Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взгляд на Северо-восточный Китай: Китайские специалисты о лесной экономике России


14 – 18 июля 2006 года в г. Муданьцзяне, провинции Хэйлунцзян, прошла выставка лесного хозяйства. Усилия ее организаторов были направлены на привлечение внимания к экономическому развитию уезда Дуннин. Гордиться нашим китайским партнерам есть чем. Средства массовой информации провинции Хэйлунцзян рапортавали, что в течение нескольких лет уезду Дунин удалось, используя преимущества имеющегося здесь пограничного перехода, организовать крупный поток импорта леса из России, построить инфраструктуру глубокой переработки российской древесины и наладить экспорт товаров из нее в Японию, Европу, Америку, Южную Корею и другие страны. Сегодня в уезде сформирована трансграничная промышленно-товарная цепочка «рубим за границей – перерабатываем в Китае – продаем за границей». Только в уезде Дунин (главным образом в городах Дунин и Суйфэньхэ) работают 146 лесоперерабатывающих предприятий, с общим уставным капиталом 270 млн. юаней. Хозяйственные связи тесно соединяют Дуннин с предприятиями лесного хозяйства города Шанхая, провинций Гуандун, Сычуань, Ляонин и Цзилинь. Ежегодно через гг. Суйфэньхэ и Дуннин ввозится примеро 7 млн. кубометров леса. Уезд Дуннин является лидером в Китае по этому показателю. Для подготовки сециалистов, востребованных в лесной отраслью, в г Муданьцзяне открыт техникум для подготовки кадров лесной и лесоперерабатывающей промышленности. В гг. Суйфэньхэ, Дуннин, Мулинь созданы крупные специализированные районы лесопереработки. Всего на территориях административно подчиненных г. Муданьцзяну действует 980 деревообрабатывающих предприятий. В ближайшие 3 – 5 лет их количество планируется довести до 2000 тысяч.

Но лесохозяйственная экономика провинции Хэйлунцзян на сегодняшний день весьма подвержена влиянию конъюнкутры российского рынка древесного сырья, поэтому местные специалисты пристально следят за происходящим в России, дают оценки, предлагают подходы. Доцент Института экономики и менеджмента Северо-восточного университета лесного хозяйства г Харбина Ли Шухуа в специализированных журналах дает следующие оценки конкурентоспособности российской лесоперерабатывающей отрасли:

По ее мнению, Россия перерабатывает на своей территории лишь 20 % леса-кругляка, в то время, как в развитых странах эта цифра достигает 80 %. По состоянию на 2004 год лишь 1 российское предприятие («Илим-пальп») вошло в список крупнейших мировых предприятий в сфере лесопереработки (при этом заняв лишь 62 место). Главной продукцией российских предприятий на мировом рынке остается кругляк и пиловочник. По мнению китайского исследователя, слабость российской лесной экономики складывается в основном из 5 причин, среди которых:

1. Недостаток капиталовложений и современных технологий. В структуре капиталовложений сектора лесной промышленности России 60.9% капиталовложений – это собственные капиталовложения предприятий, и лишь 39.1 % - это средства, полученные из других источников. Российское правительство в силу экономических и политических причин не может вкладывать в развитие лесной промышленности, частные же инвесторы не вкладывают в российскую лесопереработку потому, что отрасль находится в кризисном состоянии. Отсутствие средств в отрасли выливается в неспособность предприятий закупить современное оборудование и технологии, что делает продукцию лесопереработки российских предприятий не соответствующей мировым стандартам. Большая часть лесоперерабатывающего оборудования в России 25 летней давности с выработкой ресурса 57 %. Устаревшее оборудование и технологии влекут за собой низкую производительность труда в отрасли. В России в среднем на одного работника приходится 3 000 кубометров поваленного леса в год, в развитых странах это соотношение достигает 12 000 – 15 000 кубометров в год. Несмотря на то, что на Сибирь и на Дальний Восток приходится 66.7 % российских лесных запасов, но в этом регионе леса добывается лишь 37.7 % от всего объема российской лесодобычи, 36.7% от всего объема пиловочника, производимого в России, 10 % от объема производимой в России фанеры и 8 % производимой бумаги и картона. Здесь наиболее четко проявляется недостаток капиталовложений и технологий.

