Спотовые котировки Urals с поставкой в Роттердаме в пятницу снизились на 14,5% до $35,6 за баррель, в порту Аугуста упали на 16,2% до $34,9. В последний раз Urals стоила меньше $35 в июле 2004 г.

«Роснефть» верстает бюджет-2009, исходя из цены $50/барр., пессимистичный сценарий «Лукойла» и «Газпрома» — $45.

Впечатляет скорость, с которой цена преодолевает все новые психологические минимумы, отмечает аналитик «Солида» Денис Борисов. Планку $100/барр. Urals пробила в сентябре, в $60 — в октябре, а в минувшую пятницу цена опустилась уже до $35.

Она может упасть до $30 в случае рецессии в Китае, говорит аналитик Deutsche Bank Адам Симински. Аналитики Merrill Lynch считают, что в 2009 г., опять же в зависимости от новостей из Китая, цена может опускаться до $25/барр., но среднегодовая цена все же будет вдвое выше.

Международное энергетическое агентство (IEA) в пятницу вновь понизило прогноз спроса на нефть в 2009 г. — на 170 000 баррелей в сутки (до 86,4 млн баррелей в день), пишет Bloomberg. Президент ОПЕК Шакиб Халиль пообещал «существенное» сокращение добычи, если цена останется ниже $60/барр. В этом году картель дважды снижал квоты на добычу, но результата это не принесло.

Доходы российских нефтяников начали падать в III квартале (средняя мировая цена Urals упала на 4% до $113/барр.). Например, чистая прибыль «Роснефти» снизилась на 18,6% до $3,5 млрд. Но самым тяжелым будет конец года, на который пришлось наибольшее падение цен в сочетании с ростом экспортных пошлин. По данным ЦДУ ТЭК, экспорт в дальнее зарубежье в ноябре упал почти на 16% (к ноябрю 2007 г.).

Налоговая нагрузка на нефтянку в России — около 60%, на Западе — 40-50%, отмечает Борисов. На прошлой неделе потери нефтяников подсчитывал премьер-министр Владимир Путин: у него вышло, что экспорт каждой тонны приносит $68 убытка (при цене Urals $44 и пошлине $192,1 за баррель). Текущая цена увеличивает потери до $140 с тонны, подсчитал Борисов.

Цены падают слишком быстро, так что решение правительства о сокращении сроков расчета экспортной пошлины до одного месяца пока не спасает ситуацию, отмечает Борисов. Пошлина на январь будет рассчитываться из цены около $45 за баррель (средняя с середины ноября по середину декабря), значит, при цене Urals $35/барр. потери от экспорта составят до $3 на баррель, при цене $25 убыток будет до $13, подсчитал он.

Пойдет ли правительство на экстренные меры, не ясно. Нужно считать, как дальнейшее снижение налоговой нагрузки скажется на бюджете, сказал в пятницу «Ведомостям» вице-премьер Игорь Сечин.

Экспортная пошлина — это около 20% доходов бюджета и ее сокращение на треть снизит доходы в январе на 7-10%, говорит экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Удешевление барреля на $1 сокращает годовые бюджетные доходы на $2,2 млрд, рассуждает экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева. По ее расчетам, при среднегодовой цене $30 за баррель бюджет недополучит 3,5 трлн руб., что сравнимо с размером резервного фонда (3,7 трлн на 1 декабря). Таким образом, резервный фонд полностью уйдет на финансирование бюджетных расходов, заключает она, напоминая, что средства фонда могут быть потрачены на финансирование бюджетного дефицита, если цена нефти падает ниже уровня, установленного в законе о бюджете.

Сейчас это $95 за баррель, но Минэкономразвития пересматривает прогноз. На прошлой неделе замминистра Андрей Клепач рассказывал «Ведомостям», что «в базовом варианте цена нефти составит $50 за баррель», оптимистичный прогноз рассчитывался исходя из $60 за баррель, а пессимистичный — $30.

Ключевой вопрос — курс доллара, говорит главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Реальный курс рубля к доллару в январе — ноябре снизился на 0,8%, к евро — вырос на 13,2%, следует из предварительных оценок Центробанка динамики курса (к декабрю 2007 г.). Для обеспечения бездефицитности счета текущих операций и бюджета, по мнению Гавриленкова, нужно в 2009 г. девальвировать рубль к бивалютной корзине на 30-40%.

В подготовке статьи участвовали Ольга Петрова, Ольга Кувшинова, Надежда Иваницкая, Кирилл Хрипунов

Ведомости