Недовольство рабочих заводов и фабрик в капиталистических странах зачастую перерастает в забастовки, которые иногда способствуют улучшению условий труда и повышению зарплат.

А иной раз это может привести к краху крупнейших предприятий. «Обиженные» работники обрушивают свой гнев на работодателя, то есть владельца предприятия, но при этом не учитывают, что не будет работодателя — не будет зарплаты и, соответственно, еды, машины, дома, пивка в соседнем пабе.

Подобная ситуация в свое время произошла с компанией General Motors — легенда американского автопрома обанкротилась. Конечно, здесь не имеется в виду, что забастовки работников гиганта и стали причиной всех его бед. Но, тем не менее, они случались, и это при том, что работники американской автопромышленности получали более высокую зарплату, чем, скажем, их японские коллеги.

Проблемы у General Motors были комплексные, и совсем не вовремя для компании в Штаты постучался кризис, спровоцировавший резкое сокращение потребительских расходов. Под угрозой банкротства оказалась не только General Motors, но и Ford, и Chrysler. Перегруженные долгами и страдающие от падения спроса, они неоднократно получали от правительства финансовую поддержку, но в один не совсем прекрасный момент американский сенат отклонил 14-миллиардный план спасения этих компаний.

На биржах воцарилось нечто похожее на хаос: падали акции — как американские, так и азиатские. За ними вслед падал доллар США. Ну а акции той же General Motors теряли в цене просто на глазах. Тут же началась цепная реакция: акции автопрома потянули за собой вниз акции металлургов, автомобильных дилеров, производителей автошин. Denso, один из крупнейших производителей автозапчастей, потерял в цене 10%. Пострадали также котировки металлов и нефти.

В течение 77 лет General Motors считалась крупнейшим мировым автопроизводителем. И лишь в 2009 году компанию смогла обойти Toyota. С долгом в 172,8 млрд долларов General Motors стала своеобразным рекордсменом — крупнейшим банкротом среди автопроизводителей за всю историю. В разгар кризиса абсолютный рекорд по долгам принадлежал Lehman Brothers, у которой было более 600 млрд долларов долга.

И вот в начале лета 2009 года легенда американского автопрома объявила себя банкротом. И в немалой степени компания «обязана» этому профсоюзам, из-за которых автогигант подписал абсурдный коллективный договор, поставивший его в проигрышную позицию по сравнению с конкурентами. Вот и получилось, что, добиваясь каких-то благ для себя, работники корпорации сами «вырыли себе могилу».

Мораль истории такова: всегда зри в корень! Или: не руби сук, на котором сидишь. Или: не плюй в колодец… Или: не кусай руку… А также надо помнить, что не всякий капиталист с полными карманами денег — злой и кровожадный упырь.

Автор: Антон Харитонов