и мошенников. После встречи с ними белорусы зачастую остаются без машины, денег и документов.
Подставка на дорогах. Мошенники провоцируют ДТП
http://autocitychannel.com/news/s1819.html
Этот вид преступной деятельности известен давно. Преступники на, как правило, уже битой машине провоцируют ДТП, подставляя свой автомобиль под удар, а затем вымогают деньги у «виноватого» водителя. Однако теперь любителей этого «промысла» почти гарантированно ждут не только разоблачение, но и весьма неприятные последствия.
Как не стать лохом, покупая подержанный автомобиль
http://autocitychannel.com/news/s1826.html
Что может быть проще, чем купить новую машину! Для потенциального владельца, имеющего определенную сумму денег, вся забота состоит в том, чтобы определиться в выборе марки и модели, а затем добраться до фирменного автосалона, где предложат и расцветочку, и комплектацию и гарантию на обслуживание. Другое дело - приобретение подержанного автомобиля: поездки по местным и заграничным авторынкам, вечный страх остаться "надутым" на последние деньги, плюс последующие расходы на обслуживание, ремонт и т.п. Но, увы, на сегодняшний день большинство наших сограждан ближе-таки ко второму варианту. И посему мы решили еще раз проинструктировать вас насчет того, как правильно выбирать и проверять то, что должно в ближайшее время оказаться в вашем гараже.
http://autocitychannel.com/news/s1845.html
Комментарий к письму Уважаемая редакция! Со мной недавно случилось, мягко говоря, неприятное происшествие. Я, немного подкопив денег, решил купить себе «Жигули». Пришел на базар, выбрал недорогую «пятерку», договорился о цене. И так как она была для меня доступной – 600 у.е. – я сразу отдал хозяину деньги, а потом мы сели в машину и поехали в комиссионный магазин оформлять договор купли-продажи. По дороге хозяин сказал, что ему нужно зайти за документами, и вышел из машины, а я остался ждать...
http://autocitychannel.com/news/s2326.html
Мысль купить УАЗ-3160 пришла не внезапно. Материалы о нем публиковались в различных изданиях, и «на бумаге» автомобиль мне понравился. Я давно хотел приобрести внедорожник, но считал, что иномарку будет трудно содержать. Как же я ошибался...
Генералы песчаных карьеров или за рулем гиганта
Сразу после Всеукраинского конкурса «Автомобиль года» я обратил внимание в Интернете на информацию об автомобиле, который мог бы стать не только «самым дорогим автомобилем Украины» – $1000 000 цифра серьезная, но и с успехом выступил бы в номинациях «Самый широкий», «Самый высокий», «Самый тяжелый» и «Самый внедорожник» – ни на одну дорогу просто не поместится. Речь идет о карьерном самосвале Komatsu HD1200, полная масса с грузом которого – 220 тонн!
С разрешения руководства Полтавского горно-обогатительного комбината у нас появилась возможность познакомиться с отдельно стоящим классом автотехники.
Автомобиль всегда ассоциируется с понятием «свобода». Свобода в выборе маршрута, свобода в принятии решений. Редкий автовладелец не заезжал на несколько сот, а то и тысяч верст от своего дома. Но есть машины, вся жизнь которых проходит по четкому регламенту в огромных, но тем не менее ограниченных считанными километрами горных выработках. Круглые сутки работы с пересменкой водителей чаще в карьере, чем в парке. К их габаритам и умопомрачительным нагрузкам на ось обычные дороги попросту не приспособлены. Ареал обитания KomatsuHD1200 и БелАЗ-75121 – 120-тонных самосвалов Полтавского ГОКа – ограничен 37-ю километрами приспособленных для них дорог. Хотя бывает всякое и, как рассказывают, «рокiв п’ятнадцять тому хлопцi виїжджали колядувати».
Пятьдесят этих гигантов в год вывозят из карьера до 60 миллионов тонн горных пород! Три «урожая зерновых Украины–2000», между прочим.
Устройство
Обычная ситуация в мире техники: чем тяжелее условия эксплуатации, тем более устоявшиеся и проверенные десятками лет использования технические решения применяются. Самые «навороченные» модели западноевропейских камионов при поставках на 1/6 часть суши лишаются зачастую пневматических подвесок и безрамной конструкции прицепов, а самосвалы, созданные на базе обычных грузовиков, проще своих прародителей. А тут, глядя на вывернутые колеса стоящего под погрузкой «Komatsu», я замечаю, что передняя подвеска-то – MсPherson! Ничего себе начало знакомства, что дальше-то будет?
