Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

CIM Travel: отдых в Португалии с известным туроператором. Знаменитые португальцы: Эгаш Мониш


Знаменитые португальцы: Эгаш Мониш

Эгаш Мониш, настоящее имя Антонину Каэтану ди Абреу Фрейри (António Caetano de Abreu Freire Egas Moniz, 29.11.1874-13.12.1955) — португальский психиатр и нейрохирург, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1949 году «за открытие терапевтического воздействия лейкотомии при некоторых психических заболеваниях». Разделил премию с Уолтером Гессом, награждённым «за открытие функциональной организации промежуточного мозга как координатора активности внутренних органов».

Эгаш Мониш родился в семье Фернанду ди Пина Резенди Абреу и его жены Марии ду Розарио ди Алмейда-и-Суза в поместье Аванка, которым род Абреу владел в течение пятисот лет. Первым учителем мальчика был его дядя, аббат, который дал ему начальное образование. В 1891 г. Мониш поступил в Коимбрский университет, став членом замкнутого сообщества будущих ученых, наслаждавшихся жестко регламентированным неспешным ходом студенческой жизни, мало изменившейся со времен средневековья. Там под псевдонимом Эгаш Мониш, взятым в память о португальском патриоте XII столетия, он писал политические памфлеты в поддержку либералов-республиканцев, борющихся за свержение португальской монархии. Вскоре он отказался от попыток скрыть свое настоящее имя, но, несмотря на это, на протяжении всей дальнейшей карьеры оставался известен как Мониш.

Поначалу Мониш затруднялся сделать выбор между математикой и медициной, однако в итоге остановился на последней и в 1899 г. получил медицинскую степень, защитив диссертацию о дифтерии. В этом же году он перенес первый приступ подагры, заболевания, протекающего с симптомами артрита, которое в конце концов изуродовало ему руки. В течение двух лет он изучал неврологию в Бордо и Париже, а в 1902 г. написал монографию о патофизиологических аспектах сексуальной активности. В том же году Мониш принял предложение стать сотрудником медицинского факультета Коимбрского университета. Тогда же он женился на Эльвире ди Маседу Диаш. У супругов не было детей.

Мониш много времени, будучи молодым, посвятил политике: с 1903 по 1917 год он несколько раз подряд избирался депутатом парламента, затем был послом Португалии на подписании Версальского мирного договора, который подвел итоги Первой мировой войны.

В 1911 году Мониш назначается профессором нового отделения неврологии при Лиссабонском университете, где он и проработал до самого ухода на пенсию в 1945 году.

Его первые научные исследования посвящены использованию рентгеновских лучей в неврологии. В те годы был распространен метод исследования кровеносных сосудов мозга с помощью введения воздуха (метод американского ученого Уолтера Дэнди). Мониш искал более легкий и менее травмирующий способ исследований. После нескольких лет экспериментов в 1927 он продемонстрировал метод церебральной ангиографии – рентгенологического исследования кровеносных сосудов мозга путем введения в них рентгеноконтрастного вещества (йода), это делало их отчетливо различимыми на фоне окружающих тканей.

Но не открытие ангиографии принесло Монишу всемирную славу и Нобелевскую премию, а его работы над новым методом лечения неврологических заболеваний. Этот метод получил название префронтальной лейкотомии (разрез белого вещества переднего мозга), эту операцию часто называют лоботомией.

В 1935 на Втором Всемирном Неврологическом конгрессе познакомился с работами физиологов Карлайла Джакобсена и Джона Фултона, применявших новый тогда еще метод лейкотомии в лечении шимпанзе, страдающих нервными расстройствами. Полученные ими результаты приводили к мысли, что подобная операция могла бы значительно облегчить состояние людей, страдающих психическими расстройствами.

Первая префронтальная лоботомия была проведена Эганом Монишем и его ассистентом Алмейдо Лимой 12 ноября 1935. Их пациенткой стала женщина, много лет содержавшаяся в психиатрической больнице тюремного типа. Мониш и Лима продолжали оперировать: из 20 человек, подвергшихся лейкотомии, у 13, страдавших депрессивно-маниакальным синдромом, наблюдалось значительное улучшение состояния. Из 7 пациентов, госпитализированных с диагнозом шизофрения, улучшение наступило только у двоих, после операции пациенты становились более апатичными, чем он ожидал.

Метод, предложенный Монишем, был далек от совершенства, но легко применим на практике. Его первый отчет попался на глаза Уолтеру Фриману, главе кафедры неврологии Университета Джорджа Вашингтона, и Джеймсу Уоттсу, главе кафедры хирургии того же университета. Они сразу оценили его достоинства, и с 1948 по 1957 только Фриман провел более 2400 лоботомий. Радикальная операция позволяла восстанавливать до приемлемого уровня психику людей, страдавших депрессиями, навязчивыми идеями, маниями преследования.

В Португалии лоботомия так и не вошла в общепринятую врачебную практику. Мониш и его сотрудники выполнили в общей сложности не более 100 операций, прежде чем правительство наложило запрет на их проведение. Лоботомия имела как сторонников, так и критиков, среди которых было немало психиатров, предпочитавших лечить психические болезни менее кардинальными способами. После второй мировой войны лоботомия стала применяться в более широких масштабах.

В 1949 Эган Мониш получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытие терапевтического воздействия лейкотомии при некоторых психических заболеваниях».

Несмотря на растущие протесты со стороны психологов, психиатров и невропатологов, число произведенных лоботомий быстро множилось. Преувеличенные сообщения в прессе, опубликованные зачастую с ведома Фримена и его коллег, способствовали все более широкому применению хирургической операции, которая после присуждения Нобелевской премии получила широкое распространение. Между 1949 и 1952 гг. в Соединенных Штатах ежегодно выполнялось около 5 тыс. лоботомий. Эта цифра, однако, заметно снизилась к 1960 г., когда стало ясно, что после операции остается много людей с поврежденным мозгоМониш Использование новых психотропных препаратов стало простой и недорогой альтернативой лоботомий, и процедура, возникшая как средство спасения в безнадежной ситуации, потеряла свою былую привлекательность.

Мониш был честолюбивым человеком, последним отпрыском старинного и знатного рода португальских аристократов. По некоторым описаниям, он был тщеславен и хотел попасть в историю, сумев достичь этого с помощью разработанной почти в 60-летнем возрасте радикальной операции. Другие говорили о нем как о скромном человеке, всю жизнь страдавшем от нестерпимой боли, которую причиняла ему подагра. Один из биографов высказал предположение, что руки Мониш были изуродованы из-за использования рентгеноконтрастного вещества во время разработки метода церебральной ангиографии. В 1945 г. Мониш вышел на пенсию, удалившись в свое родовое имение в Аванке. Спустя 10 лет он умер в возрасте 81 года. Человек широких интересов, Мониш написал несколько биографических трудов, а также книгу по истории игры в карты. Кроме того, он увлекался скульптурой и живописью. Мониш был членом Королевской академии наук в Лисабоне и Американского общества неврологов, почетным членом Королевского общества медицины в Лондоне. Помимо Нобелевской премии, он был удостоен почетных степеней Бордоского, Тулузского и Лионского университетов.


В избранное