Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русскоязычного сайта "Морской старт" - "Sea Launch" - апрель-сентябрь 2022




Ежемесячная бесплатная информационная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/tech.sealaunch
Новости русскоязычного сайта о "Морском старте"
Выпуск N 173 - апрель-сентябрь 2022 г.
http://sea-launch.info http://sea-launch.narod.ru


Обзор интернет-прессы - апрель-сентябрь 2022 года


07.06.2022

Из S7 Space уволили несколько десятков человек

Из компании S7 Space, в управлении которой находится "Морской старт",
уволили несколько десятков сотрудников. Ранее глава "Роскосмоса" Дмитрий
Рогозин и вице-премьер Юрий Борисов обещали сохранить уникальный космодром
на воде

Что произошло

Из S7 Space ("С7 Космические транспортные системы", "дочка" S7 Group)
уволены 52 человека, сообщил в соцсетях бывший гендиректор этой компании
Сергей Сопов.

"Добрый вечер, уважаемый Сергей Алексеевич! Сегодня 52 сотрудника с с7ктс
("С7 Космические транспортные системы". - РБК) уволены, я в том числе, все,
что Вы создавали разрушено и сломано, космического направления больше нет.
Очень жаль S7 space как направление", - процитировал Сопов письмо одного из
экс-сотрудников компании в своем аккаунте в Facebook (принадлежит Meta,
которая признана экстремистской и запрещена в России) (орфография и
пунктуация автора сохранены).

Источник РБК в S7 подтвердил информацию об увольнении сотрудников. "Это
связано с финансовыми проблемами компании S7, когда не летают самолеты,
деньги неоткуда взять на другие проекты", - пояснил он.

В пресс-службе S7 сообщили РБК, что в связи с отсутствием возможности
привлечения финансирования проект по созданию ракеты-носителя легкого класса
приостановлен. "В связи с этим с июня 2022 года S7 Space была вынуждена
частично сократить штат сотрудников. Из более чем 100 человек компанию, к
сожалению, покинули около 30 сотрудников", - сообщили в компании. При этом
S7 Space продолжает деятельность по ряду направлений, в частности ведутся
работы по аддитивным и сварочным технологиям, уточнили там.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/politics/07/06/2022/629f4c009a79471cba82f2c2

*

18.06.2022

Дмитрий Рогозин о зловещей милитаризации космоса

В субботу, 18 июня 2022 года, генеральный директор Госкорпорации "Роскосмос"
Дмитрий Рогозин в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал о происходящей в
настоящее время зловещей милитаризации космоса, судьбах украинского спутника
"Лыбидь" и "Морского старта" и текущей ситуации с проектом "Байтерек".

[...]

О судьбе "Морского старта"

"Это был очень красивый в инженерном плане, но безобразный, я бы даже сказал
преступный, с точки зрения логистики проект. Роскосмос к этому не имел
никакого отношения, это был частный проект Ракетно-космической корпорации
"Энергия", всего лишь 38% акций которой на тот момент были в руках
государства. При мне шел процесс национализации предприятия, которое теперь
находится в лоно Роскосмоса. Но с этим проектом решили распрощаться из-за
непростого финансового состояния РКК "Энергия" и других более важных
приоритетов. Компания S7 Space захотела стать "русским Илоном Маском",
выкупила комплекс, подписала с американцами документ о том, что "Морской
старт" не будет конкурентом компании SpaceX, и перебазировала его в
Славянку. Но пандемия [коронавируса] полностью подкосила компанию S7. Они не
летали, пошли убытки и те денежные средства, которые были накоплены
акционерами компании на развитие космического направления, иссякли. Потом
начались санкции, которые не способствуют появлению средств на
восстановление "Морского старта".

Сам комплекс находится в удовлетворительном состоянии, однако для его
подготовки под ракету "Союз-5" потребуются десятки миллиардов рублей. Таких
денег у компании S7 Space не было. Мы предложили передать комплекс [Морской
старт] государству с тем, чтобы Роскосмос потом нашел возможность заняться
его восстановлением. Решения у S7 по этому вопросу до сих пор нет. Для
Роскосмоса "Морской старт" не нужен с точки зрения наших непосредственных
задач, которые мы должны решать сегодня. Все они реализуются через космодром
Восточный. Мы хотели бы помочь частной компании [S7 Space] создать свое
дело, но их мечты разбились о быт. Мы надеемся на то, что они придут к нам
на переговоры. Государство и Госкорпорация "Роскосмос" готовы поддержать эту
компанию, если они осознают сложность своего положения и попросят о помощи"

[...]

Источник:
https://www.roscosmos.ru/37774/

*

25.08.2022

Россия создала самый мощный жидкостный ракетный двигатель: история создания

Завершились огневые испытания доводочного двигателя РД-171МВ, разработанного
НПО "Энергомаш" (входит в Роскосмос). Он имеет тягу в 806 тонн-сил - рекорд
для жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Поэтому всего одного хватит для
работы первой ступени перспективной ракеты "Союз-5" грузоподъемностью 17
тонн на НОО. Как был разработан этот двигатель?

