Ваши заморочки

  Все выпуски  

Ваши заморочки


                                             
ВАШИ ЗАМОРОЧКИ
 
          
  Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся -,
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать ...(Ф.Тютчев)

Подобное привлекает подобное…; наши мысли становятся предметом…; то, о чём вы думаете – всегда становится реальностью…

Вы обязательно получите ответ и содействие по самым разным вопросам, во всём, что заботит Вас или Ваших близких – будь то проблемы детей, подростков, молодых, пожилых и старых людей.


Будучи ведущим авторской радиопрограммы я, конечно же, получаю сотни писем по поводу “правильного воспитания детей”. Письма пишут чаще матери, реже бабушки и уж совсем редко папы и дедушки. Причём дедушки даже чаще, чем папы…. Наверное, у пап мало времени для вызревания мыслей, как выпестовать учёного или композитора, или художника или, на худой конец, простого писателя или радиоведущего… Дай Бог, чтобы хватило сил и времени на то, чтобы коротенькое нравоучение своему дитяти произнести… Или нравоучительный подзатыльник отвесить чаду… Или в качестве похвалы по голове погладить… Вон сколько методов отцовского воспитательного воздействия перечислил… Аж утомился… Мы все должны уяснить для себя, что детей надо готовить к жизни интересной, содержательной… К такой жизни, которую хотелось бы повторить снова и снова…

