Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Строим самолет

  Все выпуски  

Строим самолет Расчет прочности основных элементов крыла


Строим  самолетэнциклопедия авиасамодельщикаwww.stroimsamolet.ru   
Пошаговое руководство по расчету легкого самолета
Эскизное проектирование самолета
Как построить самолет из композитных материалов
Construction of tubular steel fuselages
Двигатели для СЛА

Самолет Van's RV-7
(есть обзорные чертежи)
Самолет Pulsar 150
Самолет JDT mini-MAX
Амфибия С-2 Касатка
(проект)
Самолет Bearhawk
(есть чертежи и мануал)
Амфибия SeaRey
Амфибия Aerocat
Самолет Sportsman 2+2
СЛА Challenger
СЛА Quicksilver
Самолет ZODIAC
(есть обзорные чертежи)
Самолет STOL CH 701
(есть чертежи)
Самолет KR-2
(есть мануал)
Самолет Falco
Самолет S-7 COURIER
Самолет S-12 Airaile
Самолет S-19
Самолет Texas Parasol
(есть чертежи и мануал)
Самолет Teenie Two
(есть чертежи и мануал)
Самолет Baby Ace
(есть чертежи и мануал)
Самолет Starlet CJ-1
(есть обзорные чертежи)
Самолет Affordaplane
(есть чертежи и мануал)
Самолет Glasair
Самолет SONEX
Самолет Atlantica
Гидросамолет Seawind
Планер GOAT-2
(чертежи)
СЛА Chinook Plus 2
СЛА Beaver RX 550
Самолет АРГО-02
Самолет SONERAI

Двигатели Rotax 447 / 503
Двигатель Rotax 912 S
Двигатель Jabiru 2200
Двигатель Jabiru 3300

Самолеты Бурнелли с несущим фюзеляжем
Смотры-конкурсы
 СЛА-87 и СЛА-89
Малая авиация
 XXI века
Каталог легких  иностранных самолетов  2008 года

Расчет прочности основных элементов крыла


В соответствии с различными случаями нагружения определяются эксплуатационные нагрузки, то есть расчетные нагрузки, реально достигаемые в полете (Pэ). Расчетные нагрузки (Pр) вычисляются умножением эксплуатационных на коэффициент безопасности.

Pр = f Pэ

Коэффициент безопасности f принимается равным 1,5, если нет специального указания об установлении иной величины.

Для расчета на прочность устанавливаются следующие величины максимальной скорости:

Vmax пил - максимальная скорость пилотирования, достижение которой возможно в пикировании и при выполнении высшего пилотажа. Ее превышение в полете не допускается. Обычно максимальная скорость пилотирования равна:

Vmax пил = 1,2Vmax

где Vmax - максимальная скорость горизонтального полета, получаемая из аэродинамического расчета самолета.

Vmax max - максимально допустимая скорость, при достижении которой самолет не должен разрушаться.

Vmax max = 1,25Vmax

Максимальные и минимальные эксплуатационные перегрузки для самолетов различных типов не должны быть ниже определенных значений, представленных в таблице:

Эксплуатационные перегрузки Тренировочные самолеты Учебные и учебно-пилотажные самолеты Спортивно-пилотажные самолеты
nэy max 3 6 10
nэy min - 1,5 - 3 - 8


Нормальная эксплуатационная аэродинамическая нагрузка вычисляется по формуле:

Yэкр = nэy maxGвзл

где nэy max - эксплуатационная перегрузка, Gвзл - максимальный взлетный вес.

Нагрузка, вычисленная по формуле, распределяется по размаху крыла. ПРи равномерном распределении нагрузки погрешности в определении изгибающих и крутящих моментов не превышают 5%, поэтому возможно определить распределенную нагрузку по упрощенной формуле:

qкр = Yэкр / lкр

где qкр - удельная нагрузка в сечениях крыла, lкр - размах крыла.

Массовые инерционные силы крыла по отношению к аэродинамическим силам направлены в противоположную сторону и несколько разгружают крыло. Однако они сравнительно невелики и если их не учитывать, это приведет лишь к некоторому повышению запаса прочности.

Распределенные аэродинамические и массовые силы, возникающие на крыле, приводят к возникновению перерезывающей силы, изгибающего и крутящего моментов. Последний является следствием того, что равнодействующая аэродинамических сил не совпадает с продольной осью жесткости крыла и стремится закрутить крыло.

На следующей схеме представлены типовые эпюры перерезывающих сил и изгибающих моментов для наиболее часто встречающихся в практике любительского самолетостроения типов свободнонесущих и подкосных крыльев, а также формулы расчета перерезывающей силы и изгибающего момента:



При расчете можно считать, что перерезывающая сила полностью воспринимается только стенками лонжеронов, изгибающий момент - полками лонжеронов, крутящий момент - замкнутым контуром или несколькими контурами, образованными в поперечном сечении крыла жесткой обшивкой и продольными стенками.Нервюры в таких крыльях работают как балки на изгиб, воспринимая воздушные распределенные нагрузки и местные сосредоточенные силы, например от узлов навески элеронов.



Если крыло имеет два лонжерона, перерезывающую силу и изгибающий момент надо распределить между ними, считая, что на передний лонжерон приходится 60 - 65% нагрузки, а на задний - 35 - 40%.