2. Высокая затратность. При производстве 1 тонны бумаги российские предприятия потребляют 36 кубометров воды, в то время как европейский стандарт составляет 8 – 15 кубометров. Существенную часть себестоимости российской продукции лесопереработки составляют затраты на энергию, топливо, транспорт. При производстве пиловочника материальные затраты составляют 62.5 %, фанеры 60.4 %, бумаги 69.5 %. В период с 1995 по 2005 год цены на нефтепродукты выросли в 3.5 раза, электроэнергию в 2 раза, транспорт в 1.9 раза. На примере влияния транспорта на себестоимость продукции можно пояснить экономическую нецелесообразность создавать предприятия в глубине территории Сибири и Дальнего Востока – стоимость кубометра продукции предприятия, расположенного на удалении в 1000 км от российско-китайской границы на 60 % выше стоимости кубометра продукции предприятия, действующего в приграничье.

3. Незаконный экспорт. Незаконный экспорт – явление, оказывающее очень сильное влияние на российское лесное и лесоперерабатывающее хозяйство. Свое начало оно берет в незаконных рубках леса. Сегодня незаконно добывается не менее 5 % от всего объема лесной добычи в России. Меры, принимаемые Министерством лесного хозяйства России по борьбе с незаконной рубкой, сводятся на нет действиями организованных групп «черных вальщиков леса» и сотрудничающих с ними организованных преступных корпораций. На рынок поступает 3 вида незаконно вырубленного леса: лес без документов, лес, вырубленный сверх разрешенной лицензией нормы, лес вырубленный частными лицами и организациями по порубочным билетам, якобы для личных нужд. На этом этапе путем подлога он документируется и превращается в «законный». Наибольшее распространение незаконный лесной бизнес получил на Дальнем Востоке России в связи с выгодностью его экспорта в Китай. Здесь существует целая система легализации незаконно вырубленного леса, его недостоверного декларирования при вывозе в Китай. Система эта весьма схожа с системой отмывания денег, используемой организованными преступными группами. Таможня не в состоянии справиться с ней в виду плохого состояния таможенной инфраструктуры и оборудования, низкими профессиональными качествами таможенников.

4. Высокие таможенные пошлины на импорт современного оборудования, высокие таможенные пошлины на экспорт продукции переработки леса. Высокие пошлины на продукцию глубокой переработки лесного хозяйства – прямая помеха повышения конкурентоспособности России на мировом рынке продукции деревообработки. Препятствием на пути технического перевооружения отрасли являются высокие импортные пошлины на современное зарубежное оборудование.

5. В малом количестве промысловых лесов проведена паспортизация лесных угодий в соответствии с мировыми стандартами.

Ли Шухуа отмечает усилия российского правительства по повышению международной конкурентоспособности лесной отрасли своей страны, но не оценивает их, подчеркивая лишь, что особенностями курса российского правительства является опора на крупный бизнес и реформа всех сторон организации лесного хозяйства, в ходе которой Министерство лесного хозяйства России планирует направить усилия на контроль за перевозкой, продажей и скупкой леса. Надеется привлечь общественность на местах к контролю за законностью рубки леса. Планирует создание новых предприятий в районах высокой сельской безработицы. Министерство лесного хозяйства хотело бы добиться введения в уголовный кодекс ответственности за незаконную рубку леса, его покупку, продажу, перевозку. Она отмечает, что российская сторона намерена создать единую электронную систему, содержащую информацию о лесосеках, сделках с лесом, электронную лесоторговую биржу, а также усилить международное сотрудничества в сфере борьбы с незаконной валкой леса, без котоого эффективность принимаемых мер будет низка.

http://www.chinazone.ru


В избранное