Согласно последнему опросу общественного мнения, проведенному компанией Elabe для телеканала BFM, семь из десяти французов считают санкции против России неэффективными. При этом ровно столько же жителей страны убеждены, что действия российских властей «заслуживают наказания». Конфликт между идеальной и реальной политикой видит в этом корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Ощущения французов от действий Европы в отношении России сложны и даже противоречивы. Это продемонстрировал новый опрос общественного мнения, проведенный Elabe по заказу BFMTV. Как выяснилось, 72% граждан Франции уверены, что санкции против Москвы необходимы, но в то же время 74% считают их применение неэффективным.

Французы благоприятно настроены к неким идеальным санкциям, которые должны, по их выражению, «наказать агрессора», но категорически не одобряют те ситуации, когда эти санкции оборачиваются против них самих.

Разлад в общественном мнении, зафиксированный Elabe, опирается на несколько факторов. Они и рациональные, и эмоциональные. Эксперты отмечают, что принятые Западом меры против энергетического комплекса России привели к парадоксальной ситуации — поставки энергоносителей снижаются, а выручка российских поставщиков растет. Рынок реагирует ростом цен на уменьшение предложения. На это же ссылаются те политики, которые всегда с сомнением относились к идее экономической войны против России. Они придерживались этой позиции в момент апрельских президентских выборов и остаются на ней до сих пор.

Как и их избиратели, эти политики выступают против санкций не только с точки зрения понимаемого ими здравого смысла, но и из духа противоречия правительственной политике.

Непременно оговариваясь о поддержке Украины, они видят единственный выход из ситуации в переговорах, а не в военных действиях.

Против санкций высказывался от имени крайне левых Жан-Люк Меланшон, а от имени крайне правых — Марин Ле Пен и ее ближайшие соратники по «Национальному объединению».

«Какими бы ни были причины вторжения в Украину, ничто не может его оправдать или релятивизировать»,— заявил Жан-Люк Меланшон, выступая за «нейтралитет Украины» и дипломатическое решение конфликта. Однако действия Европы кажутся ему неправильными: «Санкции, уже имевшие место против России в прошлом, оказались неэффективными. Они наказали французов... Нам нужна конференция по безопасности в Европе». Выступая в парламенте, политик заявил: «Русский народ нам не враг, не будем путать его с националистическим режимом».

Марин Ле Пен, глава парламентской группы «Национального объединения», говорит, что российская экономика более устойчива к санкциям, чем сама Европа. Еще в августе она призвала отказаться от ограничений, введенных против России, поскольку они «абсолютно бесполезны» и способны только «заставить страдать европейские народы и, кстати, французов». В сентябре слова госпожи Ле Пен повторил в интервью французскому телевидению нынешний глава ее партии Жордан Барделла.

Социологи, проводившие опрос, отмечают: отношение к санкциям, их эффекту на Россию и обратному воздействию весьма различно у разных слоев населения.

Так, 40% опрошенных продолжают утверждать, что «поддержка Украины и санкции против России являются приоритетом, даже если это имеет большее влияние на их повседневную жизнь и покупательную способность». Это мнение социально и финансово успешных граждан.

Тем, у кого ситуация сложнее, а таковых 32%, кажется, что нужно «продолжать поддерживать Украину и накладывать санкции на российскую экономику, но если это слишком сильно повлияет на повседневную жизнь и покупательную способность французов, то следует ослабить санкции против России и поддержку Украины».

Наименее обеспеченные (это 27% опрошенных) настаивают на том, что «повседневная жизнь и покупательная способность французов важнее, чем поддержка Украины и санкции против России».

Однако очевидно, что новый опрос больше говорит о внутренней ситуации Франции, чем о международной политике. Страты, отмеченные специалистами Elabe, постоянно и по любому поводу не согласны между собой. Это отражение того раскола в обществе, который продемонстрировали куда более представительные опросы населения, а именно уже прошедшие президентские и парламентские выборы. Выступающие против санкций 27% едва ли ведомы любовью к политике, которую проводят российские власти, но, очевидно, не приемлют политику собственной страны — не столько внешнюю, сколько внутреннюю. Именно в этом слое сохраняется опора «желтых жилетов», «антиваксеров» и любых противников президента Эмманюэля Макрона.

Результаты исследования общественного мнения, несомненно, показывают, что поддержка санкций (особенно учитывая перспективу затягивания конфликта на Украине) снижается. Но это и свидетельство того, что санкции все более становятся вопросом внутренней, а не только внешней политики Франции.