Предыдущий рекордсмен - РД-170

Символично, что ровно 42 года назад, 25 августа 1980 года, проведены первые
огневые испытания самого мощного двигателя в советской истории - РД-170. Это
предшественник РД-171МВ, который прошел несколько итераций и модификаций,
чтобы вернуться в современном облике.

РД-170 - это советский жидкостный четырехкамерный ракетный двигатель на
экологичной топливной паре "керосин - жидкий кислород", разработанный КБ
"Энергомаш" для сверхтяжелой ракеты-носителя "Энергия". Ее первая ступень
состояла из четырех боковых ускорителей, созданных на основе ракеты-носителя
"Зенит", поэтому они получили унифицированные двигатели. РД-171,
использованный в ракетах "Зенит", почти брат-близнец - он отличался от
РД-170 только конструкцией качания камер и органами управления их
отклонением.

РД-170/171 без сомнения можно назвать этапной разработкой для отечественной
ракетно-космической отрасли. Имея тягу в вакууме 806 тонн-сил (тс), он до
сих пор является самым мощным в мире ЖРД из применявшихся в ракетах.
Эскизный проект был разработан в 1976 г. По сравнению с предыдущими
двигателями его тяга скачком выросла в 5 раз, а трудоемкость производства
практически в 10 раз. Основная конструктивная особенность РД-170 - четыре
камеры сгорания, качающиеся в двух плоскостях, и два газогенератора,
работающие на одну турбину. Наличие четырех камер вместо одной позволило
получить параметры работы каждой камеры по тяге примерно в 200 тс, приблизив
их к уже освоенному диапазону на предыдущих двигателях (150 тс).

РД-170 применялся в составе ракеты-носителя "Энергия" всего лишь дважды,
выведя экспериментальный космический аппарат "Полюс" и многоразовый корабль
"Буран" в 1988 г. Но уже в версии РД-171 и ее дальнейшей модификации РД-171М
он пролетал три десятилетия в ракетах-носителях семейства "Зенит". В том
числе по программе "Морской старт". При всей своей мощности двигатель
оказался экономичным и надежным, к тому же пригодным для многоразового
использования.

"Половинки" и "четвертинки"

В 1990-е гг. полная мощность РД-170/171 использовалась только в "Зенитах".
Зато заложенный в модели конструкторский потенциал позволил разработать
целую линейку ракетных двигателей для носителей разных классов.

Сначала мощный четырехкамерный двигатель разделили на два, получив РД-180
или "половинку", с двумя камерами сгорания. При тяге в 423 тс (в вакууме) он
обеспечивал работу первой ступени средних РН Atlas III. А сейчас уже
двадцать лет безаварийно используется на Atlas V. Еще до начала обмена
санкциями, американская ULA закупила эти двигатели с запасом на будущие
старты.

Потом "половинку" разделили еще раз, получив РД-191 или "четвертинку". Тяга
этого однокамерного двигателя составляет более 200 тс в вакууме, и на его
основе строятся универсальные ракетные модули (УРМ) для семейства
ракет-носителей "Ангара". Интересно, что впервые летные испытания РД-191
прошел в составе первой ступени корейской РН "Наро-1" в 2009 г. Россия
помогала в его создании. Сейчас НПО "Энергомаш" ведет разработку РД-191М -
на 10-15% более мощной версии этого однокамерного двигателя для РН
повышенной грузоподъемности "Ангара-А5М".

Стоит рассказать еще о двух однокамерных двигателях семейства. Это РД-193 -
упрощенная версия РД-191, которую отличает отсутствие узла качания камеры
сгорания и связанных конструктивных элементов, что позволило снизить его
массу на 300 кг. Он может применяться в первой ступени легкой
ракеты-носителя "Союз-2.1в" после исчерпания запасов НК-33А, применяемых
сейчас. Экспортная модификация с узлом качания - модель РД-181
использовалась в США как двигатели первой ступени ракеты "Антарес". В том
числе она известна как носитель, выводящий на орбиту грузовики Cygnus для
снабжения МКС. После взаимных санкций его поставки прекращены, у
американской стороны есть запас двигателей на два старта.

Наследник лидера

Развитие космической индустрии показало, что нужен промежуточный
ракета-носитель, занимающий промежуточное положение по грузоподъемности
между семейством средних "Союз-2" и тяжелой "Ангарой". Перспективной ракетой
переходного класса стал "Союз-5". Одна из его особенностей - возможность
адаптации под пуск с "Морского старта". Основой его первой ступени станет
РД-171МВ тягой 806 тс.

Путь длиной 42 года не прошел зря. Россия получила экономичный и эффективный
ракетный двигатель. И он опять самый мощный жидкостной ракетный двигатель.

Источник (орфография источника сохранена):
https://www.roscosmos.ru/38138/


---
sea-launch@mail.ru
http://sea-launch.info

В избранное