Wi-Fi (802.11x) - Что это такое? (Новости)
Выпуск № 131 от 01.03.2005.
Тема:
«ГОРЯЧАЯ ТОЧКА» ДОСТУПА
Дайте мне сеть, а как к ней подключиться, я решу сам
Быстрый доступ в интернет, или сеть, как любят говорить
пользователи, интересен постоянно. Не секрет – кабельные локальные сети
занимают значимую нишу доступа в любой развитой в информационном плане
стране. Но есть и другая альтернатива – это доступ по протоколу Wi-Fi
(wireless fidelity), который может пропускать данные со скоростью в
несколько Мбит/с (в отличие от других сервисов, где счет идет только на
Кбит/с).
Это означает, что, когда пользователь находится в пределах радиуса
действия точки беспроводного доступа (хот-спот), оснащенной
передатчиком стандарта Wi-Fi, он может подключаться к интернету,
проверять свою электронную почту, заниматься веб-серфингом и общением
по интернет-пейджерам.
Увеличение рынка по протоколу Wi-Fi на 250% как в отношении
провайдеров, так и в отношении точек доступа говорит о росте интереса к
подобному сервису – за 2004 год в России было открыто более 150
хот-спотов, около 30 компаний являются Wi-Fi-провайдерами. Но география
развития пока повторяет тенденцию сотовой связи – большинство точек
доступа сосредоточено в двух столицах. В России пока 7 компаний
обладают более чем 10 хот-спотами. В Москве это: «Таском» (40 точек),
«Моском» (20), «Стелком» (17), «ГолденТелеком» (15) и EWi-Fi (10); в
Санкт-Петербурге всего два крупных оператора – «Квантум» (22 точки) и
«Петерстар» (11). Помимо вышеперечисленных компаний на российском рынке
Wi-Fi есть и другие игроки. Например, компания «Комстар ОТС» объявила о
запуске крупного проекта на 2005–2006 гг.
На данный момент существуют две основные бизнес-модели
предоставления Wi-Fi в России (и в мире). Коммерческая модель
подразумевает платный доступ для конечного пользователя (обычно 3–15
долл. в час, реже – тарификация за мегабайт), а провайдер получает
доход от продажи карт Wi-Fi. Лидеры по предоставлению услуг по
коммерческой модели – «Квантум», «Моском» и «Стелком». В 67% российских
публичных хот-спотов доступ платный или станет платным, как только
пройдет период тестовой эксплуатации. Москва и Санкт-Петербург на
данном этапе различаются по использованию бизнес-моделей.
Приблизительно 55% от более 140 московских хот-спотов предлагают
бесплатный доступ для конечного пользователя, в то время как в
Санкт-Петербурге пока доминирует коммерческая модель.
Некоммерческая модель (оставшиеся 33% рынка) предполагает бесплатный
доступ для конечного пользователя, а провайдер получает доход от
инсталляции оборудования и ежемесячную абонентскую плату от владельца
точки. Яндекс Wi-Fi в настоящее время является крупнейшим брэндом на
российском рынке Wi-Fi. Несколько провайдеров, участвующих в проекте,
предоставляют услугу в 67 точках в Москве, Петербурге, Томске,
Новокузнецке, а также Киеве. По мнению аналитиков компании
J’son&Partners, на сегодняшний день основной мотив региональных
инициаторов открытия хот-спотов – провайдеров, владельцев ресторанов и
отелей – занять рынок сейчас с расчетом на выручку в будущем. Говорить
же о значительных доходах от Wi-Fi пока нельзя.
Большинство мест предоставления услуги Wi-Fi – это рестораны и кафе
(около 42%); среди них также наибольшая доля хот-спотов с бесплатным
доступом. Во всех отелях с Wi-Fi данная услуга предоставляется на
коммерческой основе.
Однако надо учитывать, что любые аналитические данные имеют
«поправку на реальность». Несмотря на замечательные отчеты, около
половины хот-спотов, введенных в России в эксплуатацию, функционируют
неадекватно, составляемые карты роуминга зачастую не отражают
реальности, а «тестовая» эксплуатация означает скорее всего, что точка
доступа будет работать по неведомому пользователям графику. Также и
персонал кафе, ресторанов и других мест, вроде бы охваченных Wi-Fi, –
многие даже и не знают, как правильно подключить клиента, как решить
возникающие у него сложности, владельцы экономят на обучении, налегая
на PR.
Российский рынок Wi-Fi пока очень мал – его игроков можно
пересчитать по пальцам. Однако темпы роста услуг по беспроводному
доступу в интернет позволяют относиться к будущему Wi-Fi в России
вполне оптимистично.