Мы возим детей в машинах и летом, и зимой. В школу, к врачу, в бассейн, в спортивную секцию, к бабушке в деревню и в путешествие по стране… Они передвигаются вместе с нами в самом опасном виде транспорта. Как их можно защитить от беды?

Первые шаги

Если бы вы сейчас увидели первые детские автомобильные кресла, которые появились в 40–50‑х годах прошлого века в США, вы бы от души повеселились. Они были похожи на раскладные садовые стульчики, такие – на металлических рамах и без всякого крепления – водружались на сиденье автомобиля. Не дай бог попасть в аварию, когда ребёнок едет у вас на таком «троне». Кресла и люди будут вперемешку летать по салону.

Но эти стульчики были придуманы не ради безопасности. Изобретатели хотели только приподнять ребёнка, чтобы ему удобно было смотреть в окно и он не отвлекал бы папу или маму, ведущих автомобиль. О безопасности задумались позже.

– В 1965 году в Нью-Йорке прошёл пикет, цель которого была донести до автомобильных компаний идею необходимости подумать о том, как можно защитить пассажиров в случае аварии, – рассказывает сотрудник транспорт­ного подразделения Европейской экономической комиссии ООН Эдоардо Джанотти. – И в 1971 году Национальное управление по безопасности дорожного движения США определило первый стандарт для детского удерживающего устройства в автомобиле. Ребёнок должен был сидеть в специальном кресле, пристёгнутый жгутом, а само кресло крепилось к сиденью автомобиля штатным ремнём безопасности.

В конце 70‑х годов прошлого века Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств Европейской экономической комиссии ООН приступил к разработке первого международного правила безопасной перевозки ребёнка в автомобиле. Это правило № 44 вступило в силу в 1981 году, и страны, входящие в ООН, стали на национальном уровне внедрять его у себя. У нас в стране оно начало применяться в 2002 г.

Шведский вклад

Серьёзнее всего к безопасности на дорогах относятся в Скандинавских странах. Шведы уверены, что именно они первыми стали задумываться, как лучше защитить детей в автомобиле, считает старший технический руководитель отдела детской безопасности автоконцерна «Вольво» Лотта Якобссон.

В 1964 г. вдохновлённый креслами космонавтов профессор Технического университета Чалмерс в Гётеборге Бертил Алдман (кстати, он был одним из изобретателей автомобильных ремней безопасности в 1950‑х годах) сконструировал детское кресло, которое устанавливалось в автомобиле против хода так, что ребёнок в нём смотрел назад, и протестировал его на заводе «Вольво».

В 1967 г. такие кресла поступили в продажу, и только десятилетие спустя появилось кресло, в котором ребёнок сидел лицом вперёд, по ходу автомобиля.

В 1970 г. уже большинство родителей в Швеции перевозили детей в автокреслах, а в конце 80‑х 90% детей в Швеции ездили в автомобилях только в них. Притом что в целом в Европе, по статистике ЕЭК ООН, к 1984 г. только половина малышей в возрасте 4 лет перевозились в автомобилях в детских креслах.

В 1978 г. появился бустер – специальная подушка, которая крепится к сиденью автомобиля и позволяет ребёнка, сидящего на ней, пристегнуть штатным ремнём безопасности для взрослых. За счёт того, что он сидит выше, чем если бы располагался на сиденье автомобиля, ремень безопасности в случае аварии не повредит ему шею. Но это приспособление можно использовать только для детей старше 4 лет. И оно, к сожалению, не защищает голову ребёнка при боковых ударах.

Так что, когда в Европе приняли закон, что детей можно перевозить в машине лишь в детских удерживающих устройствах, в Швеции их так перевозили уже давно.

По правилам ООН

Машин на дорогах развитых стран становится всё больше, скорости передвижения возрастают, и без новых условий безопасности любая авария заканчивалась бы сегодня страшными последствиями. Европейская экономическая комиссия ООН продолжает работать над правилами, обязательными для всех стран ООН, рассказывает Эдоардо Джанотти.

С 2013 г. по новому правилу ООН № 129 детские кресла, имеющие свои ремни безопасности, должны быть закреплены на сиденье автомобиля с помощью специальной фиксирующей системы ISOFIX. Но если у кресла нет своих ремней безопасности, оно фиксируется штатным ремнём безопасности автомобиля. С 2012 г. все автомобили, которые выпускаются в Европе, обязаны иметь под спинкой сиденья специальные скобы для системы ISOFIX, так как эта система удерживает кресло надёжнее, чем ремни.

Кроме этого, по новому правилу:

подбирать удерживающее устройство вы должны в соответствии с ростом ребёнка, а не его весом, как это было раньше. Пока не достигнет 135 см, он должен сидеть только в кресле или на бустере (который, между прочим, тоже прикрепляется к автомобилю с помощью системы ISOFIX, а не является просто подушечкой под попу);

к детским креслам были повышены требования, и теперь они защищают голову и спину ребёнка при боковых ударах;

кресло с ребёнком младше 15 месяцев должно быть расположено так, чтобы младенец был повёрнут лицом назад;

такое кресло – для перевозки лицом против хода – должно быть оснащено опорными «ногами», которые упираются в пол автомобиля и позволяют креслу жёстко стоять во время фронтального удара.

Автор: Марина Матвеева