Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурентная разведка. Сам себе разведчик КОМПЬЮТЕРНАЯ РАЗВЕДКА: ВЗГЛЯД НА САЙТ КОМПАНИИ ИЗ НЕДР ИНТЕР


Ведущий рассылки:
Агентство конкурентной разведки "Информант"
+ 7 (831) 413-26-83
www.informnn.ru

Аннотация

 

Цель этой статьи не запугать Вас, а предостеречь от возможного недобросовестного поведения конкурентов и дать некоторые советы по избежанию таких действий. Мы попытаемся показать: сколько информации могут получить ваши конкуренты, проведя анализ сайта вашей компании; выделить наиболее частые ошибки, допускаемые компаниями; показать в насколько уязвимом положении может оказаться компания размещая свой сайт в Интернете.

 

И так начнем…

 

Введение

 

Наличие сайта компании в Интернете стало обыденным инструментом для ведения бизнеса. В основном, мы используем его как еще один канал общения с покупателями, партнерами и др. заинтересованными лицами, снимая тем самым нагрузку с классических форм получения о нас информации – телефон, факс и т.д. Некоторые компании, отдавая дань моде, пытаются полностью или частично перенести свой бизнес в Интернет. Как результат, появляется огромное количество электронных магазинов, складов и т.п.

 

Публикации в СМИ описывают выгоды, получаемые компанией от размещения своего сайта в Интернете, но не рассматривают другую сторону этого явления. В данной статье мы попытаемся показать те минусы, которые приобретает компания, выходя во “всемирную паутину”.

 

Основная часть

 

Прежде всего, любой сайт характеризуется двумя показателями – дизайном и его информационным наполнением. Для нас больше важен второй показатель. А именно – характер информации, которую Вы выкладываете на страницы своего сайта. Не следует руководствоваться правилом, чем больше информации на сайте – тем лучше для компании. Нужно помнить, что любую информацию можно проанализировать и получить на основе ее выводы о вашей деятельности. Кроме того, некоторая информация сама по себе может уже являться конфиденциальной. И ее выкладывание в Интернет категорически нежелательно.

 

Каждая компания сама определяет перечень информации, которая составляет ее коммерческую тайну. Последнее и описывается в соответствующих внутрифирменных документах и разработке информационной политике компании. Выход таких данных за пределы компании грозит непредсказуемыми последствиями и, в первую очередь, происходит по вине персонала.

 

Выделим два пути получения конфиденциальной информации через сайт компании:

 

а) непроизвольное выкладывание конфиденциальной информации на страницы сайта

 

Данная ошибка особо часто допускается, когда вся работа с сайтом, а в частности его информационное наполнение, возложена на технический/обслуживающий персонал фирмы. Эта работа считается рутинной и ей не придают должного внимания.

 

Пример: в компании Х менеджер по закупкам назначен ответственным за информационное наполнение сайта. Не желая ничего плохого, он выкладывает в Интернет список партнеров/заказчиков с указанием их контактной информации. Единственных мотивом его поведения является тот факт, что поисковые системы будут давать больше ссылок на сайт его компании. Тем самым увеличивается посещаемость Интернет - ресурса, что, на данное время, является единственным аргументом высшему руководству для обоснования затрат на разработку и дальнейшую поддержку сайта.

 

б) получение конфиденциальной информации через “форму обратной связи”

 

Любой сайт предоставляет инструменты для организации обратной связи между его посетителями и компанией. На данный момент, наиболее распространенными являются размещение на страницах Интернет–ресурса электронных адресов персонала фирмы или возможность отправить в компанию письмо прямо с сайта.

 

Итак, мы получаем письмо, отправленное посетителем сайта. Он любезно просит уточнить потребительские характеристики нашего товара. Написав ему ответ, нам приходит еще одно сообщение с просьбой более детально расписать техническую сторону товара и этапы его производства. Все это мотивируется как “аргументы для дальнейшей работы с компанией”. В последствии наш собеседник, по непонятным для нас причинам, прекращает с нами общение. Это и не удивительно, ведь он получил всю необходимую ему информацию.

 

Следует помнить, что возложение обязанностей ведения переписки на обслуживающий/технический персонал при отсутствии контроля за их действиями, может нанести значительный ущерб компании. Не проинструктированные в данном вопросе работники фирмы могут предоставлять любые данные, которые запрашивают “потенциальные заказчики”.

 

Размещение на сайте электронных адресов персонала компании, а иногда их предоставляются до 20 и более, таит в себе еще одну скрытую опасность. Полученные таким образом, они используются для рассылки нежелательных писем - спама. Сбор адресов с сайта может происходить без посещения последнего, в данное время с этим достаточно успешно справляются программные роботы. Серьезность этих размышлений подтверждают проведенные американскими компаниями исследования, которые показывают, что сотрудник может тратить до 30% своего рабочего времени на обработку писем пришедших на его почтовый ящик.

