Ричард Вайзман (Richard Wiseman) — профессор Университета Хертфордшира (University of Hertfordshire), автор более 8 книг, утверждает, что то, что мы называем удачей, на самом деле просто паттерн действий, который объединяет стиль восприятия и обращения с событиями и людьми, встречающимися вам на жизненном пути. Он заметил, что у «неудачников» слишком узкий фокус внимания.
В течение 10 долгих лет Вайзман следил за ходом жизни 400 испытуемых разных возрастов и профессий. Он нашел их по объявлению в газетах, в которых он просил обратиться к нему тем людям, которые считают себя либо баловнями судьбы, либо полными неудачниками. Они вели дневник и выполняли тесты, а также описывали Вайзману свою жизнь в интервью и отчетах.
Вайзман отметил, что неудачники помешаны на безопасности и очень тревожны: вместо того, чтобы резвиться, как дельфин, в море случайного выбора, они зацикливаются на контролировании происходящего, выискивая что-то конкретное. В результате они профукивают множество возможностей, мирно проплывающих мимо. «Везунчики» постоянно меняют ход своих обычных действий и высматривают что-то новое. Вайзман заметил, что люди, считавшие себя удачливыми и, по сути, продемонстрировавшие большую везучесть на протяжении
10 лет, чаще оказывались в ситуациях, в которых что угодно могло произойти с бОльшей долей вероятности. Таким образом, они увеличивали свой шанс на удачу, чего «неудачники» не делали. «Везунчики» больше пробовали, чаще ошибались, но если они ошибались, то быстро вставали, отряхивались и продолжали пробовать. В конце концов, всё у них получалось.
В своем интервью журналу «Скептикал Инквайерер» [Sceptical Inquirer] Вайзман сравнил такое поведение со сбором урожая яблок в саду. Если представить себе, что таким двум типам людей дали корзинку и попросили собрать как можно больше яблок, то получится, что «неудачники» — это те, кто все время ходит по одним и тем же местам и в итоге с каждым разом набирают всё меньше, а «удачники» — это которые никогда не возвращаются в то же место и их корзинки всегда полны. В этой
метафоре под яблоками понимается жизненный опыт. Если представить, что небольшое количество такого опыта ведет к славе, удаче, богатствам или какому-нибудь иному виду счастья, материальному или духовному, то легко заметить, что везение — не такое уж страшное, как сначала кажется. Главное — научиться с ним обращаться.
«Чем сильнее они искали, тем больше они пропускали. То же самое с удачей: неудачливые люди упускают счастливые возможности, потому что они их не ищут, а сфокусированы на что-то другое. На вечеринку они идут в поисках идеального партнера и упускают возможность найти хороших друзей. В газетах они ищут одну конкретную вакансию и не замечают кучи других типов работ. Удачливые люди более расслабленные и открытые, и в итоге они получают то, что искали.» — Ричард Вайзман для журнала «Скептикал
Инквайерер» [Sceptical Inquirer].
Отрывок из интервью Ричарда Вайзмана:
- Вы в приметы верите? Как насчет амулетов, талисманов, приносящих удачу?
- Увы. Мы провели не одну сотню экспериментов и убедились: они действуют НИКАК. Тут можно упомянуть об эксперименте, который поставил член «общества скептиков» Марк Левин. Он специально провоцировал черных кошек на то, чтобы они перебегали ему дорогу, а после этого подбрасывал монетку, проверяя, насколько выросла его удачливость. Так вот, она не выросла ни на одну долю процента.
- А как вообще можно изучать удачу?
- Очень просто. Я начал с объявления в газете о том, что ищу людей, считающих себя везучими или невезучими по жизни. Откликнулись примерно 400 человек.
- Но ведь это субъективно. Один человек считает себя неудачником, другой «удачником»…
- Это даже более субъективно, чем вы думаете, но об этом позже. 20-летнюю Патрисию из группы неудачников всю жизнь преследовали одни несчастья. Несколько лет назад она поступила на работу стюардессой. Во время первого ее полета экипаж вынужден был пойти на незапланированную посадку, так как пассажиры у нее в салоне просто перепились и начали скандалить. Во время второго полета в ее самолет ударила молния. Третий также закончился вынужденной посадкой. Несмотря на юный возраст у Патрисии уже было несколько
неудачных браков. Всю свою жизнь она попадает в ненужное время в ненужное место.