Воспитывать детей для потомства
В середине I-го - начале II-го века от Рождества Христова жил и творил римский историк Тацит (Tacitus), который посвятил один из своих фундаментальных трудов быту, религии и вообще жизни древних германцев.
Ему, этому мыслителю, принадлежат слова: ”Воспитывать детей для потомства”. В этих его словах таится глубочайший смысл.
Нельзя жить только днём сегодняшним и задача жизненная отнюдь не в том, чтобы как можно дольше топтать бренную землю, а в том, чтобы сделать свою жизнь интересной, насыщенной, полноценной. И начинать творить свою жизнь надо с младых лет. И вот тут-то и возникает вопрос – как?
Надо всё сделать так, чтобы наши дети испытывали вкус, интерес к жизни не только в детстве, но и в юности, и в зрелом возрасте. И хорошо бы, чтобы и в старческом возрасте тоже сохранился жизненный задор и тяга к самоё жизни.
Можно ли этого достичь? Да, можно. Для этого надо сохранить здоровье, не подорвать его с самого раннего детства. А «взорвать» здоровье ребёнка, причинить ему невосполнимый ущерб – проще простого, скажу я Вам.
Итак, главная задача родителей – научить ребёнка... сохранять своё здоровье. Это должно быть поставлено во главу угла.
Сразу же оговорюсь, я вовсе не ратую за то, чтобы ребёнка пустить по «воле волн». Не считаю правильным, когда ребенок с утра до вечера болтается по улице. Рано или поздно (чаще рано, к сожалению) такое “ничегоделание” заканчивается тем, что ребёнок слишком ”прислоняется” к дворовой компании. И вовлекается в дела этой компании, в дела отнюдь не светлые. У ребёнка младшего и среднего школьного возраста ещё не выработано поведенческого иммунитета, ещё не сформировано чёткого отграничения плохого от хорошего.
Многие родители это понимают. И пытаются уберечь своё дитя от влияния улицы. Причём уберечь что называется напрочь, я бы даже сказал наотмашь.
И вот в этом то кроется громадная ошибка.
Давайте-ка по порядку, что называется не спеша порассуждаем. Итак, ребёнок достиг школьного возраста и благополучно пошёл вв поход за знаниями. Родители прониклись этим фактом до глубины души. Своей души и всячески пытаются сделать так, чтобы этот важнейший факт был осознан и ребёнком. Мамы (реже – папы) отводят ребёнка в школу, встречают его из неё и ведут беседы о том, что сказала Мария Ивановна (или Грета Карловна) на первом уроке, а что на втором. Дети охотно рассказывают... в первые дни и недели. А потом, школьные занятия и домашние задания всё более и более поглощают внимание ребёнка.
Но вот случилось – мама на работе краем уха услышала, какой необыквенно способный ребёнок у её коллеги – он и в школе учится, получая лишь высшие баллы, и в музыкальной школе занимает какие-то там места на конкурсах. А тут ещё пришло письмо от сестры из далёкой России, в котором она пишет из Омска или Екатеринбурга, что её сын прекрасно закончил второй класс школы и делает необыкновенные успехи в большом теннисе, и ещё занимается спортивными танцами. Молодая женщина порадовалась за свою сестру и за своего племянника из далёкой России. А спустя полчаса после прочтения письма, в глубине души села небольшая такая занозка-мысль: ”А мой-то, мой-то чем хуже?”. Но вроде появилась такая мысль и исчезла. До поры - до времени... Пока на экране телевизора не мелькнула передача о выставке детского художественного творчества.
И тут молодую маму осенила пророческая мысль: ”И мой сынок (моя доченька) могут и должны стать знаменитыми”. Эта мысль уже неистребима. И мама, кормы ужином своё чадо, уже внимательно присматривается к нему, к жующему... И на семейном совете решается - кем же будет их дитё – великим фигуристом, или великим пианистом, или великим теннисистом, или балероном (тоже, разумеется, великим).
И в этом направлении начинает работать вся семья – наводятся справки, узнаётся всё и вся в том или ином направлении – что интереснее, что прибыльнее в будущем, что с большей степеню вероятности может принести сытую (читай – счастливую) жизнь в будущем.
И пошло-поехало... Ребёнка встречают в дверях школы, везут домой и хорошо кормят. Потом его усаживают в авто и везут на теннисный корт. Ага... если ребёнок будет великим (как мы замыслили), то он, конечно же, должен превосходно владеть иностранным языком. Скажем – английским, или украинским, или японским.
И начинается метание-бегание мамы (реже папы) от стен обычной школы к стенам музыкальной, спортивной и какой-либо ещё. Поначалу ребёнку это может быть даже интересно – быстрая смена декораций, общение с разными людьми – и взрослыми, и детьми. Но очень скоро интерес улетучивается. И появляется усталость. И эта усталость появляется как следствие срабатывания защитной реакции в организме ребёнка. В лимбической системе его ещё неокрепшего головного мозга формируется эта защитная реакция. И выражается она в изменении характера срабатывания регуляторных центров, управляющими поведенческими реакциями ребёнка. И что же происходит? А вот что: ребёнок чувствует истощение, безразличие, он перестаёт в полной мере оценивать, осмысливать окружающую действительность, у него появляется ощущение незащищённости и своего бессилия. Центральная нервная система ребёнка (к слову – ещё ”несформатированная” - для этого необходимо время – время постепенного взросления) как бы ”забывает” оптимальную наработанную программу взаимоотношения в семье, в школе, в любом ином месте и начинает формироваться искажённое сознание, точнее искажённое отражение окружающей его реальности. А чем ребёнок может это выразить, как он может попытаться это показать своим маме и папе? Плачем…
