15—20 млн. лет назад юго-западную часть Русской геологической платформы занимало Сарматское море. Когда же вследствие горообразовательных процессов в Карпатах и тектонических движений Волынско-Подольской плиты территория нынешнего Подолья начала возвышаться, море отступило и постепенно исчезло. Там, где стояли теплые воды, высится длинная гряда гор, названная учеными Подольскими Товтрами.
Подольские Товтры протянулись более чем на 250 километров — от поселка Пидкаминь на Львовщине до Молдовы. Средняя высота Товтровой гряды колеблется на отметке 300—400 метров над уровнем моря. Богатство медоносных растений на участке гор, протянувшемся через Тернопольщину, подсказало поэтическое название — Медоборы.
Разгаданные тайны гор
Экскурсию в Товтры-Медоборы обычно начинают со старинного подольского поселка Сатанив на Хмельнитчине. В переводе с турецкого «Сат» означает большое село. Есть иная версия происхождения названия. Во втором веке н.э. римский легион под предводительством центуриона Токилия продвинулся
на север. На высоком скалистом берегу известной ныне реки Збруч полководец спросил у своих легионеров: «Sat aut non?» («Остановимся или пойдем дальше?») «Sat!» — единогласно выкрикнуло уставшее войско. И именно тогда, согласно легенде, здесь возникло поселение, названное Сатанив. Сатанив сильно разрушали татары и турки в 1528, 1530 годах и позднее. Самая страшная трагедия произошла в 1676 году, тогда Сатанив окружило войско турецкого султана Магомета IV. Отчаянно боролись
местные жители, но не смогли сдержать нашествие. Погибло четыре тысячи подолян.
С другой стороны на вершине горы стоит Свято-Троицкий монастырь. Основал его неизвестный монах примерно в XVI—XVII веках. Со временем сюда начали приходить монахи и построили три церкви. Храм, сооруженный в 1774 году, сохранился по сей день и действует.
А у подножия горы бурлит светская жизнь. Река рядом с городом спокойная, есть все условия для отдыха. По экологической тропинке, которую благоустроили несколько лет назад учащиеся из Гусятина под руководством председателя районной организации Всеукраинской экологической лиги Михаила Ковальчука,
пересекаем Збруч. Поднимаемся на возвышенность, покрытую грабовым лесом, и вскоре попадаем в природное царство заповедника, созданного в 1991 году.
И вот посреди леса — пропасть. Крепкий серый камень-известняк, которым богаты Товтры, местные люди ломали издавна. Закладывали взрывчатку, дробили расколотую на глыбы скалу и неподалеку в земляных печах выжигали известь. Этот промысел сохранился по сей день. А в середине 90-х годов,
когда получить мизерную зарплату стало роскошью, он оставался основным спасением для крестьян.
Добывали известняк надтовтряне и в 1969 году. Однажды во время взрыва образовалась непривычно глубокая полость. Она стала первой вертикальной карстовой пещерой на Подолье, где горизонтальных подземных царств уже открыто свыше сотни. Образовались они вследствие тектонических движений земли. На протяжении тысячелетий во время дождей и наводнений в ущелья попадала вода. Она растворяла известняк и придавала ему причудливые формы. Исследовал пещеры известный на Тернопольщине спелеолог Владимир
Радзиевский. А вертикальная пещера в Медоборах — не единственная. В прошлом году научный сотрудник заповедника Степан Сторожук открыл и исследовал еще одну и назвал ее Кристинкой — в честь своей дочери.
Черную пасть открывает десятиметровая щель-колодец. Спускаемся по крепким капроновым канатам, металлическим лестницам из тонких стальных тросиков. На одиннадцатом метре — бездна следующего колодца. На стенах мерцают черные призрачные тени, убегая куда-то в глубины бездонных разломов.
Над головой пролетают быстрые летучие мыши. Двадцать шестой метр... Наконец дно, а на самом деле — заваленная острыми обломками щель, куда уже не добраться и самым опытным спелеологам. Здесь, в стихии белого каменного фонтана, родились пещерные жемчужины — озолиты и пизолиты: одни круглые и гладенькие, другие — игольчатые. По правую сторону от колодца — многоэтажное боковое ответвление. Идти здесь невозможно, нужно ползти. Тянется оно на несколько сотен метров и выводит к большой Пуще
отшельника.
Лет двести-триста назад большую скалу среди леса облюбовал себе один отшельник. Происходил он из богатого рода, но в знак протеста против несправедливости отрекся от мирских благ. Питался лесными ягодами, корнями деревьев, собирал грибы. Спал на каменном ложе с каменной подушкой. В скале отшельник
выдолбил келью, где часами молился. Но умер этот удивительный человек не своей смертью. В одну из ночей его убили. Это была месть людей, которыми он пренебрег. Похоронили отшельника рядом с пещерой в большой каменной нише. В советские времена памятное место было заброшено. Привели его в порядок лишь в начале 90-х. И сейчас ежегодно на Троицу религиозная община Крутилова совершает здесь обрядовые действа.
В древности в Медоборах был языческий культурный центр, состоявший из трех поселений, — в районе гор Звенигород, Говда, Богит. Археологи утверждают, что в дохристианские времена на Богите стояла статуя и размещалось святилище древнеславянского бога Святовида. Он был четырехликим и в нем
наиболее полно отражалась система верований восточных славян. Збручанский идол, найденный в 1848 году в Збруче, находится в Краковском историческом музее. Тернополь удостоен лишь копии.
Проезжаем километров пятнадцать и оказываемся с другой стороны живописных Медоборов, около Викна. Название села довольно непривычно. Происходит оно от карстовых источников, бьющих из глубин земли. Зимой в злейшие морозы они не замерзают и светятся, будто окна. Еще не так давно карстовых источников-окон
было великое множество. Но благодаря проведенной в 70—80-х годах контурной мелиорации осталось лишь два озерка — два уникальных памятника природы.
Совсем неподалеку гористое тело Медоборов иссечено скалами — Гостра, Любовня, Назарова... По этим скалам любил часами путешествовать, отдыхая от работы, Иван Франко. В одном месте они так и называются — Франковы скалы. В архиве местного богатого землевладельца Ивана Федоровича Каменяр
работал по нескольку месяцев в течение 1883—1885 годов. Он нашел много документов, характеризующих экономическое и социальное положение западноукраинских крестьян до революции 1848 года. Эти материалы стали основой научной работы «Критичний огляд до подій 1846 року, особливо в Східній Галичині». Данные из архива Федоровича Иван Франко использовал и в других работах — «Земельна власність у Галичині», «Гримайлівський ключ у році
1800», «Лук’ян Кобилиця». У Викне Франко детально изучал жизнь крестьян, записывал древние сказания и легенды. Собранный устный материал и полученные впечатления стали эпизодами поэмы «Панські жарти».
Широте мировоззрения и благородству Ивана Федоровича Иван Франко даже завидовал. Вскоре сын землевладельца — Владислав — еще больше проявит благотворительные черты богатого и знаменитого рода. Он основал в селе ковродельческую мастерскую. Со временем ковроткачество в селе достигнет
высокого уровня. В 1873 году изделия викнянских ковроделов получили всеобщее признание. К сожалению, это самобытное искусство оборвалось полвека назад. Сейчас процесс создания ковров известен лишь отдельным старожилам. Не сохранилась и усадьба Федоровичей — она была разрушена во время Второй мировой войны