Одновременный уход General Motors и SsangYong посеял панику среди автовладельцев. Но если разобраться, становится ясно: синдром «пустых полок» крупнейшему европейскому рынку не грозит. А усилившаяся конкурентная борьба сыграет на руку потребителям.

Решение концерна General Motors покинуть российский рынок прозвучало как гром среди... пусть не ясного, уже нахмурившегося, но ещё далеко не грозового неба. Ведь GM — один из пионеров отечественного рынка, начавший работать в РФ ещё в «смутные времена» 90-х годов. Конечно, уход такого крупного игрока был воспринят автомобилистами эмоционально: марки Opel и Chevrolet оказались едва ли не в одном ряду с хамоном и пармезаном; иначе говоря — многие сочли, что это был политический ход в наметившемся противостоянии России и США. Может быть, намёк со стороны американцев на то, что санкции в отношении нашей страны будут ужесточены (не зря же GM объявила рынок «неясным в долгосрочной перспективе»). А последовавшее заявление южнокорейской компании SsangYong о приостановке поставок автомобилей в РФ так и вовсе посеяло панику. Кажется, на горизонте замаячили призраки дефицита и автомобильного «железного занавеса». Но так ли это на самом деле?

«Ничего личного, только бизнес», любят говорить коммерсанты; следуя логике этой поговорки, можно поискать чисто экономические причины ухода General Motors. А они, безусловно, есть: проблемы у компании начались далеко не вчера. Например, в прошлом году GM заявила о снятии с продажи седана Malibu из-за низкого спроса; Chevrolet Cobalt оказался не в состоянии повторить коммерческий успех Lacetti; неважно продавался и Chevrolet Cruise. Допущенные маркетинговые ошибки привели к тому, что GM приходится реструктурировать свои подразделения не только в России, но и по всей Европе.

Конечно, у нас компании пришлось тяжелее всего: ведь бюджетные модели Chevrolet — это южнокорейские машины с низкой степенью локализации (всего около 25%). После того, как вона подскочила к рублю более чем на 80%, марка в одночасье стала неконкурентоспособной. Кстати, по той же причине сейчас «впадает в спячку» и SsangYong, несмотря на то, что отечественный рынок для марки — крупнейший; в 2013 году здесь продавалось больше машин, чем в самой Южной Корее.

В минувшем январе, когда кризис авторынка начал набирать обороты после головокружительных декабрьских продаж, председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер сравнил происходящее с тяжёлым похмельем. Пожалуй, не только декабрь, но и несколько предыдущих лет справедливо будет охарактеризовать как затянувшуюся «пирушку» автопроизводителей. Когда страна купалась в нефтедолларах, можно было осуществлять безоглядную экспансию на рынок. Но с падением курса рубля в лучшем положении оказались те, кто заранее припас пилюлю от головной боли. И эта пилюля — локализация производства в России.

Именно бренды с высокой степенью локализации окажутся способными удержать цены, пережить кризис с минимальными убытками и стать хозяевами положения, когда рынок вновь пойдёт в рост (по прогнозам Минэкономразвития, это случится не ранее 2016 года). Увы, практически неизбежно, что компании, ориентированные на импорт в бюджетном сегменте, будут вынуждены покинуть Россию в ближайшие месяцы. Для них это станет похмельем в чужом пиру — среди марок, которые оказались дальновиднее.

Для последних кризис, наоборот, будет уникальной возможностью укрепить свои позиции: так, накануне компания Ford Sollers объявила о готовности расширить присутствие в регионах за счёт сотрудничества с дилерами брендов, прекративших свою деятельность. Очевидно, речь идёт о дилерах General Motors: то есть, на место одного американского концерна незамедлительно приходит другой — «ничего личного, коллега, только бизнес». Несмотря на тяжёлое положение (потерю 78% продаж в сравнении с прошлым годом), Ford Sollers подтвердил свои намерения вывести на рынок 4 новые модели и достичь среднего уровня локализации 60% к 2018 году.

Свои инвестиционные планы в России подтвердил и другой гигант автопромышленности, концерн Volkswagen: во втором квартале текущего года немцы собираются открыть новый завод по выпуску двигателей в Калуге и склад запчастей в Чехове. Альянс Renault-Nissan заявил, что российский рынок остаётся для компании стратегически важным: на заводе в Санкт-Петербурге не планируется сокращений ни мощностей, ни персонала. Toyota и Hyundai также уверяют, что не изменят планов по развитию своих заводов; а компания KIA буквально на днях презентовала в России обновлённую модель Rio и планирует в ближайшее время вывести на рынок ещё одну новинку.

Одним словом, несмотря на некоторое обеднение выбора, российским автомобилистам не грозит дефицит иномарок; да и сокращение модельных рядов временное — как только рынок начнёт расти, импортёры вернутся обратно. Такое уже не раз было: некоторые из исчезнувших в последнее время марок (например, Seat) неоднократно уходили и возвращались на российский рынок. Вот и SsangYong заявили, что ждут только стабилизации курса рубля, чтобы возобновить поставки машинокомплектов для сборки на Дальнем Востоке.

«Хочешь жить, умей вертеться» — гласит другая пословица, популярная в бизнес-среде. Прошли золотые для автопроизводителей времена, когда за машинами выстраивались очереди. Теперь, чтобы выжить на рынке, оставшимся в России брендам придётся усилить конкурентную борьбу, что сыграет на руку потребителям. Так, например, Ford Sollers уже объявил, что готов принимать на сервисное обслуживание автомобили «ушедших» марок, а также запустил программу trade-in, предоставляя скидку при покупке нового Ford в обмен на автомобиль одного из таких брендов. Кстати, перед уходом с рынка General Motors объявили 25% скидку на все модели Opel и Chevrolet.