Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир света

  Все выпуски  

Мир света. Эволюция светодизайна в Баку


Центр Гейдара Алиева

Опубликовано в №5 журнала "Светотехника" за 2015 год
Н.И. Щепетков МАРХИ (ГА), Москва

Аннотация

На основе проведённых натурных исследований даётся оценка светодизайну в городе Баку в процессе его эволюции за 40 лет. Рассмотрены основные составляющие светодизайна – архитектурное освещение зданий, сооружений, произведений. На основе проведенных натурных исследований монументального искусства, благоустроенного ландшафта, объединяемых световым генпланом города с учетом уличного освещения. На примере бакинского опыта поставлен вопрос о принципиальном определении стиля светодизайна. Приводятся сравнительные данные по измеренным яркостным характеристикам освещённых памятников архитектуры в Баку и Москве.

Ключевые слова: светодизайн, светокомпозиционные приёмы, визуальные эффекты, стили светодизайна, цветодинамическое освещение, освещение светодиодами.

«Прощай Баку! Тебя я не увижу» - невероятно искренне и точно выразил в своём стихе Сергей Есенин 90 лет назад чувство, охватывающее человека, который посетил Баку и расстаётся с ним без надежды на очередную встречу. Столько и таких восторженных впечатлений о светодизайне города я не получал нигде, хотя изучил с пристрастием в режиме исследующего туриста десятки городов в разных странах мира. В Баку, как и в Ереване [1], я был впервые 40 лет назад – после Всесоюзного научно-технического совещания «Световое оформление городов» в Тбилиси осенью 1974 г. Столица Азербайджана эмоционально воспринималась тогда как «город цветных фонтанов» [2], оригинально отличавших её от столиц других республик СССР, хотя в некоторых из них (Москва, Ленинград, Ташкент) уже появилось по одному цветодинамическому и даже цветомузыкальному (Ереван) фонтану. Но только в Баку специалисты «Горсвета» наладили производство малогабаритных подводных светильников с цветными светофильтрами и низковольтными автомобильными лампами, которые искусно и в массовом порядке использовались в декоративной подсветке разных по величине и форме фонтанов и фонтанчиков на площадях, бульварах и в скверах города. Архитектурное же освещение относительно немногочисленных бакинских объектов принципиально не отличалось по ассортименту, количеству и качеству от других республиканских столиц, как и утилитарное уличное освещение в транспортных и пешеходных зонах преимущественно типовыми ОП с лампами «ДРЛ» и примитивным дизайном.

Любопытно сравнить освещенные тогда и ныне избранные объекты архитектуры, ландшафта и монументального искусства

Читать полный текст статьи на сайте журнала...


Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу inet@sveto-tekhnika.ru.
Успехов Вам!

Выпуск подготовила Новикова Евгения
Журнал "Светотехника"


В избранное