Новости про проблемы российской криптобиржи Berebit, прозвучавшие перед самыми майскими праздниками, явно не затерялись в общем потоке событий. «Бунт» вкладчиков, пришедших лично за своими кровными после неожиданной остановки деятельности компании, ночующие в московском Сити криптоинвесторы, штурм офиса с блокадой входов и выходов из здания и погоней за сотрудниками по этажам супернебоскребов, остановленный лишь приездом полиции, — все это достаточно экзотические для сегодняшней России происшествия, которые не остались незамеченными даже неискушенной публикой.

Проблемы Berebit начались в конце марта, когда силовики изъяли из офисов компании часть компьютерной техники и документы, но деятельность компании не остановили. Следственные действия, по неподтвержденным данным, были связаны с переводом денег на финансирование терроризма. У биржи после действий силовиков сменилось руководство, которое, по слухам, сразу выявило несоответствия балансовой отчетности (вероятный эвфемизм отсутствия денег на счетах) и остановило операции для проведения аудита. Как будто бы суммарно у клиентов застряло на счетах не так уж и много денег, где-то полмиллиарда рублей, но среди вкладчиков якобы есть важные персоны с большими связями, а сама биржа вроде как принадлежит одному бывшему украинскому олигарху с Донбасса, где к нему «накопились вопросы». По последним сообщениям, биржа все еще обещает выплатить клиентам, которых у биржи около тысячи, деньги.

Хотя для нас все эти события кажутся известиями из других времен и других мест, напоминающими то ли крах банков времен Дикого Запада, то ли не такую давнюю историю с вкладами МММ, для мира крипты это обычное дело. И проблемы, связанные с Berebit, кажутся просто микроскопическими на фоне фактически серийных мировых криптобиржевых крахов. Так, например, крах биржи FTX затронул более миллиона человек, а суммарные потери вкладчиков, по разным оценкам, составили от 6 до 11 миллиардов долларов. Олигархи, миллиардеры, звезды шоу-бизнеса и спорта, мафия, картели, террористы — тоже неизменные спутники всех скандалов, связанных с криптой. Равно как неожиданные смерти, исчезновения, детективные истории с поддельными документами, кибератаки и взломы, похищения и выкупы — непременные спутники криптотрейдинга. При этом крипто-процесс сопровождается масштабной и, вероятно, самой дорогой рекламной кампанией в истории. Так, на телевидении США реклама криптоактивов ведется в прайм-тайм супербоула — это самое дорогое рекламное время в мире.

Впору задаться вопросом: что не так с криптой? Являются ли биткоин и этериум пирамидой, биржевым пузырем или осознанным финансовым мошенничеством? Определенно не в классическом понимании финансовых пирамид и пузырей. При создании первой криптовалюты, биткоина, у создателей, очевидно, не было идеи создавать мошенническую схему. Это попытка создать систему платежей без посредника, которым для обычных денег выступает государство, в большей степени с идеологическими целями, чем с практическими. Идея системы переводов без посредника такова: чтобы все могли проверить состояния счетов, надо сделать их публичными, что-то типа записи на стене городской площади. Для защиты приватности каждая запись о состоянии счетов клиентов записана под псевдонимом, присвоенным каждому участнику. Для перевода, соответственно, участники могут удостовериться в балансах друг друга и совершить перевод. К сожалению, при открытом публичном реестре требуется механизм защиты от подделки при добавлении данных. И тут в качестве защиты и был придуман механизм «майнинга». Майнеры буквально тратят электроэнергию, достаточную для питания целого европейского государства, чтобы доказать: записи в реестре можно доверять, потому что любой, кто захотел бы ее подделать, вынужден был бы потратить такое же количество электроэнергии, что, по предположениям, должно быть экономически нецелесообразно. Такой подход, к сожалению, делает всю криптоплатежную систему неэффективной, позволяя обрабатывать не более 10 транзакций в секунду, что бессмысленно для «мировой платежной системы».

Сами по себе криптотокены, тот же биткоин, не обеспечены внутренней ценностью. Создатели биткоина предполагали, что ценность будет обеспечивать конечное количество токенов, исходя из предположения, что если что-то редкое, то оно должно иметь ценность. Проблема в том, что токен по сути просто некоторое виртуальное число. И если бы просто «редкие числа», которые сложно вычислить, имели ценность, то можно было бы заработать на больших простых числах, или числах Мерсенна, притом что большие простые числа все же ценны тем, что на них основаны современные криптографические алгоритмы. Конечно, за нахождение очередного числа Мерсенна математик может получить премию, но на этих числах не основана биржевая торговля. Вторым фактором создания ценности токена могло бы служить обеспечение эффективной международной платежной системы, но по факту биткоин как платежное средство используют только киберпреступники, например для получения выкупа от действий программ-вымогателей. Так, по оценкам канадских исследователей, как минимум семь процентов владельцев криптокошельков завели их только для того, чтобы заплатить выкуп мошенникам.

Неэффективность функционирования системы и отсутствие внутренней ценности токена делает любые вложения в криптотокены так называемой игрой с отрицательной суммой. Когда вы играете с друзьями в покер, то ваш выигрыш равен проигрышу других участников, это называется игрой с нулевой суммой. Игра с отрицательной суммой означает, что проигравшие участники теряют больше, чем выигрывают успешные. Кто-то же должен платить за потраченную электроэнергию и платить комиссионные биржам и легальным фондам, вкладывающим в криптовалюту? Это не значит, что не существует криптоинвесторов, заработавших миллиарды; конечно, они есть, просто для поддержания системы криптоторговли все время требуются новые участники, большая часть которых будет неизбежно терять вложения. И в этом смысле крипта сама собой становится подобна финансовой пирамиде или многоуровневому маркетингу, где для обеспечения прибыли старых участников требуется все большее и большее количество новых, которые даже теоретически никогда не выйдут в своих финансовых вложениях в плюс.

Факт того, что крипта — игра с отрицательной суммой, в общем, достаточно очевиден любому человеку, который пожелал бы в ней разобраться. Вероятно, поэтому тот же создатель классической финансовой пирамиды МММ Мавроди, математик по образованию, после выхода из мест заключения активно включился и до самой смерти продвигал крипту, создав и свои токены «мавро», и международный проект «Республика биткоин», снова обманув тысячи людей, к счастью, уже не россиян, а жителей ЮАР и Китая.

Что же позволяет привлекать новых людей в криптовложения? Множество факторов. Среди них есть как новые, так и вечные. Среди новых факторов — достаточная доступность. Не нужно быть членом элитного клуба инвесторов и иметь многомиллионные счета в банках, достаточно иметь доступ к Интернету. Массовая реклама через новые медиа — социальные сети, электронные рассылки. Ни одна схема до этого не располагала такой маркетинговой сетью. Сложная техническая составляющая крипты туманит и запутывает неискушенных, в том числе и регулирующие органы. Система не похожа ни на одну из мошеннических схем прошлого и сама по себе не содержит ничего противозаконного. Разумеется, работают и древнейшие пороки человечества: азарт, жадность, вера большинства, что они умнее других и «вовремя соскочат». Все эти факторы сошлись в одно время в одном месте, породив феномен «криптовалютных инвестиций». И, наверное, настало время признать, что криптовалюты, какими бы ни были первоначальные намерения людей, их создавших, сейчас являются «постмодернистской» пирамидой и, в общем, крах любой инвестиции, связанной с ними, в конечном счете неизбежен.

Авторы: ВЛАДИМИР СЕЛЕЗНЁВ Преподаватель информационной безопасности, к.т.н., Финансовый университет