В наступающем 2017 году мы должны найти для нашей экономики новые источники роста.

Абел Аганбегян, академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС

«Если мы не найдём новых источников роста, то динамика валового внутреннего продукта будет находиться где-то около нулевой отметки» - эти слова были сказаны президентом В. Путиным ещё в мае 2016 г. на президиуме Экономического совета. Судя по всему, пока эти источники так и не обнаружены. Об этом свидетельствует в частности базовый прогноз Минэкономразвития, который предусматривает ежегодный прирост на уровне 0,5-1,5%.

Между тем источники роста - у нас на виду.

Деньги - в банке

По прогнозам Банка России, 2016 год принесёт российскому банковскому сектору прибыль, в несколько раз превосходящую результаты 2015 года: до 800-900 млрд рублей. Активы наших банков огромны - 83 трлн руб. Но лишь 1,3% от этой суммы банки инвестируют в виде кредитов в основной капитал предприятий (подробнее об этом - в «АиФ» № 42 за 2016 г.). Между тем такие кредиты - главный источник экономического роста, особенно при технологической отсталости наших предприятий. Долгосрочные кредиты банков крайне важны для мобилизации и другого важнейшего источника роста - вложения средств в человеческий капитал, в «экономику знаний». Тем, кто получает профессиональное образование, нужно выдавать кредиты на 10-20 лет под их будущую повышенную заработную плату.

Другой источник - огромные (400 млрд долл.) международные золотовалютные резервы России. К сожалению, они не только не приносят весомого дохода, но ежегодно обесцениваются, по отчётам ЦБ, на 19‑20 млрд долл. Если оставить в неприкосновенности большую их часть - 300 млрд долл., всё равно эти резервы будут больше, чем во всех развитых странах, кроме Японии. Из оставшейся суммы нужно выделять ежегодно по 15-20 млрд долл. в виде кредитов для технологического обновления действующего производства.

Конечно, деньги есть и у предприятий. Чтобы они активнее вкладывались в собственное развитие, стоит освободить от налогов ту часть прибыли, которая направляется на инвестиции. Для другой части инвестиций предприятия используют амортизационный фонд. Его можно увеличить, снизив, по примеру развитых стран, сроки амортизации и проводя политику ускоренной амортизации.

Немалые сбережения есть и у населения - до 30 трлн руб. в России и, по оценкам экспертов, до 700 млрд долл. за рубежом. Чтобы эти деньги питали экономику, можно разместить государственные облигационные займы для населения на 3-5 лет, направляя средства в конкретные отрасли: жилищное строительство, производство легковых автомобилей, обустройство дачных участков. Семьям, купившим такие облигации на достаточно большую сумму, можно гарантировать приобретение жилья, автомобиля, участка на льготных условиях, например со скидкой в 30%.

С возвратом!

Занимать государство может и на внешнем рынке - у международных банков, отдельных стран, крупных инвестфондов. Полученные таким образом средства - по 20-30 млрд долл. в год - тоже нужно направить на выдачу инвесткредитов. При этом установить такую процентную ставку, чтобы она покрывала расходы государства по этому долгу. Общий международный долг России в подавляющей части (более 90%) является долгом не государства, а предприятий и организаций, и за два последних года из-за санкций сократился с 730 до 515 млрд долл., так что его обслуживание может обойтись без помощи государства.

В основном предлагается использовать новые источники для инвесткредитов - то есть средства будут возвращены, к тому же быстро окупятся (см. инфографику). Но это возможно лишь при низкой процент­ной ставке в 3-6%. Поэтому решающее значение имеет снижение инфляции и ключевой ставки ЦБ, а также сокращение возможных рисков. В определённой мере и государство могло бы компенсировать процент­ную ставку, гарантировать возврат кредита. Несомненно, такие вложения гораздо эффективнее невозвратных вливаний из государственной казны.

Абел Аганбегян