 

Как одно из решений данного вопроса – отправка письма со страницы сайта. Таким образом, скрывается сам электронный адрес, куда уходят письма, плюс все они приходят на один почтовый ящик. Просмотр его может осуществляться одним человеком, осведомленным в вопросах, описанных выше.

 

Второе решение данного вопроса – заключение соглашения с компанией, которая будет обслуживать ваши публичные почтовые ящики. Организация работ здесь происходит по следующей схеме – компания, предоставляет Вам электронные адреса, которые и размещаются на страницах сайта. Все письма тщательно проверяются на спам, и на наличие вирусов. Первые и вторые отсеиваются – все остальные передаются обслуживающей компании. Как мы видим, схема проста и очень эффективна. Кроме этого вы избавляетесь от риска попадание во внутреннюю сеть компании вирусов, пришедших через электронную почту. И в дальнейшем, когда завязываются отношения с партнером или клиентом, вся переписка с ним переводится с публичного почтового ящика на рабочий почтовый ящик компании.

 

В рассмотренных двух случаях получение конкурентами конфиденциальной информации возможно только благодаря незнанию данного вопроса персоналом компании или его халатности.

 

Обратим теперь наше внимание на другую сторону работы с сайтом, а именно – размещение на нем новостей и пресс-релизов компании. Данные действия могут показаться читателю совершенно безобидными. Что может быть опасного в том, что мы предоставляем посетителям сайта информацию о событиях в компании, освещения ее деятельности и др.

 

Сбор и анализ этой информации позволит конкурентам определить Ваши стратегические направления развития. Станет понятным куда вы двигаетесь и чего хотите достичь, чему вы уделяете больше внимания и что является для вашей фирмы главным. Естественно, для получения таких выводов недостаточно прочитать пару сообщений с вашего сайта. Наблюдение за вашей компанией будет идти длительный период, будет собираться вся информация о Вас и вашей деятельности, куда и попадут новости и пресс-релизы.

 

Мы ни в коем случаи не подводим Вас к мысли, что раздел “Новости” нужно закрыть на сайте. Одним из выходов в данной ситуации является увеличение новостной информации и освещение других, незначительных сторон деятельности компании. Т.е. добавление пустой для выводов информации, производя “зашумливание” важных событий среди множества других второстепенных. Это значительно затруднит возможность получения конкурентами аналитических выводов по вашей деятельности.

 

При работе с новостями, следует постоянно помнить одно правило. Никогда не выкладывайте на сайт новости, которые описывают события в ближайшем будущем. Всегда описывайте факты, которые уже прошли. Т.е. не следует писать, что начаты переговоры с компанией Х или рассматривается вариант сотрудничества и совместной работы с ней. Используйте другой подход – уже после завершения проекта разместите на сайте новость, что ваша компания удачно завершила выполнение проекта Х и благодарит всех, кто принимал в этом непосредственное участие.

 

Перейдем теперь к рассмотрению следующего вопроса – рейтинговые системы и каталоги Интернет–ресурсов. Данные программные решения предоставляют возможность зарегистрировать в них свои сайты. Как результат, мы получаем некоторое мнение или оценку своего проекта.

 

Эти действия относительно безвредны для сайта компании, но ситуация изменяется, если вы продвигаете на рынок свой Интернет–продукт и делаете ставку на получение дохода от предоставления услуг потребителям. В данной ситуации, регистрируя его в рейтингах и др. оценочных системах, Вы пытаетесь получить максимум информации о нем. Последнее же даст нам возможность знать мнение потребителей о нем и разработать следующую версию, более функциональную и востребованную на рынке.

 

Если к данной информации открытый (публичный) доступ, то Ваши конкуренты имеют возможность получить критику продукта, его анализ, узнать слабые и сильные стороны. Это даст им возможность выйти на рынок с новым, улучшенным решением по отношению к вашему продукту. Самый простой выход из данной ситуации - закрыть публичный доступ к просмотру информации о вашем Интернет–ресурсе. Как мы увидим дальше, данная ошибка с открытым доступом присуща и в других ситуациях.

 

Когда появляется сайт компании, его владельцев в первую очередь интересует показатели его посещаемости. Для получения таких данных используются счетчики. Они размещаются на каждой странице Интернет – ресурса и фиксируют ее просмотр. Сейчас на рынке существует огромное их количество: от любительских разработок до профессиональных продуктов; по цене – от совершенно бесплатных, до оплаты ежемесячно значительных сумм. На некоторых сайтах можно увидеть целый ряд таких счетчиков, разукрашиваемых нижнюю часть страниц.