- И как же можно ей помочь? Место подсказывать?
- Ни в коем случае. Надо научить ее саму искать это место. Неудачливость, в том числе в бизнесе, — это просто-напросто невнимательность к жизни. Я провел такой эксперимент: раздав моим «подопытным» газеты, попросил их посчитать, сколько в них напечатано фотографий. Так вот, неудачники потратили на выполнение задания в среднем по две минуты, а счастливчики справились с ним в несколько секунд. Дело в том, что в этой газете на второй полосе огромными двухдюймовыми буквами было набрано следующее
объявление: «Прекратите считать: в этой газете ровно 43 фотографии». Такое объявление пропустить было просто невозможно, однако неудачники, увлеченные подсчетом, не обратили на него никакого внимания! В другой раз я написал в объявлении: «Прекратите считать, сообщите экспериментатору, что вы прочли это объявление, и вы получите $250». Эффект был тот же: счастливчики получили деньги, а неудачники остались со своей неудачей. Этот эксперимент показал, что люди, считающие себя неудачниками, более
напряжены, чем их удачливые коллеги, и эта напряженность часто мешает им заметить нечто неожиданное, но полезное.
- Расслабься — и будешь счастлив?
- Примерно так. Но не только. Исследования показали, что удачливые, благожелательно настроенные по отношению к другим люди делаются счастливчиками потому, что они, во-первых, умеют пользоваться случайными возможностями и могут создавать их, во-вторых, принимают удачные решения, слушаясь интуиции, в-третьих, могут самореализоваться, надеясь на лучшее, и, наконец, в-четвертых, умеют сохранять жизнерадостное отношение к жизни. Многие из моих счастливчиков несознательно увеличивали свой шанс на удачу тем, что
старались как-то разнообразить, расширить свою жизнь. Один часто менял свои маршруты пути от дома до работы, другой, собираясь на вечеринку, решал, с каким типом людей он будет сегодня «водиться». На одной вечеринке он разговаривал исключительно с женщинами в красном, на другой — с мужчинами в черном…
- Не понял, какая разница-то?
- Большая. Подсознательно мы всегда тянемся к одному типу людей, а искусственно задавая себе такие случайные параметры, мы сильно увеличиваем свой круг общения! Да! И еще очень важно, как сам человек реагирует на свое «счастье» или «несчастье». Представьте ситуацию: на Олимпийских играх два атлета получили один серебряную медаль, а второй — бронзовую. Кто из них больше счастлив?
- Тот, что взял «серебро»…
- Так думают все. А исследования показывают, что более счастливы те, у кого «бронза». Тем, у кого «серебро» мешает ощущение того, что если бы они еще немного потрудились, то могли бы взять и «золото». А бронзовых медалистов греет мысль о том, что они пробились на пьедестал, что если бы они выступили чуть похуже, они вообще могли ничего не получить. Кстати, к такой возможности человеческой психики вообразить то, что могло бы случится, вместо того, что случилось фактически, часто
обращаются психологи для того, чтобы вывести пациента из депрессии.
Примерно так. В одной и той же ситуации разные люди могут видеть как удачу, так и неудачу и, соответственно, чувствовать себя либо счастливыми, либо несчастными. Я задал своим добровольцам вопрос, как они расценивают такую ситуацию: в банк, где они получают деньги, врывается грабитель и ранит их в руку. Так вот, в то время, как неудачники отнесли эту историю к несомненным неудачам, счастливчики заявили, что им повезло, ибо могли бы попасть и в голову.
- Получается, что счастливчики потому и счастливы, что при любой неудаче понимают, что могло быть и хуже?
- Да. Соответственно, они всегда пребывают в хорошем настроении, лучше относятся к людям, а это помогает им оставаться счастливыми по жизни и извлекать удачи даже из самых неприятных случаев. Так, в приведенной ситуации несколько «удачников» заявило, что теперь они смогут заработать деньги, продав историю с ограблением и ранением газетчикам.