Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки


Проекты лодок для самостоятельной постройки

Лодка-скиф для дачи и рыбалки

Лодка-скиф для дачи и рыбалки.

Основные данные лодки-скифа
Длина наибольшая, м 3,66
Ширина наибольшая, м 1,32
Ширина наибольшая по днищу, м 0,86
Высота борта на миделе, м 0,39
Масса корпуса, кг 65
Пассажировместимость, чел. 3

Пожалуй, меньше всего проблем строительство этой простой лодки доставит людям, недавно завершившим постройку дачного домика либо другой постройки на приусадебном участке. От предыдущего строительства почти всегда остается несколько хороших досок, много короткомерного пиломатериала. Найдется и место для сборки, будь то сарай или навес. А поскольку изготовление корпуса не потребует много времени, делать это можно даже под открытым небом, закрывая лодку в непогоду куском брезента или полиэтилена.

Корпус лодки имеет простые плоскодонные обводы. Очень часто люди, не имеющие достаточного опыта эксплуатации различного типа лодок, относятся к плоскодонкам с недоверием: они де опрокидываются, заливаются волной через борт, одним словом — душегубки.

Что же, нередко такая репутация соответствует действительности. Особенно, если плоскодонку берется строить несведущий человек, который руководствуется своими субъективными представлениями о качествах судна в зависимости от его размеров и формы. В результате берега наших рек и озер заполнены этими самыми душегубками, которые страшно от причала оттолкнуть, а не то чтобы отправиться в ветреную погоду на широкий разлив.

Среди характерных ошибок, допускаемых строителями плоскодонок, можно отметить: недостаточную ширину корпуса и высоту борта; вертикальные, без расширения к верху (развала) борта; отсутствие изгиба киля и седловатости борта; чрезмерно облегченная конструкция корпуса, не обеспечивающая водонепроницаемости обшивки, особенно при переменном воздействии воды и солнца.

В то же время есть немало достаточно мореходных и безопасных в эксплуатации плоскодонных лодок. Вспомним, например, знаменитые ньюфаундлендские дори, на которых во времена парусного и парового промыслового флота вели интенсивный лов трески и палтуса в северной Атлантике, за сотни миль от берегов. Или рыболовные лодки типа скиф, получившие распространение в мелководных, но обширных заливах северо-американского континента. Именно такую лодку и рекомендуется строить читателям «Катеров и яхт», отдыхающим на берегах озер и больших рек.

Американский лодочный журнал «Woodenboat» несколько лет назад предложил бригаде из трех конструкторов воспроизвести чертежи наиболее удачных скифов местной постройки и организовал их постройку на небольшой судоверфи. Положительные отзывы любителей, которые приобрели такие лодки или построили их самостоятельно, и побудили редакцию «КиЯ» к данной публикации.

Тем более что для постройки скифа требуется не так уж много материала и крепежных деталей, что в наше время всеобщего дефицита имеет не последнее значение. Только для обшивки бортов придется отобрать 8 досок 4-метровой длины, а на днище пойдут короткомерные доски длиной не более 850 мм, которые несложно вырезать из низкосортных пиломатериалов.

Рекомендуемые дуб и ясень для некоторых деталей (форштевень, шпангоуты, скуловые стрингеры) можно заменить на ель и сосну, хотя и не без ущерба для долговечности лодки. То же можно сказать и о крепеже: безусловно, использование латунных шурупов и медных гвоздей обеспечит качественные соединения и продлит срок службы судна, но при нужде можно обойтись и стальными (лучше — оцинкованными).

Заметим, что чертежи лодки типа скиф уже публиковались в «КиЯ» (№ 42, 1973г.) и книге «15 проектов судов для любительской постройки» (Л-д, «Судостроение», 1974, 1976 и 1980 г. издания). Однако предлагаемая вниманию читателей лодка, сохраняя характерные черты скифа, имеет ряд существенных отличий, которые улучшают ее эксплуатационные качества.

Прежде всего, эта лодка меньше и легче предыдущей. Ее килевая линия имеет больший изгиб, что не только облегчает греблю, но и позволяет при подходе к отмелому берегу дальше «выкладывать» нос на сушу и облегчает выход людей из лодки. Более узкие обводы днища у транца способствуют легкому ходу на веслах: на упоминавшемся скифе корма сделана шире специально для возможности установки подвесного мотора мощностью до 8 л. с. Лодка по публикуемым чертежам на плавание под мотором не рассчитана, хотя ничто не мешает сделать соответствующий вырез в транце и установить 2-сильный «Салют».

Главное же отличие — более легкая и надежная конструкция корпуса. Днище предусмотрено обшивать поперек двумя слоями досок толщиной 9-10 мм с прокладкой между ними слоя хлопчатобумажной ткани (бязи, муслина, миткаля) на жидкой масляной шпаклевке. Подобная обшивка хороша тем, что в период между использованиями скиф можно хранить на берегу, не опасаясь, что днище рассохнется и потечет.

Как на «настоящих» скифах прошлого, борта предусмотрено обшивать внакрой («кромка на кромку»). Это позволяет использовать для обшивки такие же тонкие доски, как и для днища. В перекрое кромок благодаря удвоению толщины получаются своеобразные ребра жесткости; будучи проклепанным, это соединение обладает отличной водонепроницаемостью, которая не зависит от колебаний влажности обшивочных досок.

Схема сборки корпуса на стапеле
Схема сборки корпуса на стапеле.
1 — ахтерштевень, 22x80. дуб; 2 — транец δ = 20; 3 - ширстрек (верхний пояс) обшивки, δ = 10;
4 — наружная часть форштевня — водорез δ = 32, дуб; 5 — брештук (составной из двух частей), δ = 28; 6 - средние поясья обшивки, δ = 10; 7 - скуловой пояс, δ = 10; 8 — киль 16x80, дуб; 9 — обшивка днища, внутренний слой, δ = 10; 10 — шпангоут, δ = 16; 11 — скуловой стрингер 22x32, дуб; 12 — буртик 13x22; 13 — внутренний привальный брус 13x22; 14 — топтимберсы транца 16x32, дуб; 15 — старнкница δ = 22; 16 — брус стапеля; 17 - поперечный брус стапеля; 18 — скег (плавник), δ = 20, дуб.

полный текст статьи с чертежами и схемами >>> 

http://vodnyimir.ru/Lodka_dlya_dachi_i_rybalki.html

http://vodnyimir.ru


В избранное