 

Информацию, которую они предоставляют, можно разделить на следующие группы:

общая статистика – посещаемость, посетители;

характеристики посетителя – география, параметры браузера;

статистика структуры – просмотры страниц, откуда были заходы;

работа посетителей с сайтом (сессии) – точки входа и выхода, переходы между страницами, время нахождения на страницах и т.п.

 

Анализируется в первую очередь первая группа - общая статистика. Она предоставляет нам информацию о количестве посетителей, времени посещения и страницы, которые были ими просмотрены. Другие группы включают показатели, смысл которых не такой прямой и простой, и они не поддаются детальному анализу.

 

Счетчик сам по себе предоставляет очень много информации, но ее обработка и анализ потребует знания механизмов работы в Интернет. По этой причине, большая часть данных просто игнорируется. А получение из показателей счетчика выводов, пригодных для принятия решений в бизнесе, потребует еще большего умения.

 

Дадим краткое описание тех выводов, которые можно получить из статистики счетчика:

 

а) посещаемость

 

По показателям счетчика можно увидеть страницы и разделы сайта, которые являются наиболее просматриваемыми. Если Вы размещаете на них информацию о продуктах или описание услуг, станет ясно, на чем именно фокусируют свое внимание посетители. Имея данную информацию, ваши конкуренты имеют возможность уделить в своей работе больше внимания тем товарам и услугам, которые интересны посетителям, и тем самым увеличить объемы своих продаж.

 

В этом же контексте рассматривается и анализируется поведение посетителей на Интернет–ресурсе. Изучается мотивация и причинность переходов между страницами, время их работы с ними и т.п. Данный вопрос более детально будет рассмотрен ниже.

 

б) информация о посетителях

 

Из данной группы статистики нам более всего интересна информация о регионах (странах) и о хостах посетителей.

 

Первое дает нам возможность получить карту распределения заинтересованности посетителей ресурса. Получив такие данные, ваши конкуренты могут увидеть, где проявляется наибольшая заинтересованность в ваших продуктах или услугах. Эта информация очень полезна, когда конкуренты хотят выйти на рынок с продуктом, аналогичным вашему. Они имеют возможность увидеть, каким регионам страны следует уделить больше внимание. По этой статистике они могут так же проследить активность работы каждого филиала, если они разнесены по разным странам или регионам.

 

Информация о хостах предоставит им возможность (следует уточнить - не всегда) определить, откуда осуществлялся просмотр страниц сайта вашей компании, и кто проявляет к вам интерес.

 

Пример: мы обратили внимание на компанию, которая занимается предоставлением бизнес информации участникам рынка о надежности того или иного их партнера - юридического лица. Работает она на рынке уже не первый год. Так как доступ к статистике счетчика, установленного на страницах сайта компании, был открыт, т.е. публичным, то каждый имел возможность ознакомиться с ней. При анализе хостов за определенный период времени, мы получили список компаний, которые проявляют интерес к их услугам, а возможно уже воспользовались ими. Дальнейшее использование данной информации может быть всевозможным.

 

Скорей всего, данная ситуация подходит под парадокс “хорошего парикмахера” – “у хорошего парикмахера не обязательно хорошая прическа, так как не он стрижет себя”. Но допускать такие ошибки тоже нельзя и не стоит давать вашим конкурентам возможность получать так легко информацию о Вас.

 

Ваша компания тратить как материальные, так и нематериальные ресурсы на проведение рекламных, маркетинговых и PR-акций для привлечения новых заказчиков/партнеров. Естественно, получив поверхностную информации о Вас, они захотят более детально ознакомиться с предлагаемыми вами услугами или товарами. Часть из них, для решения данного вопроса, воспользуется возможностями Интернет и посетит сайт вашей компании. И вот на этом этапе потенциальных заказчиком/партнеров могут успешно перехватить их, не затратив при этом каких-то больших усилий. Вашим конкурентам достаточно позвонить компаниям, проявлявшим интерес к сайту компании и рассказать им о себе.

 

Как можно увидеть, из описанного выше, допустив одну маленькую оплошность, Вы можете полностью свести на нет все затраченные вашей компанией усилия.

 

в) анализ поведения посетителей

 

Наверно, наиболее интересную информацию о вашей компании конкуренты могут получить, проведя именно такой вид анализа. Статистика счетчика позволяет просматривать переходы посетителей по страницам, что дает возможность изучения их мотивации, выявление причин принятия ими того или иного решения.

 

Рассмотрим данный вопрос на более конкретных примерах, что даст возможность читателям лучше понять высказываемые здесь мысли. Для этого обратим ваше внимание на ставшие столь популярными в последнее время электронные магазины. Сейчас мы можем через них купить все: от зубной щетки до автомобиля или самолета.

