Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дивные города

  Все выпуски  

Дивные города Львов (часть 4)


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека. 

Общий тираж рассылок 40 000 подписчиков.

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

Здравствуйте, друзья.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мой Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Я в твиттере http://twitter.com/andrey_luda

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Поляки во Львове

 

Довольно многочисленное польское население появилось во Львове после завоевания города Казимиром Великим в 1349 году. Окончательно же Львов стал польским городом на границе XV и XVI столетий, когда ими были ассимилированы львовские немцы, составлявшие до того времени большинство населения. В дальнейшем Львов был одним из наиболее значительных польских культурных центров, в том числе после разделов Речи Посполитой. Здесь работал польский институт «Оссолинеум», польскоязычный университет, множество выдающихся деятелей польской культуры. После событий 1918—1920 года принадлежность города к польской культуре поддерживалась патриотической пропагандой, культом героев, таких, как «львовские орлята».

Большинство поляков покинуло Львов в ходе обмена населением между Польшей и УССР в 1944—1947 годах. Они поселились прежде всего на т. н. «возвращённых землях» — территориях, отошедших к Польше после войны от Германии; институт «Оссолинеум» был переведён во Вроцлав. Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в сложных общественных условиях, они потеряли статус государственного этноса и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % населения города, уступая украинцам, русским и евреям. Город покинули поляки-представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие. В результате у поляков, по данным переписей населения послевоенного периода, оказался наиболее низкий уровень образования из всех главных этнических групп. Среди оставшихся значительную долю составили поляки из смешанных семей, преимущественно женщины. В результате даже в 1989 году, через 45 лет после обмена населением, у польской общины была деформированная половозрастная структура населения: на 1000 полек приходилось примерно 600 поляков.

 

Среди поляков развивались процессы ассимиляции; в 1989 году около 40 % из них назвали родным языком украинский, 15 % — русский. В советский период во Львове постоянно действовали две польские школы — восьмилетняя № 10 и средняя № 24, функционировали два римско-католических костёла.

В конце 1980-х годов начался процесс организации национальных обществ и различных организаций поляков, в 1988 году был восстановлен выход старейшей польскоязычной газеты («Gazety Lwowskiej»). Среди части поляков, в особенности пожилых, продолжает использоваться львовский польский говор (gwara lwowska); в то же время в польской львовской речи ощутимы влияния украинского и русского языков — в морфологии, лексике, грамматике и во всех полных и частичных системах языка.

 

Евреи Львова

 

Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. Кроме еврев-раббанитов в городе проживали караимы, переселившиеся приблизительно в то же время из юго-восточной Европы и Византии. После завоевания Львова Казимиром III Великим в 1349 г. евреи стали пользоваться привилегиями наравне с другими еврейскими общинами Польши. Переселение во Львов евреев ашкенази, в частности из Германии, определило восточноевропейский характер городской общины. Вплоть до XVIII века во Львове просуществовали две отдельные еврейские общины, городская (в еврейском квартале Львова) и предместная. Эти общины пользовались разными синагогами, только кладбище являлось общим. На том же кладбище хоронили и караимов, проживавших отдельно в селении недалеко от Краковского предместья.

Накануне Холокоста около трети львовян были евреями (более 100 000), подавляющее большинство которых не дожили до освобождения города Красной армией. До семидесятых годов XX века в городе Львове проживало более 30 000 евреев. Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2 000 человек. В городе работают еврейские организации и функционируют общины верующих иудеев.

 

Армяне Львова

 

В 1267 году Львов стал центром армянской епархии, а освященный в 1367 году армянский собор в этом городе — епархиальным. Во Львове в 1510 году армяне получили от польского короля Сигизмунда І разрешение судиться по своему собственному праву — уставу львовских армян, однако они не допускались в работу городского магистрата (в городском самоуправлении могли участвовать только католики). Важным центром армянской колонизации стал Каменец-Подольский (в XVI веке там было 300 армянских семей), где армяне имели свой магистрат. Поселения армян были в Киеве, Луцке, Галиче, Снятыне, со временем в Станиславове. После захвата Крыма Османской империей в 1475 году, многие крымские армяне переехали в эти северо-западные регионы Украины. В Галиции и на Подолье работали армянские типографии, а в 1618 Ованес Карматенянц издал «Альгиш Битики» («Молитвенник») — единственную в мире печатную книгу на армяно-кипчакском языке, который был письменным вариантом разговорного языка армян в Крыму и на Украине. После принятия частью армян унии (1630 год) с католической церковью, армяне в Речи Посполитой постепенно ассимилировались среди местного польского населения, а часть из них эмигрировала в Крым.

 

В первой половине XX века в Галиции насчитывалось 5,5 тысяч армянокатоликов по вероисповеданию, как правило польскоязычных. Они имели 9 приходских церквей, 16 часовен, монастырь сестёр-бенедиктинок. Львовская архиепархия армянокатоликов находилась в непосредственном подчинении папе римскому и просуществовала до конца Второй мировой войны, когда была уничтожена советскими властями.

В 1944 году крымские армяне были депортированы с полуострова наряду с греками, болгарами и крымскими татарами, однако им разрешили вернуться в 1960-е годы.

После 1991 года наблюдается возрождение Армянской католической церкви на Украине. 28 ноября 1991 года на Украине была официально зарегистрирована епархия Армянской апостольской церкви, общины которой сейчас действуют во Львове, Киеве, Одессе, Харькове, Донецке, Днепропетровске, а также в некоторых городах Крыма.

