Наконец-то долгая зима подходит к
концу и, как подснежники из-под снега отовсюду начинает появляться реклама
туроператоров и курортов. Еще бы, кризис кризисом, а наш брат хочет отдохнуть
по-человечески. А отдыхающий по-человечески турист – это как минимум сытый и
довольный турагент. Вот о них мы сегодня и поговорим.
Обзор рынка
Туристическая деятельность в
развитых странах является важным источником повышения благосостояния
государства. В 1995 году США от реализации туристических услуг иностранным
гражданам получили 58 млрд. $, Франция и Италия - по 27 млрд. $, Испания -25
млрд. $ Международный туризм входит в число трёх крупнейших отраслей, уступая
нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. В 1991 году суммарный
доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объёма
мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.
В России туристический бизнес
развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство
действующих у нас туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих
соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение
гостей.
Гениальная простота
Работа туристических фирм с
туристами включает в себя:
- предложение туристу или группе
туристов определенного набора туристическо-экскурсионных услуг;
- получение от клиента денежных
средств за путёвку (тур);
- перечисление денежных средств
определённым организациям за размещение, проживание, экскурсионное
обслуживание.
Принимаем решение или
последняя альтернатива
Простота и прибыльность данного
бизнеса очевидна. Однако не следует забывать, что вы не один, понявший эту
истину. Сегодня в России официально зарегистрировано около 13,5 тысяч турагентов
и 5,5 тысяч туроператоров. И они вряд ли обрадуются появлению еще одного
соискателя. Еще раз взвесьте свои шансы на успех, соотнесите свое желание со
своими возможностями. Если же вас и это не остановило, то вот вам последний
способ сократить проблемы связанные с оргвопросами. Чтобы преодолеть проблемы старта,
неизбежные для новой компании, регистрирующейся «с нуля», нередко выбирается
такой способ как покупка готового, действующего бизнеса. Стоимость
однокомнатного агентства в Москве колеблется в среднем от 30 до 50 тысяч
долларов. По современным меркам, это небольшая сумма, которая позволяет
приобрести уже действующий бизнес с налаженной инфраструктурой, оборудованным
офисом, клиентской базой и рекламой.
О лицензии и по сути
В настоящий момент туристическое
законодательство выделяет три вида туристической деятельности подлежащей
лицензированию – это турагентская деятельность, туроператорская деятельность, и
деятельность по продаже прав на клубный отдых (таймшер). Самым популярным видом
деятельности, безусловно, является турагентская. Турагент является посредником
между туроператором и конечным потребителем туруслуг, на комиссионных условиях
он продаёт путевки различных туроператоров и выполняет функции розничного
продавца турпутёвок, на него ложится основное - общение с клиентом. В свою
очередь, Туроператор является поставщиком туристического «товара» на рынке,
туроператор заключает договора с отелями, санаториями, перевозчиками,
экскурсионными бюро, страховщиками и формирует, так называемый, турпродукт.
Деятельность туроператора и турагента лицензируется отдельно - на каждый вид выдается
самостоятельная лицензия. Если Вы собираетесь осуществлять оба вида
деятельности, т.е. будете продавать чужие путевки и в то же время формировать
свои, Вам необходимы две лицензии.
Для получения туристической
лицензии необходимо соблюсти ряд требований, изложенных в Положении о
лицензировании турагентской и туроператорской деятельности, в частности Вам
понадобится наличие арендованного или собственного помещения, а так же
минимальное число штатных сотрудников со стажем работы в области туризма не менее
трех лет для агента и пяти лет для оператора.
Лицензию можно получить как на
юридическое лицо (ООО, ЗАО и пр.) так и на индивидуального предпринимателя -
ПБОЮЛ. Государственная пошлина за оформление лицензии составляет 1300 рублей.