И очень жаль тех родителей, которые воспринимают своих детей, как существа, готовых выполнять все требования, которые ждут, что их чадо будет всё делать так, как они их ”программируют”, забывая о том, что каждый день, каждая встреча с кем бы то ни было и с чем бы то ни было побуждают детский мозг к выработке новых поведенческих решений и навыков самостоятельной внутренней жизни. Происходит следующее – мамы и папы удивляются и недоумевают, потом ругаются и раздражаются, отчаиваются – и всё это потому лишь, что их ребёнок не готов выполнять любое их требование. И характер этих родительских реакций определяется степенью несоответствия между реалиями и ожидаемым.
Вот этим родителям и надо прояснять сущность этого феномена. Это очень важно для молодых родителей, а значит в ещё большей степени важно для здоровья их детей. Мало того, родители нередко заблуждаются в том, что недооценивают внутренний мир своего ребёнка – он видится им очень простым. Это кажущаяся простота. И эта недооценка внутреннего мира своего ребёнка является посылом к упрощенчеству в построении взаимоотношений со своим ребёнком.
Объективная трудность воспитания (и обучения) ребенка в младшем школьном возрасте в том, что ребёнок просто-напросто не может помочь в этом своей маме и своему папе (и своему учителю), так у них ещё не сформировалась выработка подачи сигнала обратной связи; они ещё не знают, как и чем ответить на критику со стороны взрослого человека, на жёсткий контроль, на чрезмерную опеку, на несправедливость. Ребенок ещё не знает, как объяснить своей маме или своему учителю – что их поведение обижает его, что оно мешает ему хорошо учиться, дружить с одноклассниками.
Предвижу Ваши реплики типа: ”А вон, у моих знакомых ребёнок в таком же возрасте как и мой оболтус, а всё понимает, на всё правильно реагирует и..”. Конечно, есть дети младшего школьного и даже дошкольного возраста с высокой степенью личностной рефлексии, способные к анализу происходящего с ними и даже обсуждать это со взрослым человеком. Но, смею заметить, это совершенно несвойственно, абсолютно нетипично для этого возраста. Про таких детей можно сказать лишь одно – их очень немного и они довольно сильно обогнали своих сверстников в развитии. И очень-очень важно, чтобы эта информация была доведена до молодых родителей. Иначе будут формироваться нездоровые дети. А нездоровый ребёнок в семье – это беда, это постепенно нарастающая проблема, которая неизвестно когда выплеснется за пределы “семейного гнезда”.
Родителям очень важно понять, что главной особенностью внутреннего мира ребёнка младшего школьного возраста состоит в том, что он почти ничего не знает о содержании своих внутренних переживаний – ведь они у него ещё не оформлены. На возникающие трудности – в школе, на улице или дома (это главные проблемные зоны ребёнка) дитя чаще всего отвечает эмоциональными проявлениями – страхи, ощущение тоски, вегетативными нарушениями. Нередко отмечаются такие проявления как реакция на несправедливость (с точки зрения ребёнка) учителя или на конфликтные ситуации в семье – слезливость, нарушение фиксации внимания (ребёнок становится очень невнимательным, отвлекаемым), недержание мочи (в том числе и дневное), энкопрез (недержание кала), гипертермия (повышение температуры тела).
Ребёнок в младшем школьном возрасте не в состоянии соотносить свои реакции с причинами, их вызывающими, в отличие от подростков, которые уже в достаточной мере отдают себе отчёт в своих ощущениях и чувствах и, мало того, уже стремятся выражать эти чувства. Внимательно всматривайтесь в своих детей, в их поведенческие реакции. И внимательно всматриваясь в их поведение и реакцию постепенно и осмысленно вводите нагрузки в их сложную детскую жизнь. Не оглядывайтесь на детей соседей и знакомых, не сравнивайте их между собой. Он – ваш ребёнок – единственный в этом мире, он н-е-п-о-в-т-о-р-и-и-и-м! И это надо помнить всегда! Если хотите, чтобы Ваш ребёнок жил долго и счастливо. И чтобы ваша такая далёкая ещё старость (которая, к сожалению, очень быстро приходит) была защищена…. Вашими детьми, между прочим… Воспитывайте детей для потомства!

Доктор Хорошев.

Присылайте свои вопросы! rovesniki@list.ru

Вы получите ответы на Ваши вопросы, живой отклик и поддержку в Ваших раздумьях о психологических проблемах, участие в заботах о детях и внуках – если что-то Вас тревожит в их поведении и жизненном укладе.


Архив рассылки  

      

 
              

В избранное