 

Львовские армянокатолические архиепископы или митрополиты:

 

Николай Торосевич (1630—1681),

Вартан Унанян (1681—1715),

Ян Тобиаш Августинович (1715—1751),

Якуб Стефан Августинович (1751—1783),

Якуб Валериан Туманович (1783—1798),

Ян Якуб Симонович (1801—1816),

Каетан Августин Вартересович (1817—1831),

Самуил Кирилл Стефанович (1832—1858),

Грегор Михаил Шимонович (1858—1875),

Грегор Йозеф Ромашкан (1876—1881),

Исаак Николай Теодорович (1901—1938),

Дионисий Каетанович (1939—1954) — последний администратор, 8-9 марта 1946 г. был осуждён военным трибуналом Львовского военного округа, погиб в лагере в пос. Абезь, Коми АССР.

 

Вместе с о. Дионисием Каетановичем были осуждены армянские священники: о. Казимир Ромашкан, о. Виктор Квапинский, епархиальные сотрудники — секретарь львовской армянской национально-религиозной общины Станислав Донигевич, Гоарине Бабаева, Сергей Назарян, Вагаршак Григорян и др.

Огромное церковное имущество львовского армянокатолического архидиоцеза, включая церковные постройки в городах Львов, Ивано-Франковск, Тысменница, Лисець, Снятын, Бережаны, Городенка, Куты и др., было национализировано. При этом большая часть этнического армянского населения была выселена в Польшу.

Ликвидация Армянского католического архидиоцеза Львова осуществлялось сотрудниками львовского НКГБ, с личного ведома первого секретаря ЦК КП(б) Украины Н. С. Хрущёва.

 

Идентичность львовян

 

Львовская идентичность — общность между людьми на основе осознания существования определённых образцов поведения и ценностей, которые присущи всем «настоящим львовянам», а также признание этих ценностей своими и стремление вести себя как «настоящий львовянин». Согласно данным социолога В. Середы жители Львова идентифицируют себя прежде всего как украинцы (50 %), а уже потом как львовяне (23 %), при этом львовскую идентичность чаще ставят на первое место представители национальных меньшинств (русские, поляки, евреи). Эти две идентичности в сознании украинских жителей Львова не конкурируют, а наоборот, скорее объединяются: украинская идентичность является составной частью львовской идентичности.

Как указывает львовский историк Ярослав Грицак, образ Львова в сознании львовян состоит из двух элементов: европейскость Львова и образ Львова как «украинского Пьемонта» (акцент на национальном, преимущественно украинском, характере города). Образ Львова как европейского города, присутствующий в сознании его жителей, скорее является декларативным, ностальгической реконструкцией золотого века, а не отражением новых европейских ценностей. Львов часто определяется как ведущая или как уникальная часть Украины, а жители Львова как последний оплот национальной идеи, и вместе с тем как сердце, как источник, из которого эта идея возродится, или уже возродилась. За пределами Львова его жителям часто приходится сталкиваться со стереотипным приписыванием им национализма только потому, что они из Львова, даже, если они сами принадлежат к одному из национальных меньшинств города. Однако в противовес этому определению появляется новая львовская идентичность, которая строится на представлениях о мультикультурном прошлом города.

Известные львовяне

 

В Львове родились, жили и работали известные деятели украинской, польской, немецкой, еврейской и русской истории и культуры.

Поэты — Иван Франко, Богдан-Игорь Антоныч; писатели — Мария Конопницкая, Габриела Запольская, Ежи Яницкий, Александра Маринина, Ванда Василевская, Леопольд фон Захер-Мазох, Бруно Шульц, Станислав Лем, Станислав Ежи Лец, Пётр Равич; историки — Михаил Грушевский, Юзеф Зиморович, Иван Крипякевич, Освальд Вальцер, Меир Балабан, Шимон Ашкенази; музыканты и композиторы — Франц Ксавьер Вольфганг Моцарт, Мартин Леополита, Святослав Вакарчук, Стефан Ашкенази, Моррис Розенталь, Эмануэль Акс, Войцех Килар, Юрий Башмет; певицы — Соломия Крушельницкая, Анжелика Варум, Шевченко Лариса Андреевна; актёры — Богдан Ступка, Леонид Ярмольник; режиссёры — Лесь Курбас, Бучма Амвросий Максимилианович, Анджей Жулавски, Виктюк Роман Григорьевич; шахматисты — Леонид Штейн, Олег Романишин, Александр Белявский; кардиналы — Любомир Гузар, Марьян Яворский; математики — Стефан Банах, Альфред Лотка, Рихард Эдлер фон Мизес; биолог — Рудольф Вейгль; экономист Людвиг фон Мизес; лингвисты — Ежи Курилович, Соломон Лурье; философ — Мартин Бубер; художник-график — Александр Аксинин; военный советник Мао Цзэдуна Якоб Розенфельд; общественный деятель, охотник за фашистами Симон Визенталь; политик — Григорий Явлинский; банкир — Михаил Фридман; журналист — Матвей Ганапольский.

Во Львове в XVI веке работал и похоронен Иван Фёдоров — первопечатник России и Украины.

В 1707 году город Львов посещал царь Пётр I.

Во Львове также жили и работали Бальзак, Шолом-Алейхем, Евгения Аксёнова-Гинзбург, Надежда Мандельштам.

 

http://andrey-luda.livejournal.com – читайте ЖЖ.

 

Я в твиттере http://twitter.com/andrey_luda

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

Общий тираж рассылок 40 000 подписчиков. Отзывы и предложения жду по адресу rasvopros@mail.ru   (указывайте, пожалуйста, название рассылки)

Copyright © Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2011 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас.


В избранное