Принимая решение, какую форму
выбрать для турфирмы – ООО или ИП, следует учесть одно важное обстоятельство. В
соответствии с требованиями закона, туроператорскую деятельность
могут осуществлять только юридические лица, тогда как деятельность
турагента доступна и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Таким
образом, зарегистрировавшись, как индивидуальный предприниматель, вы теряете
возможность стать туроператором.
Отдельно оформляется лицензия
(сертификат) на продажу и бронирование авиаперевозки. Условия сертификации
определены Федеральными Авиационными правилами и включают в себя требования к
помещению, персоналу, системам бронирования и безопасности. Если одновременно с
продажей путевок Вы собираетесь самостоятельно продавать авиабилеты, Вам
необходимо заключить договор с авиакомпанией и получить вышеуказанный
сертификат.
Где искать туроператора
Турагент самостоятельно выбирает с
кем из туроператоров сотрудничать, этот выбор, как правило, мотивируется
оптимальными ценами, надежностью и удобством работы. Сейчас на туристическом
рынке достаточное число опытных туроператоров практически по каждому
туристическому направлению. Познакомиться с туроператорами можно на
профессиональных туристических выставках, ярмарках в г.Москве, таких как MITT
(март, «Экспоцентр» на Красной Пресне), Интурмаркет (март, «Крокус-Экспо», MITF (май, «Гостиный двор», «Отдых» (сентябрь, «Крокус-Экспо», а так же на региональных выставках. Специализированные
ярмарки и конференции проводятся также в форме wоrkshop различными профессиональными
туристическими изданиями такими как «Турбизнес», «Туринфо», «Банко»,
консалтинговая группа “Travel Expert”. На wоrkshop более спокойная и деловая
обстановка чем на выставках, удобнее обсудить актуальные вопросы, познакомится
с партнерами.
Выбрав туроператора, турагент
подписывает агентский договор и получает вознаграждение с каждого проданного
тура, в среднем 10 -12%. Если турагент успешно продает путевки туроператора,
вознаграждение может увеличиться.
Сеть
Повышенную комиссию так же получают
турфирмы входящие в состав агентских Сетей, таких как Сеть магазинов «Горящих
путёвок» или «Куда.ру». Турфирма, работающая в Сети не теряет своей юридической
самостоятельности и несет гражданскую ответственность перед потребителями как
обычное юридическое лицо. Во всех документах компании сохраняются реквизиты
вашего предприятия, но дополнительно указывается принадлежность к Сети. Вступая
в Сеть, вы получаете повышенную комиссию туроператоров, различные привилегии и
сервисы, участие в рекламной кампании, но за это вы уплачиваете отчисления от
своей прибыли, теряете собственное «лицо» и во всем следуете указаниям головной
компании сети. Если вас это заинтересовало, поищите списки туристических
компаний, которые предлагают франчайзинг.
Музыка цифр
Продавать путевки может любое
юридическое лицо - с 1 января 2007 г. отменена лицензия на этот вид
деятельности. Поток отдыхающих ежегодно растет. Руководители турфирм считают,
что в первый год работы главное - пережить несезон и отправить за рубеж около
500 туристов. На второй год клиентская база вырастет в два-четыре раза.
Расчет для турагентства,
арендующего под офис помещение 20 кв.м. В компании работает директор и два
менеджера, получающие оклад и 2% от продаж, а также бухгалтер-совместитель. Раз
в месяц приходит системный администратор. Агентство специализируется на
массовых направлениях (Турция, Египет), где средняя стоимость тура - $800. В
год агентство отправляет 500 туристов, средняя комиссия - 8%. Порог вхождения:
366 887 руб.
Заключение
В заключении хочется сказать
несколько слов о рекламе. Туристические компании в первый год работы тратят
больше средств на привлечение клиентов, но на второй, третий год и далее
рекламный бюджет составляет примерно 20% от прибыли. Чем дольше турагентство
работает на рынке, тем меньше составляет бюджет на рекламу по отношению к
прибыли компании.