Сразу скажу, что многие легковые автомобили не имеют того, что используется уже десятки лет на карьерных самосвалах (самый старый, двадцати лет от роду, HD1200 Полтавского ГОКа конструктивно мало чем отличается от самых новых машин, прибывших в 2000 г.), причем «наше» тоже на уровне. Чего только стоит «продольная проточка переменного профиля» штока БелАЗовского цилиндра подвески! Можно подумать, что изделия советского автопрома были источником вдохновения для создателей широко рекламируемых ныне западных суперамортизаторов.
Кстати, уже у первого специализированного карьерного МАЗ-525 грузоподъемностью 25 тонн времен «Победы» и ЗИС-150 было два распредвала в головке и 4 клапана на цилиндр!
Ну хватит эмоций, теперь обо всем по порядку.
Самосвалы подобного класса оснащаются дизель-электрической силовой установкой. Она состоит из двигателя, генератора электрического тока, блока управления, мотор-колес и вспомогательной тормозной системы (электрические тормоза).
Мощность двигателя передается на генератор, напряжение с которого, регулируемое блоком управления, подается на мотор-колеса, встроенные в задние ступицы. Такая схема позволяет водителю именно на 100%, а не на 90 или 110, реализовать возможности силовой установки. Вдавил на подъеме педаль газа в пол – и груженая машина идет в оптимальном режиме. При торможении до скорости 5 км/ч обычно работает только вспомогательная тормозная система, мощность которой достигает 2000 л.с. – вырабатываемое в этом режиме мотор-колесами электричество выделяется в виде тепла на тормозных резисторах. Интересна конструкция подвески, основной элемент которой – цилиндр совмещает в себе функции как амортизатора, так и упругого элемента. Роль последнего играет сжатый до 60 атм. азот, причем, измеряя это давление, бортовой компьютер в состоянии определить степень загрузки самосвала. Эта информация выводится как в кабину, так и на «гирлянду» электроламп вне ее – для экскаваторщика. Специалисты утверждают, что аналогичную конструкцию имеют стойки шасси тяжелых самолетов. У БелАЗа, у которого независимая передняя подвеска свечного типа, передние и задние цилиндры могут быть взаимозаменяемы. Покрышки диаметром 3,15 м и весом более 2 тонн, радиальные, бескамерного типа, обычно «Мишелин» или «Бриджстоун».
Рулевое управление полностью гидравлическое, без механической связи баранки и управляемых колес. Имеются аварийные гидронасосы, питаемые от аккумуляторов, позволяющие сохранить управление в случае длительной остановки двигателя.
Интересно было узнать пробег, выхаживаемый карьерными самосвалами до списания. У БелАЗов 400 тыс. км – максимум, самый старый из находящихся на балансе горно-транспортного цеха выпущен в 1993 году. А вот «японцы» в руках грамотных специалистов и ремонтников более живучи. У специалистов фирмы «Комацу» чуть не изменился разрез глаз, когда они узнали о пробеге в 1 млн. км у HD1200, поставленного в начале 80-х годов. На Западе в условиях железорудных карьеров даже 500 тыс. – выше всяких мыслимых пределов.
Драйв
Учитывая расход топлива этой техники, я скромно подавил в себе желание перепробовать все, что двигалось в пределах прямой видимости, и согласился проехаться на HD1200, который находился в парке из-за ремонта кузова.
Путь в кабину начинается с висящей на тросах в полуметре от земли первой ступени, так что задираю ногу, и, цепляясь за поручни, вперед по вертикали! Поднявшись на палубу, можно отдохнуть, любуясь расширившимся горизонтом. Козырек кузова обычно, помимо кабины, служит крышей огромной, огороженной поручнями площадке, на которой запросто можно разбить палатку или разместить пару столиков в стиле летних уличных кафе. Все как на верхней палубе не самого маленького морского судна. Ну, пора отчаливать, поэтому захожу в кабину и усаживаюсь за рулем. Интерьер не поражает воображение, все очень простенько, хотя и со вкусом. Баранка, шкалы приборов будто бы скопированы со старого доброго «Газона». Разве что расцветка веселее, чем предпочитаемый ранее автопромом СССР цвет «хаки». Справа от рулевой колонки две педали – акселератора и тормоза. Селектор режимов работы трансмиссии выглядит гораздо проще, чем на обычном «автомате», имеет всего три положения – «вперед», «назад» и «нейтраль». В дальнем правом углу из торпеды торчит пара диковинных штучек – это вакуумные указатели засоренности воздушных фильтров – для запыленного карьера вещь немаловажная. Но самое интересное – это бортовой компьютер, позволяющий в конце смены «скачать» на обычную персоналку данные о расходе топлива, количестве ходок, загрузке, средней скорости и прочая, прочая, прочая...