Далее определяются усилия в полках лонжеронов по следующей формуле:

N = Mизг / H

где H - средняя высота ложерона, как представлено на следующей схеме:



Затем по формулам

Sраст = N f / раст

и

Sсж = N f / сж

определяются потребные сечения полок лонжеронов крыла.

раст и сж - нормальные напряжения возникающие в полках лонжеронов.

Толщина стенки лонжерона расчитывается по формуле:

бст = Q f / h

где

Q - перерезывающая сила, f - коэффициент безопасности, h - высота стенки лонжерона, - касательные напряжения в стенке лонжерона.

Значения нормальных и касательных напряжений для различных материалов в таблице в конце страницы.

Если используется трубчатый лонжерон, то определить потребный диаметр и толщину стенки такого лонжерона можно исходя из следующих соотношений:

(D2 бст) = 1,25Mизг / max

и

(D бст) = 0,7Q / max

где

D - диаметр трубы, бст - толщина стенки трубы.

Для определения крутящего момента крыла можно воспользоваться следующей номограммой или эмпирической формулой:



Зная значения крутящего момента, определяется поток касательных усилий в сечениях крыла по следующей формуле:

q = Mкр / 2F

где

F - площадь замкнутого контура, образованный обшивкой и стенками лонжерона, (см. рис. выше) который воспринимает крутящий момент крыла. При использовании многолонжеронного крыла, образующего несколько замкнутых контуров за F можно принять площадь наибольшего из них.

По потоку касательных напряжений определяем потребную толщину обшивки в сечении крыла по следующей формуле:

бобш = q f /

Характеристики материалов для изготовления полок лонжеронов, нервюр, шпангоутов, стоек

Материалы в_раст
кг/мм2
в сж
кг/мм2
в
кг/мм2

г/см3
Профили Д-16Т 40 40 28 2,8
Сосна 8,3 3,5 0,8 0,52
Ель 7,5 3,2 0,8 0,47
Ясень 11 4 1,2 0,71
Однонаправленный стеклопластик холодного отверждения на эпоксидном связующем 40 30 4 1,6
Однонаправленный углепластик на эпоксидном связующем 50 45 6 1,5
Трубы, сталь 30ХГСА в состоянии поставки 70 70 45 7,8


Характеристики материалов для изготовления обшивок, стенок лонжеронов, нервюр, шпангоутов, работающих на кручение и сдвиг

Материалы в
кг/мм2
в
кг/мм2

г/см3
вдоль волокон под углом 45 поперек волокон вдоль волокон под углом 45 поперек волокон
Фанера авиационная березовая 2 4 2 7,5 3 4,5 0,8
Стеклопластик холодного отверждения (стеклоткань Т-10 + эпоксидное связующее) 3 6 3 30 18 20 1,6
Листы Д-16Т 28 - - 40 - - 2,8
- удельный вес материала.

Реальные характеристики пластиков, изготовленных в любительских условиях, могут сильно отличаться от приведенных значений на 10-15% и более в ту или иную сторону.

Следует также учитывать следующие особенности:

Считается, что полки лонжеронов при работе на сжатие не теряют устойчивость. ДЛя этого они не должны иметь больших свободных, не подкрепленных стойками и стенками участков. В противном случае критические напряжения сжатия в реальной конструкции значительно снижаются. То же касается и обшивок. Для предотвращения потери устойчивости, то есть складывания и волнообразования они должны подкрепляться изнутри стрингерами и нервюрами. ПРи этом чем тоньше обшивка, тем мельче должна быть разбивающая ее "клетка" подкрепляющих элементов. На дюралевых обшивках толщиной 0,5 мм "клетка" примерно составляет 150Х300 мм, для фанерной обшивки толщиной 2 мм - примерно 200Х350 мм.



по материалам:
Кондратьев В. П. Яснопольский Л. Ф. "Самолет своими руками" М.: Патриот 1993

Все новинки мировой малой авиации в самом свежем выпуске журнала

KITPLANES 02-2008

  • Around the Patch, Contributors, Letters, What's New
  • Flight Review. Rotorway's Talon
  • Ly-Con O-ring trick
  • A great compromice
  • Product review: lightspeed headset
  • 2008 LSA and rotorcraft directories
  • All about avionics (Part 9)
  • Build Your Skills: Composites (Part 10)
  • The home machinist. Part 11: The boring head and the traveling rest.
  • Wind Tunnel. Testing longitudinal stability.
  • Builders marketplace.
  • Completions
  • Aero'lectrics. Sunshine comes softly through my solar panel today.
  • Light stuff. Back to the basics: our “new” aircraft.
  • The Classified Builder
  • Kit Stuff

Также в наличии выпуски KITPLANES 1-2008, 12, 11, 10, 9 - 2007

Для доступа к архивам выпусков воспользуйтесь этой ссылкой.
Доступ платный. Стоимость доступа - $1. Оплата через SMS.

Чтобы узнать, может ли данный журнал быть Вам интересным - прочитайте один из выпусков.
Скачайте бесплатно небольшую (279 Kb) электронную книгу с прямыми ссылками на архивы статей одного из более ранних выпусков журнала.




  www.stroimsamolet.ru   e-mail: info@stroimsamolet.ru  

В избранное