 

Итак, ваша компания имеет в Интернете свой электронный магазин. Приносит он вам прибыль или нет – это уже второй вопрос. Как и любой сайт, на страницах магазина стоит счетчик. Если ваши конкуренты имеют статистику посещаемости и поведения, знайте - Вы подарили им информацию об объеме продаж электронного магазина, получаемом от его работы доходе и другую бизнес информацию. Дабы не вводить читателей в заблуждение, здесь следует уточнить, что такая ситуация возможна, только когда Вы используете определенные технологии и механизмы работы электронного магазина. Консультацию по данному вопросу вам даст программист, работающий в вашей компании.

 

Мы не будем приводить в данной статье перечень всех используемых для построения электронных магазинов в Интернете технологий и их анализ на предмет проведения указанных ниже действий. Опишем лишь наиболее простой и известный случай.

 

Пример: все действия посетителя в электронном магазине передаются на сервер в виде значения параметров методом “get” и могут быть визуально видны в URL - …page.php?id=174&action=add (action=buy), где id - уникальный номер товара в системе, action – действие посетителя: добавить в корзину, оформить покупку и т.п. Список таких URL конкуренты получают из статистики счетчика, установленного на страницах вашего электронного магазина. Что позволяет знать им действия посетителей относительно товаров. Просуммировав их, они получают список купленных посетителями товаров. Цена их указана вами на страницах сайта – что дает возможность получить объемы продаж за любые периоды, наиболее покупаемые товары и высчитать доход, получаемый вами от работы электронного магазина.

 

Для проведения такого исследования нужно обладать специфическими знаниями о механизмах и технологиях работы Интернет. Консультацию по данным вопросам вашим конкурентам может дать любой студент технического ВУЗа за вполне умеренную плату.

 

Как видно, проведя такой анализ, ваши конкуренты могут сделать выводы – выгодна или нет продажа через Интернет, какие именно товары покупаются и имеют спрос, стоит или нет выходить в Интернет со своим электронным магазином. У Вас же для получения такой информации ушел не один месяц работы и затрачены достаточно большие финансовые ресурсы.

 

Как видно из рассмотренного выше раздела по анализу статистики счетчиков, выводы о вашем бизнесе, получаемые при анализе, могут быть очень важными для ваших конкурентов. Имея их, они существенно подкорректируют свое развитие, что даст им преимущества в конкурентной борьбе. Для проведения описанных здесь работ не требует больших финансовых затрат, что делает их доступными для средних и маленьких компаний. Последнее же показывает, что аналитические исследования не являются приоритетом больших компаний.

 

Так, нами не затронут вопрос об этике использования полученных выводов вашими конкурентами. А как вы, читатель, сами понимаете, они могут быть как совершено безобидными, так и иметь своей целью нанесение урона вашему бизнесу, вплоть до вытеснения Вас с рынка.

 

И последнее: иногда мы совершаем действия, совершенно безобидные с нашей стороны, но которые могут иметь обратный эффект, поэтому всегда старайтесь получать консультацию от специалистов.

 

Автор: Мисюк С.К.

 

Абонентское обслуживание ведения конкурентной разведки поможет избежать проблем и сэкономит средства

 

Агентство конкурентной разведки «Информант» анонсировало новую услугу – «Абонентское обслуживание ведения конкурентной разведки», способную значительно увеличить конкурентоспособность компаний – партнеров, особенно в кризисный период.

«Данная услуга предназначена для компаний уже ведущих или еще только планирующих введение конкурентной разведки в целях повышения собственной конкурентоспособности. – говорит директор Агентства «Информант» Борис Воронцов. - Цель данной услуги – способствовать усилению рыночных позиций субъектов бизнеса, находящихся на территории Нижегородской области, Приволжского федерального округа, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Своей цели компания планирует достичь путем оказания содействия в грамотном применении такого эффективного инструмента повышения конкурентоспособности, каким является конкурентная разведка».

Агентство планирует проводить обучение сотрудников компании-заказчика для самостоятельной работы, а в дальнейшем оказывать им консультативную и методическую помощь.

«В случае, если компания-заказчик по тем или иным причинам не считает возможным вести конкурентную разведку силами собственного персонала – говорит Воронцов – наше Агентство собственными силами проведет весь комплекс необходимых мероприятий по ведению конкурентной разведки в интересах бизнеса Заказчика».

 

О компании «Агентство конкурентной разведки «Информант»:

Агентство конкурентной разведки "Информант" – команда профессионалов, специализирующихся на сборе и анализе информации для целей бизнеса.
Главная задача Агентства - содействие Клиентам в повышении конкурентоспособности их бизнеса.

 

Компания: Агентство конкурентной разведки «Информант»

Контактное лицо: Воронцов Борис

e-mail: info@informnn.ru

Сайт: www.informnn.ru

Телефон: (831) 413-26-83

 

Скачать презентацию услуги

 

 

 

 

 


В избранное