Запуск двигателя оставил неизгладимое впечатление! После того, как пневматическая турбина стартера выдала торжествующий вопль кита, нашедшего в океане соплеменников, рокот запустившегося 1300-сильного дизеля показался шепотом. Отпускаю стояночный тормоз и добавляю «газ». Секунду подумав, система управления подала напряжение на мотор-колеса и, чуть приподняв бампер, машина тронулась с места. Еще выруливая из парка на дорогу к карьеру, обратил внимание на потрясающую маневренность. База у автомобиля меньше, чем ширина, что в сочетании с особенностями конструкции передней подвески обеспечивает радиус разворота 12,5 метра! Этот показатель трудно переоценить, разворачиваясь возле экскаватора в забое на небольшом пятачке. Говорить же о какой-либо информативности управления не приходится. Как уже упоминалось, механическая связь руля и управляемых колес отсутствует, и за короткую поездку я так окончательно и не «въехал» в алгоритм работы рулевых механизмов. Для меня так и осталось загадкой, на каком этапе вращения баранки плавное изменение траектории движения вдруг сменяется резким броском 100-тонной махины в сторону. Силовая установка – та же история. Система управления по своему усмотрению интерпретирует степень нажатия педали акселератора, затрачивая, к тому же, на это какое-то время. Одно лишь «управляющее движение» проходит мгновенно и однозначно – педаль тормоза в пол! Просев в передней подвеске, обеспечивает пассажиру ощущения, как в провалившемся в воздушную яму самолете, Komatsu, останавливается, как вкопанный.
Самое необычное во время езды то, что двумерное, оперирующее категориями «справа-слева», «спереди-сзади» водительское восприятие окружающего мира приобретает еще и «глубину». Где-то там, далеко внизу, проплывают КрАЗы и Уралы, чуть ближе – 40-тонные БелАЗы. Все время приходится внимательно смотреть «под ноги». И только с прорисовавшимся в тумане «биг-бордом» 6х6 м и оказавшимся вблизи БелАЗом-75121, расходимся на равных. Правда, при этом 21-го метра ширины карьерной дороги кажется мало, и я пропускаю БелАЗ, прижавшись к обочине. Дорога в парк прошла уже веселее, даже пару раз дал о себе знать электронный ограничитель скорости, запрограммированный на этом автомобиле на 40 км/ч.
Смело могу сказать, что такой новизны ощущений от вождения я уже давно не испытывал…
Автомобиль модель Komatsu HD1200 БелАЗ-75121
страна-производитель Япония Беларусь
Двигатель
модель Cummins КТТА38-С1350 Martin 8РА4-185,
страна-производитель США Словакия
Общие характеристики: дизельный двигатель с водяным охлаждением, 4-мя клапанами на цилиндр, турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха (интеркулером)
Число цилиндров 12 8
Рабочий объем (л) 37.7 45.2
Макс. кр. момент (Нм/ при об/мин) 5264/1500 5621/1500
Мощность (л.с.) (кВт)/(об/мин) 1310(977)/2100 1200(883)/1500
Эксплуатационные показатели
Масса самосвала, кг
Снаряженная 102080 88600
Полная 222080 208600
Макс. скорость движения на гориз. участке с номинальной массой груза, км/ч 57,5 48
Контрольный расход топлива, л/100 км ---- 485
Тяговый генератор, мощность (кВт) 965 630
Тяговый электродвигатель мотор-колеса, мощность (кВт) 395 360
Автор благодарит за помощь в подготовке статьи Владимир Иванова – начальника, Анатолия Престинского – гл. инженера горно-транспортного цеха ОАО «Полтавский ГОК»
Евгений Трофименко, Фото автора, Авто Центр
АutoCityChannel & CarMail.ru
admin@autocitychannel.com
admin@carmail.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||