Минфин буквально по капле выдавливает из себя информацию о конкретных параметрах планируемых налоговых инноваций. Большие парламентские слушания в Госдуме продолжались более 4 часов, но так и не ответили на главный вопрос: каким будет минимальный порог и ставки прогрессивной шкалы НДФЛ. В дискуссиях о справедливости чуть было не утонули две новости, озвученные Антоном Силуановым: «разумная прогрессия» не затронет участников СВО и владельцев банковских вкладов в части обложения полученных с них доходов.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин сразу предупредил, что на слушаниях будет обсуждаться концепция, а не параметры новой системы налогообложения. Разговор о конкретных цифрах ещё впереди (спойлер: по ходу дискуссии прозвучало, что он якобы начнётся на следующей неделе. Но это неточно). Обсуждение общих принципов, по словам Володина, необходимо, чтобы потом не испытывать стыда за принятые решения. «Надеемся, правительство учтёт прозвучавшие предложения при подготовке законодательных инициатив», — заявил спикер, напомнив, что большие парламентские слушания проводятся только по самым важным вопросам жизни страны.

Состав ключевых спикеров не сильно отличался от заседания экспертного совета комитета по бюджету, обсуждавшего налоговые инновации в понедельник. На трибуну поднимались те же самые лица и говорили примерно то же самое. Глава Минфина Антон Силуанов снова сделал акцент на справедливости и сосредоточился не на сути, а на послесловиях изменений. Он пообещал, что эффект почувствуют все: полученные средства «пойдут на социальные цели и решение важнейших для людей задач». На них построят жилье, повысят социальные выплаты и окажут поддержку бизнесу.

Силуанов напомнил, что прогрессивная шкала НДФЛ — не новация, а общемировая практика. «У наших соседей» ставки доходят до 25%, а в «дальнем зарубежье — до 45–55%». «Мы будем предлагать разумную прогрессию», — заверил глава Минфина. Подавляющее большинство россиян, по его словам, повышение ставок не коснётся. А приоритетные категории, в частности семьи с детьми, в конце года смогут даже вернуть часть уплаченных денег в виде кешбэка от государства.

Министр с энтузиазмом поддержал предложение Вячеслава Володина не распространять прогрессивную шкалу НДФЛ на участников СВО. «Наши бойцы нуждаются в нашем внимании и поддержке. И если мы можем это делать через налоговые предложения, это обязательно будет сделано», — сказал Силуанов. Напомним, что участники СВО и так практически не платят НДФЛ. Соответствующие решения были приняты ещё в 2022 году. Подоходный налог взимается только с части ежемесячного денежного довольствия бойца, а также с матпомощи, назначаемой при получении госнаграды. По всей видимости, именно эти выплаты предполагается вывести из-под прогрессии, если общая сумма будет превышать (что вряд ли) годовой лимит, установленный властями. Силуанов также сообщил, что налогообложение доходов, получаемых с банковских вкладов, меняться не будет. Как платили вкладчики 13% от суммы, превышающей необлагаемую, так и будут платить. «Это направлено на стимулирование граждан к формированию сбережений. Мера несёт в себе и социальный аспект, чтобы не затронуть большую часть граждан, хранящих сбережения в банках», - пояснил министр. Планируемые корректировки налоговой системы, по словам Силуанова, предполагается зафиксировать до 2030 года (т.е. до окончания нынешнего срока Владимира Путина). При этом новации не затронут 10 млн самозанятых: правительство сдержит своё обещание ничего не менять для них в течение 10 лет (т.е. до 2028 года).

Предложения, которые прозвучали в ходе дальнейшей дискуссии, можно разделить на три группы. Бизнес просил, чтобы вместе с увеличением налогового бремени в пакет законодательных инициатив была включена налоговая амнистия для тех, кто соблюдает правила игры и добросовестно выполняет пожелания властей. Переход с «упрощенки» на общие правила предприниматели хотели бы видеть максимально плавным с сохранением возможности для тех, у кого-то в новых условиях не получится «расти», вернуться обратно. Ставка налога на прибыль, по мнению участников слушаний, должна быть плавающей и зависеть от объёма инвестиций. Это будет стимулировать бизнес вкладываться в развитие производства и регионов. Судя по выступлениям, бизнес ждёт, что с нынешних 20% ставка может вырасти до 25%, а то и до 30%.

В свою очередь регионы просили Минфин отдать им бОльшую часть НДФЛ. А также сделать туристический сбор не экспериментом, а полноценным местным налогом (тут, правда, возник спор, кто именно должен вводить платёж для приезжающих и его администрировать — региональные власти или муниципалитеты, которым хронически не хватает денег).

Интересы граждан перед Силуановым попытались отстоять парламентские фракции. «Новые люди» заявили, что годовые доходы до 5 млн руб. не должны попадать под анонсированную министрами «разумную прогрессию», иначе в РФ никогда не сформируется нормальный средний класс. ЛДПР предложила расширить линейку «налоговых вычетов», включив в неё, в частности, вычет на лечение домашних питомцев. Парламентарии также призывали наравне с участниками СВО вывести из-под прогрессивной шкалы НДФЛ учителей и врачей.

Все, что касается нагрузки на граждан, глава Минфина комментировал очень скупо и неохотно. Но возможность введения туристического налога пообещал рассмотреть (напомним, что сейчас его в некоторых регионах заменяет весьма своеобразно трактуемый курортный сбор: например, в Санкт-Петербурге все приезжие, включая командировочных (!), платят 100 руб. в сутки). Антон Силуанов заверил, что в правительстве услышали все предложения и постараются их по возможности учесть. «Главное, что наши взгляды совпадают: у нас одни и те же оценки понимания справедливости налоговой системы и того, что нужно менять», — подвёл итог слушаний глава Минфина.

Елена Егорова